Елена Творогова
Подготовка к обучению грамоте. Итоговое занятие
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: Развитие фонематических процессов, работа по развитию речи, обучение первоначальному чтению и печатанию букв.
Задачи:
Закрепить понятия: «звук», «слог», «слово», «предложение».
-основные свойства фонематического (звукового) строения слова;
модели (схемы) слов и предложений, специальные символы для обозначения звуков;
Публикация «Подготовка к обучению грамоте, Итоговое занятие» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
- умение сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, сопоставлять слова по звуковому составу;
- развивать умение называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета; «родственные слова».
совершенствовать слоговое членение слов, выделение слогов из слова, постановку ударения в словах, определение ударного слога;
- умение различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.
Ход занятия:
Дети в кругу играют:
«Солнышко, колоколнышко (Отходят назад)
Ты пораньше взойди (Вдох,
Нас пораньше разбуди. (Выдох).
Нам в поле бежать, нам весну встречать. (Бегут по кругу)
Входит Весна (воспитатель).
Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что вы меня все так любите и, поэтому, поспешила к вам на занятие - убедиться, достаточно ли вы грамотны, чтобы отправиться в этом году в школу.
Играет с детьми в игру «Весна, весна красная!».
Весна, весна красная! (Идут по кругу, взявшись за руки)
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью: (В другую сторону)
Со льном высоким, (Останавливаются, руки вверх, вдох.)
С корнем глубоким, (приседают, опускают руки, выдох)
С хлебом обильным. (Взявшись за руки, бегут по кругу).
Весна:
Ребята, назовите мне весенние слова, а можно и их ласковые варианты. Дети называют: льдина – льдинка, трава – травка, ветка – веточка, проталина – проталинка, луг – лужок, пень – пенёчек, дерево – деревце, ручей – ручеёк и др. (Можно с мячом).
А скажите мне, пожалуйста, что такое родственные слова. Выслушиваются все ответы, обобщаются. Затем предлагается придумать родственные слова к словам: «весна», «грач», «лес».
Весна: А сейчас мы превратимся все в ручеёк и побежим по лесной тропинке (бегут змейкой между столами, поют «Ой, бежит ручьём вода). Остановились у доски – там находится берёзка без листиков. Предлагается игра «Какой, какая, какие» - за каждый правильный ответ и красивое согласованное с существительными прилагательное на берёзке появляется листочек (дети крепят их сами к дереву). (Примерные слова: солнце, трава, птицы, подснежник). Все садятся за столы.
Весна: сейчас я хочу провести небольшой блиц-опрос, вы должны быстро и правильно ответить на мои вопросы.
- Какие бывают звуки? (Шумовые, речевые, музыкальные).
- На какие звуки делятся речевые? (гласные и согласные). Чем они отличаются? (Гласные тянутся и поются, а согласные – не тянутся и не поются).
- Какие бывают согласные? (Твердые и мягкие; глухие и звонкие).
- Какие бывают гласные? (Ударные и безударные).
Далее предлагается сделать звуковой анализ слов: «весна», «почки» (можно любые другие слова). Дети работают со схемами за столами, один ребёнок у доски. Даётся полный анализ слов (Сколько всего звуков, сколько гласных, согласных: мягких и твёрдых; определяется ударный слог и ударная гласная).
Весна: Ребята, а что такое «слог»? (Ответы детей). Верно, слог – это часть слова. Давайте поиграем в такую игру: сколько я сделаю хлопков в ладоши, с таким количеством слогов вы мне придумаете слово. При этом вы должны выделить интонационно ударный слог и назвать ударную гласную. (Дети выполняют задание)
Давайте немного отдохнём – проводится пальчиковая гимнастика:
1.«Капля раз, капля два, очень медленно сперва,
А потом, потом, потом – всё бегом, бегом, бегом. (По столу подушечками пальцев).
Мы зонты свои открыли, от дождя себя укрыли. (Руки в «замок» вывернуть вверх над головой).
2. «Иди, весна, иди, красна (Пальчики идут по столу)
Принеси ржаной колосок, (Поочерёдно загибают пальцы)
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые
Большой урожай в наш край». (Подняв руки вверх, сгибают и разгибают пальцы обеих рук).
Весна: Ребята, мы очень весело поиграли со словом, а если я соберу сразу несколько слов, во что они превратятся? (Дети отвечают: в предложение).
Верно, я хочу попросить вас придумать предложение обо мне, т. е. – о весне.
Дети придумывают разные предложения, заслушиваются все ответы. Наиболее удачные и красивые предлагается изобразить схемой. Дети выкладывают схемы двух предложений, например: «Весной на Родину возвращаются птицы», «На проталинке расцвел первый подснежник». Делается анализ предложений (сколько всего слов, назовите, третье слово, маленькое, последнее и т. д.). Можно обыграть предложение, превратив ребят в «живые слова».
Далее предлагается игра «Буквы заблудились». На плакате нужно отыскать глазами букву, назвать её и любое слово с неё начинающееся.
Весна: Какие вы молодцы, наверно, и читать умеете? Предлагаются разные плакаты у доски для чтения по желанию детей. «Знают даже носороги, слова делятся на слоги, мы по стрелочкам пойдём и сейчас их все прочтём» и т. д. (Дети собирают слова).
Другое задание: прочитать слово (существительное) и подобрать подходящий ему по смыслу глагол. Например, травка – зеленеет.
Затем дети выполняют задание в тетрадях: переносят по стрелкам в круги буквы и читают получившиеся слова: «школа», «ученик», «тетрадь».
Весна очень довольна, а ребята выразили желание прочесть для неё стихи.
1Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла Весна.
2 Синее небо, синие тени,
Синие реки сбросили лёд.
Синий подснежник – житель весенний
На синей проталинке смело растёт.
3 Старый тополь у крылечка.
Ищет грач своё местечко
Грохот льдин, шуршанье вод,
Света полный небосвод.
Муравьи, едва подсохли,
Дружно взялись за дела:
Муравейников высоких
Починяют купола.
Весна благодарит детей за эту встречу, за тягу к знаниям, за красивую и чистую речь. Вручает всем памятные медальки.