Наталья Лянгузова
Консультация «Подготовка руки ребенка к письму в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка руки к письму начинается
задолго до прихода в школу. Захват
погремушки, игры с пальчиками малыша,
массаж кончиков пальцев, рисование
каракулей, лепка из пластилина, глины,
теста и многое другое поможет будущему
ученику научится красиво писать, не
испытывая при этом усталости и
отрицательных эмоций.
Важно сразу научить ребенка правильно
держать пишущий предмет. Это, как
показывает практика, остается без должного
внимания взрослых. Ребенок закрепляет
Публикация «Консультация „Подготовка руки ребенка к письму в школе“» размещена в разделах
неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма
печатными буквами, штриховки.
Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущими
предметами разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка,
сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать
максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, научившегося неправильно
держать ручку, очень трудно переучить.
А как же правильно? При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1.5-2см. конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует наблюдать, как ребенок пишет и решить, правильно ли он выполняет это действие.
Можно использовать такой методический прием. Поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он руководит вашими действиями, подсказывая, если вы что-то делаете не так. Этот прием концентрирует внимание на элементах выполняемой работы и более эффективно организует научение. Затем ребенок действует самостоятельно.
Подсказка должна быть минимальной и постепенно сводиться на нет. Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того, как ему исполнится 4 года, чтобы иметь запас времени исправления неправильного навыка перед поступлением в школу.
Заниматься шестилетний ребенок может не более 20 минут.
Как распознать неправильный навык?
О неправильном навыке письма говорят следующие детали:
- неправильное положение пальцев. Ребенок, держит пишущий предмет «щепотью», «горсточкой», в кулаке, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.
- ребенок держит ручку слишком близко к её нижнему кончику или слишком далеко от него.
- кисть жестко зафиксирована.
- слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.
- ребенок при закрашивании активно поворачивает лист, значит он не умеет изменять направление линий при помощи пальцев.
- ребенок рисует слишком меткие предметы, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти руки.
Это можно проверить! Предложите ребенку нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, но не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать её в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.
Как исправить?
Для исправления неправильного навыка письма можно
воспользоваться следующими приемами:
- на верхней фаланге среднего пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
- нарисовать на ручке черту, ниже которой не пожжет опускаться указательный палец.
- если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение крупных фигур, размером с треть альбомного листа, без отрыва руки.
- если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.
Как развивать мелкую мускулатуру?
- разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять поролоновые шарики, губку.
- катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки.
- хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
- нанизывать бусинки, пуговки на нитку. Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
- заводить будильник игрушечным ключом.
- штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками.
- резать ножницами.
- конструировать из бумаги, шить, вышивать, вязать
- делать пальчиковую гимнастику.
- рисовать узоры по клеточкам в тетради
- заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и др)