Анастасия Белова
Подгрупповое логопедическое занятие с детьми подготовительной группы «Перелётные птицы. Водоплавающие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно- образовательные задачи. Обобщение представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней осень. Систематизация знаний о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Уточнение и активизация словаря по теме «Перелетные птицы» (птица, лебедь, журавль, утка, гусь, ласточка, стриж, кукушка, грач, скворец; летать, зимовать, собираться, курлыкать, тосковать, возвращаться; перелетный, водоплавающий, пернатый). Совершенствование навыка рассказывания по картине. Формирование целостного представления об изображенном на картине. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Совершенствование навыка анализа предложений. Совершенствование слогового анализа.
Темочки:
- Водоплавающие птицы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Коррекционно- развивающие задачи. Развитие связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, мышления и памяти, тонкой и общей моторики, координации движений.
Воспитательные задачи. Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, любви и бережного отношения к природе.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Логопед. Отгадайте загадку.
Птицы стаями летят.
Грустно. Дождь и листопад.
Ветер в небе тучи носит,
Потому что это…
Дети. осень.
Логопед. Верно. И сегодня мы продолжаем разговор об осени, поговорим о том, что происходит осенью в жизни птиц, рассмотрим картину «Отлет птиц» и составим рассказ о ней.
2. Предварительная беседа. Прослушивание записи криков журавлей.
Логопед. Что вы услышали?
Дети отвечают.
Логопед. Какими были крики?
Дети. грустными, печальными, пронзительными.
Логопед. Почему?
Дети. Журавли улетают в теплые края, прощаются с родиной до самой весны, поэтому им грустно.
3. Рассматривание картины «Отлет птиц» и беседа по ней.
Вопросы логопеда детям. Логопед добивается развернутого ответа на каждый вопрос.
Кого вы видите на картине?
Что птицы делают?
Где они собираются в стаи?
Каких птиц вы видите на переднем плане? (белые лебеди и кулики)
Какие птицы собрались у самой воды? (журавли)
Кого вы видите вдалеке на воде? (уток)
Стаи каких птиц поднялись высоко в небо? (лебедей и журавлей)
Какая природа окружает птиц? Расскажите о времени года, о лесе на заднем плане картины, о воде, о небе.
Дети. Наступила поздняя осень. Лес на заднем плане картины совсем голый, темный. Трава пожелтела и засохла. Вода в озере серая и холодная. Небо покрыто тучами. Идет дождь. Дует ветер.
Логопед. Подумайте, какие слова можно сказать о дожде и ветре.
Дети. Дождь осенний, моросящий. Ветер порывистый, холодный.
Логопед. Какое настроение вызывает картина?
Дети. картина вызывает грустное осеннее настроение.
4. Подвижная игра «Лебеди учатся летать».
Дети встают в круг, поднимают руки, разводят их в стороны и выполняют взмахи руками, двигаясь по кругу с высоким подниманием колена. По команде логопеда дети заканчивают выполнение упражнения.
5. Игра с мячом «Чей? Чья? Чье?».
Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, вы ловите мяч и отвечаете на него.
Шея лебедя- чья?
Дети. Лебединая шея.
Ноги журавля- чьи?
Дети. Журавлиные ноги.
Клюв утки- чей?
Дети. Утиный клюв.
Крыло гуся- чье?
Дети. Гусиное крыло.
6. Упражнение «Составь схему».
Логопед. Еще раз повторите предложение о том, что делают птицы, которые поднялись в осеннее небо.
Дети. Птицы прощаются с озером и лесом.
Логопед. Сосчитайте слова в этом предложении.
Дети. Шесть.
Логопед. Верно. А теперь составьте схему этого предложения.
Приложение 1 (для увеличения до необходимого размера для вырезания).
Логопед. Назовите слова по порядку.
Дети называют.
7. Коллективное составление плана рассказа.
Логопед. Давайте вместе составим план рассказа по картине. С чего начнем?
Дети. можно начать с описания времени года и природы.
Логопед. Что расскажете потом?
Дети. потом мы расскажем о птицах.
Логопед. Чем вы закончите рассказ?
Дети. рассказ можно закончить описанием настроения, которое вызывает картина.
Логопед. Хорошо. А теперь подумайте одну минуту и подготовьтесь к составлению рассказа.
8. Пауза для подготовки детей к рассказу.
9. Рассказ по картине «Отлет птиц».
Отлет птиц.
Наступила поздняя осень. Лес стоит темный, голый. Трава пожелтела и засохла. Небо покрыто тучами. Идет холодный моросящий дождь. Дует порывистый ветер. Вода в озере стала холодной.
Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету в теплые края.
На переднем плане картины мы видим белых лебедей и маленьких куликов. У самой воды собрались журавли. По озеру плавают утки. Высоко в небо поднялись стаи лебедей и журавлей. Птицы прощаются с озером и лесом.
Картина вызывает грустное осеннее настроение.
10. Игра «Посчитай слоги, определи первый звук».
Логопед прикрепляет на доску картинки перелетных птиц (лебедь, кулик, журавль, утка, трясогузка, грач, просит детей посчитать количество слогов в названиях этих птиц и назвать первый звук в начале этих слов.
11. Окончание занятия.
Оценка работы детей. Рефлексия.