Ольга Исаева
«Помощники Карлсона». Подгрупповое интегрированное занятие для детей с ЗПР. Лексическая тема «Бытовая техника»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия
в подготовительной к школе группе, интегрированной для детей с задержкой психического развития
«Помощники Карлсона»»
Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Социализация».
Цель: развивать высшие психические функции через ознакомление с бытовой техникой.
Задачи.
Коррекционно-образовательные задачи.
а) образовательная область «Социализация»
Публикация «„Помощники Карлсона“, Подгрупповое интегрированное занятие для детей с ЗПР, Лексическая тема „Бытовая техника“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
Закреплять умение детей играть в различные дидактические игры, согласовывать свои действия с действиями педагога и других детей.
б) образовательная область «Познание»
Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности. Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение. Закреплять умение создавать различные конструкции (бытовую технику) по схематическому рисунку.
в) образовательная область «Коммуникация»
Приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения. Продолжать работу по обогащению бытового, обществоведческого словаря. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Совершенствовать умение использовать в речи разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Коррекционно-развивающие задачи.
а) образовательная область «Социализация»
Развивать самостоятельность в выполнении правил и норм поведения, развивать инициативу. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения.
б) образовательная область «Познание»
Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире. Продолжать развивать умение устанавливать связь между объектами. Развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности. Способствовать развитию познавательной активности и кругозора детей.
в) образовательная область «Коммуникация»
Развивать построение высказывания, умение более точно характеризовать объект, излагать свои мысли понятно для окружающих. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Коррекционно-воспитательные задачи.
Воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением товарищей. Воспитывать навыки культуры поведения, дружеские взаимоотношения между детьми.
Словарная работа.
Обогащать речь детей существительными – названия бытовой техники (кофеварка, мультиварка, кухонный комбайн, тостер, электрический чайник, микроволновая печь и т. д.)
Индивидуальная работа.
Развивать умение у Милы, Вани отвечать полным предложением.
Развивать внимание у Милы, умение ориентироваться на листе бумаги у Вани.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: игрушка Карлсон; презентация «Четвертый лишний (бытовая техника)»; картинки с бытовой техникой; макет кухни и гостиной с мебелью;
Раздаточный: разрезные картинки: телевизор, пылесос; математический планшет на каждого ребенка; картинки с изображением бытовой техники; 2 листа, поделенные на 9 квадратов.
Предшествующая работа.
Рассматривание иллюстраций, рисунков с разной бытовой техникой и инструментами; работа с математическим планшетом.
Методические приемы.
Словесные методы: дидактическая игра «Спор электроприборов»
Наглядные методы: иллюстрации, картинки, презентация «Четвертый лишний (бытовая техника)».
Практические методы. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Разрезные картинки», «Собери технику» на математическом планшете, «Расставь, как на схеме», «Поставь на свое место»
Игровые методы. Приход Карлсона.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Учитель-дефектолог: Здравствуйте, ребята, к нам в гости пришел Карлсон. Он говорит, что недавно в гостях у него, в домике на крыше, побывал его друг Малыш. Малыш очень удивился, что в доме нет бытовой техники. Карлсон прилетел к нам с просьбой: объяснить для чего нужна бытовая техника и помочь ему приобрести ее. Поможем Карлсону? (ответы детей).
2. Основная часть.
Карлсон : Объясните, пожалуйста, что такое бытовая техника?
Дети: Это техника, которая помогает делать домашнюю работу.
Карлсон : А какая техника самая нужная?
Учитель-дефектолог: А это мы сейчас тебе расскажем. Мы поиграем в игру «Спор электроприборов» и ты сам все поймешь.
1. Дидактическая игра «Спор электроприборов».
Учитель-дефектолог: Каждый из детей возьмет на себя роль одного из бытовых приборов и докажет, что он самый нужный в доме. Например: «Я – пылесос, я самая необходимая в доме бытовая техника, без меня чисто не убрать в квартире».
Дети по очереди выбирают картинку и рассказывают от имени бытовой техники, изображенной на картинке (по две картинки).
Учитель-дефектолог: Сейчас предлагаю отправиться в магазин и выбрать бытовую технику для Карлсона.
2. Презентация - дидактическая игра «Четвертый лишний». Садимся за ноутбук.
Учитель-дефектолог: Посмотрите внимательно на первый слайд и скажите: какие картинки вы видите, что здесь лишнее и почему?
Дети: Нарисованы холодильник, газовая плита, посудомоечная машина и шкаф. Лишний шкаф, потому что это мебель, а остальные картинки – бытовая техника.
Учитель-дефектолог: Посмотрите на второй слайд. Что здесь лишнее?
Дети: Лишняя книга, потому что все остальное – телевизор, компьютер, ноутбук – бытовая техника.
Учитель-дефектолог: Что можно сказать про картинки на этом слайде? (3 слайд)
Дети: Миксер, обогреватель, вентилятор – бытовая техника, а солнце – лишнее.
Учитель-дефектолог: Молодцы. Ваня, что можно сказать про этот слайд?
Ребенок: Здесь нарисованы чайник, стиральная машина, пылесос и телефон. Лишний чайник – это посуда, а остальное – бытовая техника.
Учитель-дефектолог: Мила, расскажи про следующий слайд.
Ребенок: Нарисована кофеварка, мультиварка, кастрюля и кухонный комбайн. Лишняя кастрюля – это посуда.
Учитель-дефектолог: Молодцы, справились с заданием. Посмотрите на последний слайд.
Дети: Нарисованы мясорубка, миксер, микроволновая печь, утюг.
Учитель-дефектолог: Как вы думаете, что здесь лишнее? Все картинки – бытовая техника.
Дети: Лишний утюг. Это слово начинается на звук У, остальные картинки на звук М.
Учитель-дефектолог: Вы замечательно справились с заданием, Карлсон очень доволен вашими ответами. Ему хочется приобрести бытовую технику. Поможем ее собрать?
3. Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Учитель-дефектолог: Соберем для Карлсона бытовую технику из разрезных картинок, посмотрим, что у кого получится.
Дети собирают разрезные картинки.
Дети: У нас получились телевизор и пылесос.
4. Дидактическая игра «Собери бытовую технику» на математическом планшете.
Учитель-дефектолог: Карлсон, мы знаем, что ты очень любишь мороженое, тортики. Чтобы они не испортились, тебе пригодится холодильник. А чтобы в нелетную погоду ты мог поговорить с Малышом, мы сделаем тебе телефон.
Дети выкладывают холодильник и телефон на планшете.
Карлсон : Большое спасибо, мне очень пригодится эта техника. А сейчас я предлагаю вам поиграть.
5. Дидактическая игра «Расставь, как на схеме».
Карлсон : В квадраты поставьте картинки с бытовой техникой так, как у меня. (3 картинки в разных частях). Дети ставят.
Карлсон : Скажи, Мила, в каком квадрате у тебя стоит утюг?
Ребенок: Утюг стоит в правом верхнем квадрате.
Карлсон : Скажи, Ваня, в каком квадрате у тебя стоит миксер?
Ребенок: Миксер стоит в левом нижнем квадрате.
Карлсон : В каком квадрате у вас стоит пылесос?
Ребенок: Пылесос стоит в квадрате на левой стороне.
Карлсон : Я еще раз поменяю картинки местами. Переставьте свои картинки. Где сейчас стоят ваши картинки?
Ответы детей.
6. Дидактическая игра «Поставь на свое место»
Карлсон : Спасибо, ребята, вы помогли мне разобраться, что такое бытовая техника. Я хочу вас пригласить к себе домой, чтобы расставить бытовую технику на свои места.
Дети подходят к макету комнат: кухни и гостиной.
Учитель-дефектолог: будем брать по одному предмету и говорить полным предложением, в какую комнату и куда мы ставим эту бытовую технику.
Ребенок: Я поставлю телевизор на тумбочку около окна в гостиной.
Ребенок: Я поставлю холодильник в углу на кухне около двери.
(дети ставят пылесос, стиральную машину, посудомоечную машину, телефон, утюг, микроволновую печь, газовую плиту, миксер, электрический чайник, обогреватель, кухонный комбайн, мясорубку, соковыжималку, компьютер).
Карлсон : Теперь у меня дома много разной бытовой техники, которая будет мне помогать готовить, убираться, отдыхать. Спасибо вам ребята, я полечу за Малышом, позову его в гости.
Учитель-дефектолог: До свидания, Карлсон. А нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Мне понравилось, как вы помогали Карлсону узнавать о бытовой технике. А что вам запомнилось?
Ответы детей.
Литература.
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. – М. Мозаика – синтез, 2010.
2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1, 2 / Под общей ред. С. Г. Шевченко – М. : Школьная Пресса, 2004. – 112 с.