Ольга Тимощенко
«Путешествие по сказке Гуси-лебеди». Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка к обучению грамоте «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»
Цели:
1. Учить дифференцировать согласные звуки [л], [л], [г], выделять данные звуки в словах, делить слова на части, выполнять звуковой анализ слова.
2. Выявить знания детей о составе предложения (длинное, короткое)
3. Выявить умение выделять звуки из слов, на слух определять место звука в слове, подбирать слова к схеме.
4. Совершенствовать умение составление предложений по схеме.
Публикация «„Путешествие по сказке Гуси-лебеди“, Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
5. Совершенствовать умение дифференцировать согласные и гласные звуки.
6. Пополнять словарный запас прилагательными, закреплять умение согласовывать их с существительными в роде и падеже.
7. Воспитывать чувство коллективизма (умение работать со сверстниками, любовь к русскому народному творчеству.
- Ребята, вы любите путешествовать? А в сказку хотите отправиться? В какую сказку мы пойдем путешествовать, вы сейчас отгадаете сами. Разделитесь на две команды, первая команда собирает картинку из частей, а вторая, прочитает слова в нашей схеме и прочитает название сказки по начальным звукам заданных слов
Груша Лоб
Уши Еда
Самолет Булка
Ирис Ель
Дом
Игрушки
Команды отвечают, что получилось сказка «Гуси-лебеди». - Ребята, посмотрите теперь на картинку и скажите, почему у Аленушки такое печальное лицо? А теперь посмотрите на другую картинку и схему, которая висит рядом с ней. Составьте предложение по этой картине, опираясь на данную схему. (На магнитной доске помещается схема предложения из трёх сов)
- Правильно. Сколько слов получилось в вашем предложении? (3). А сколько должно быть по схеме? (Тоже 3)
-А теперь посмотрите на эту схему. (На магнитной доске помещается схема предложения из четырёх слов)
-Сколько слов должно быть в этом предложении? (4)
-Составьте мне предложение из 4-х слов, (выслушиваются ответы детей)
-Молодцы, вы составили интересные предложения и все так как было нарисовано на
схеме.
-Вот нам и в сказку пора. Но пропуском в эту сказку будут необычные слова. Мы с вами знаем, что в русском языке есть слова, которые состоят из двух слов. Например, земля + трясти = землетрясение. А теперь давайте попробуйте вы сами. Помогут нам с вами в этом схемы. (Воспитатель прикрепляет на ковралин сначала картинку, потом прибавляет слова ход, лет, театр)
Пар + ход = пароход Луна + ход = луноход Сам + лет = самолет Кино + театр = кинотеатр
- Молодцы. Вот мы и в сказке. Посмотрите, кто же нас встречает (Аленушка). -А почему она стоит посреди поляны? Как вы думаете мы можем ей помочь? (перед детьми на нарисованной дорожке лежит клубок)
-Что укажет нам дорогу, что бы добраться до избушки Бабы-Яги. Это же наш с вами волшебный клубочек. Но сейчас он не может катиться, забрала у него всю волшебную силу Баба-Яга. Давайте ему поможем. Назовите первый звук в слове «гуси», [г] - какой звук, давайте его определим (согласный твердый)
- Каким цветом мы обозначим этот звук? (синий кружок) -Произнесите его. Как он звучит в этом слове? (твердо) -А теперь назовите первый звук в слове «лебеди».
-[л] - какой звук, давайте его определим? (согласный твердый) -Каким цветом мы обозначим этот звук? (синий кружок) -Произнесите его. Как он звучит в этом слове? (мягко) -Каким цветом обозначим этот звук? (зеленым кружком)
- правильно, а теперь возьмите синий кружок или зеленый, кто какой захочет и придумайте слова со звуками [г], [л], [ль], в зависимости от цвета вашего кружка, по очереди передавая наш клубочек друг другу. (Дети передают клубок друг другу, называя слова в которых есть данные звуки и прикрепляют свой кружок к ковралину)
- Молодцы, слова назвали правильно, наш клубочек набрался волшебной силы от вас и мы можем отправляться в дорогу. Но на пути у нас будут трудности, давайте произнесем наш девиз: «Сам пропадай, а товарища выручай»
- Ну, в путь! Раз - два - три, клубочек дорогу покажи! (Клубочек катиться по дорожке до картинки с изображением яблони).
- Посмотрите, к какому дереву прикатился наш клубочек? (Яблоня)
-Что вы можете рассказать про это дерево? (небольшая, ветвистая, сказочная, тонкоствольная и т. д.)
- Как же нам яблоня может подсказать, где нам братца Иванушку искать? (на веточке висит волшебное яблочко с заданием)
- А как же нам его достать? Посмотрите, около яблоньки лежат буквы. Что это за буквы? (гласные и согласные)
- Давайте построим лесенку из гласных и согласных букв. Лена, Даша и Полина строят из гласных, а Дима, Максим и Миша - из согласных.
- Вот и достали мы яблочко с заданием. А задание такое: подобрать к данной схеме слово и картинку (к данной схеме прилагаются картинки, среди которых есть картинка с изображением избушки)
Дети называют слово «избушка» (рядом выложена звуковая схема слова)
- Ребята, мы устали с вами, давайте отдохнем. Я приглашаю вас поиграть с клубочком.
- Молодцы, поиграли, отдохнули, давайте продолжать путь дальше. Вот мы и дошли до избушки, в которой живет Баба-Яга.
Самой Бабы-Яги дома нет, а только висит замок волшебный на двери и гуси-лебеди дом охраняют. Поэтому вести себя надо тихо, а волшебство побеждать не силой, а умом. Смотрите, у замка висит подсказка-задание :
«Эта дверь откроется только тому, кто сможет отгадать все задания. А кто не сумеет, тот никогда в эту дверь не войдет»
Задание 1.
Отгадайте загадку. Куда бежит, сама не знает. В степи ровна, в лесу плутает, Споткнется у порога. Что это?
- Назовите первый звук в этом слове [Д].
- Этот звук обозначается буквой «Дэ». Настя, найди эту букву и прикрепи ее на дверь избушки.
Задание 2.
Найдите одинаковый звук в словах (выкладываются картинки).
ЛОЖКА, ЗАКОЛКА, ИГОЛКА, ВЕРЕВКА, МАШИНА (звук [а]).
- Ксюша, найди букву А и выложи ее на ковралин.
Задание 3.
Какая буква потерялась в этих словах
ТАБУ. ЕТ К А. ТОШКА (выкладывается буква «Рэ»)
Задание 4.
Назовите слова, в которых первый согласный звук звонкий.
КАПУСТА, СВИТЕР, ТУФЛИ, ЖУКИ, ПАЛЬТО, ЖАКЕТ (звук [ж], ребенок выкладывает букву «Жэ»)
Задание 5.
Отыщи букву.
Найдите среди множества нарисованных предметов только букву, (буква Бэ, дети выкладывают ее на ковралин)
Задание 6.
Теперь возьмите карандаши и соедините точки на листе бумаги, (получилась буква «У», дети выкладывают ее на ковралин)
- Ребята, посмотрите на дверь. Букв у нас получилось много. Давайте попробуем составить из них слово
Д РУЖБА
- Молодцы. Вот и спасли мы с вами Иванушку. Теперь его Аленушка отведет домой и никогда не оставит одного без присмотра. Сто помогло нам с вами спасти Иванушку? (взаимовыручка, дружба, помощь)
- А теперь давайте вспомним, в какой сказке мы побывали?
- Какие звуки мы находили и произносили?
- Назовите буквы, которые мы отгадывали.
- А теперь давайте возвращаться из сказки обратно в детский сад.