Инна Агаева
Подготовка дошкольников к обучению в школе посредством развития мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность опыта
Подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, которая с каждым годом становится все актуальнее. Поэтому следует уже в дошкольном возрасте развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Теоретическая база опыта
Публикация «Подготовка дошкольников к обучению в школе посредством развития мелкой моторики рук» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня – один шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние». Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Они установили, что уровень развития руки детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, т. к. является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий.
Помимо этого была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В. М. Лыков, Ю. Ф. Змановский, Н. Т. Терехова, М. Ю. Кистяковская, М. М. Кольцова, С. О. Филиппова – отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. Следовательно, уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости.
Ведущая идея опыта
Письменный способ выражения мысли – одно из величайших достижений опыта человечества. Значение умения пользоваться этим способом общения для каждого человека исключительно велико. Различные области деятельности в большинстве своем тесно связаны с процессом письма. Однако письмо может стать подлинным средством общения лишь в том случае, если оно будет удобно читаемым, четким и по возможности красивым. В этом проявляется и культура самого пишущего и уважение к тому, кто будет читать написанное. Поэтому задачей школы является формирование полноценного навыка письма. Выработать у учащихся четкое, красивое письмо невозможно в короткий срок; для этого потребуется несколько лет, так как навык письма формируется медленно.
Ручная умелость (моторика рук) является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка. Если на первый план выдвигается овладение только практическими приемами и технологиями, то результатом будет лишь «набитая рука», а не развитие личности. Ручная умелость является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, общего развития ребенка.
Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и др., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп. Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. В истории развития человечества роль руки исключительно велика. Она дала возможность развить путем жестов – указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и т. д. – тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей.
Что же представляет собой рука к моменту поступления в школу? Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Мышечная система руки с ее различными видами чувствительности и многообразными движениями не только активное звено аппарата движения, но и своеобразный орган чувства. В 7 лет в мышцах ребенка имеется сложно настроенный двигательный аппарат. Однако нервная регуляция движений ребенка еще несовершенна, мелкие мышцы руки недостаточно развиты, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев, что вызывает особенные трудности при обучении графическим действиям дошкольников. Тренировка пальцев рук повышает согласованность в работе мышц, дает возможность выполнять сложные движения одним или несколькими пальцами.
Рассматривая движения руки во время письма, многие исследователи отмечают, что существуют различные способы выписывания букв. Однако, письмо, выполняемое движениями пальцев, целесообразнее, т. к. является наиболее экономным, а следовательно, и потенциально более скорым. У детей же младшего дошкольного возраста кистевые движения развиты лучше, чем движения пальцев. Исследования, проводимые для изучения возможности подготовки к формированию навыка письма, показывают, что детям 4-7 лет легче осуществлять сгибание и разгибание большого и указательного пальцев (наиболее задействованных в процессе письма) и труднее – вращательные движения этих пальцев.
Двигательный акт письма требует тонкой координации движений, длительной фиксации суставов, а, кроме того, связан со значительной статической нагрузкой, обусловленной неподвижной позой при письме. Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость по отношению к статическим нагрузкам у детей этого возраста определяют чрезвычайную сложность овладения навыком письма. Поэтому следует уже в дошкольном возрасте развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Из всего вышесказанного видно, насколько важна организация деятельности, направленной на развитие руки ребенка, в дошкольный период. С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование речи ребенка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит, и для интеллектуального развития, с другой – готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что в сумме во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе и успешную адаптацию к новым условиям.
Технология опыта
Исходя из вышесказанного, я пришла к выводу, что неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, в дальнейшем может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе, слабой эмоциональной – волевой сфере ребенка. Поэтому я решила заняться этой проблемой вплотную, ведь умение выполнять мелкие движения с предметами развивается именно в дошкольном возрасте.
Работу по развитию мелкой моторики рук своих детей я начала со старшей группы. Вначале я выявила исходный уровень развития мелкой моторики рук детей. Для этого я использовала задания различной степени трудности. Проведя исследование своих воспитанников, я обнаружила низкий уровень развития мелкой моторики рук: большинство детей плохо владеет карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у некоторых детей отмечается плохая координация движений.
Исходя из этого, я поставила перед собой цель: Развить и подготовить руку ребенка к письму.
Для выполнения своей цели я выделила следующие задачи:
• Формирование устойчивого интереса, выработка графических навыков;
• Развитие творческих умений (художественных, изобразительных, речевых, графических);
• Развитие умственной деятельности;
• Воспитание нравственно-волевых качеств;
• Совершение практической деятельности.
На основе этих задач я составила перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, благодаря которому смогла распределить материал таким образом, чтобы учесть возрастные и индивидуальные особенности детей, а также охватить все разделы предполагаемой работы по данной теме.
Перспективный план работы
по развитию мелкой моторики рук
старшая группа
Период Содержание работы Цели и задачи проводимой работы
Октябрь
Знакомство с работой по развитию мелкой моторики рук.
Познакомить и заинтересовать родителей, привлечь к совместной работе.
Обследование руки детей
Выявить отклонения для дальнейшей работы.
Игры с мелким строительным материалом
Развивать ручную умелость, координацию движений, воображение.
Игры:
«Подбери по форме», «Домино», «Составные картинки».
Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.
Пальчиковые игры:
«Человечки», «Мои веселые пальчики», «Цветок», «Лодочка».
Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.
Литература:
Венгер И. Б., Венгер А. А. Сенсорное воспитание культуры ребенка
Ноябрь
Знакомство с карандашом.
Игры на развитие 3-х пальцев.
Учить детей правильно держать карандаш
Работа с карандашом + готовые формы (закрашивание):
«Овощи- фрукты», «Грибы», «Домашние и дикие животные»…
Закрепить навык закрашивания без пробелов, не выходя за контур.
Игры:
«Лепка из твердого материала», «Нанизывание бус, пуговиц», «Цветные ниточки»
Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.
Пальчиковые игры:
«Зарядка для пальчиков», «Зайки», «Речка и рыбка».
Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.
Литература:
Щербина С. В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать.
Декабрь
Знакомство с элементами дымковской росписи
Учить выкладывать орнамент из полосок, кружочков, палочек - закрепить цвета.
Шнуровка:
«Платье», «Сапожок», «Сумка»
Развивать ручную умелость, фантазию
Рисование пальчиками
«Снежок», «Ягоды»
Развивать тактильную чувствительность.
Пальчиковые игры:
«А на горке снег, снег.», «Гармошка».
Развивать чувство ритма, координацию движений
Литература:
Щербина С. В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать.
Январь
Дорисовка до образа.
Игры:
«Обведи контуры фигур», «Яркое солнышко», «Засолка овощей».
Учить доводить образ до конца, закрашивать фигуру цветными карандашами.
Выкладывание фигур из счетных палочек
Развивать воображение, сообразительность.
Игры:
«Дом и ворота», «Елочка», «Качели».
Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.
Пальчиковые игры:
«Замок»,
«Собака», «Кошка».
Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук
Литература:
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь.
Февраль
Работа в тетрадях:
упражнения «Дорисуй узор», «Дождь».
Развивать логическое мышление, формировать внимание, аккуратность, глазомер
Трафареты геометрические и предметные
- учить дорисовывать до образа; развивать работу обеих рук, мышление, фантазию.
Работа с ножницами
(ленточки, дорожки)
Развивать конструктивные способности, пространственную ориентацию, мелкую моторику рук.
Игры:
«Дорисовка до образа», «Улица геометрических фигур»
Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.
Пальчиковые игры:
«Мышка», «Зайка»
Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук
Литература:
Никитин Б. П. Ступени творчества или развивающие игры
Март
Оригами
«Сложи квадрат, прямоугольник», «Лягушка»
Развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности.
Творческая работа с бумагой
«Мимоза», «Цыпленок», «Облако».
Учить комкать, отщипывать, вырезать бумагу (доведение до образа, развивать творческие способности.
Работа в тетрадях «Продолжи узор»
Развивать пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать,
Пальчиковые игры:
«Дом с трубой», «Бабочка», «Одуванчик»
Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук
Литература:
Богатева З. А. Чудесные поделки из бумаги
Апрель
Ориентировка на листе бумаги,
«Укрась платочек», «Кто нарисует больше».
Развивать координацию движений, сформировать внимание, глазомер.
Работа с проволокой
Развивать умение изготавливать игрушки из проволоки, наматывать пружинку на карандаш
Работа с крупой
«Золушка»
«Дорожка», «Цветок».
Развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность
Пальчиковые игры:
«Зеркальце», «Лягушка», «Сороконожка». Развивать мелкую моторику рук, внимание, оптико – пространственное восприятие.
Литература:
Дьяченко О. М. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста.
Май
Знакомство с силуэтами
Учить рисовать с помощью силуэтов, закрашивание их и вырезание по контуру.
Рассказывание сказки пальцами
Развивать работу обеих рук, сообразительность.
Обследование руки
Выявление изменений.
Пальчиковые игры:
«Влез опенок на пенек», «Птички в гнезде».
Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук
Литература:
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь.
Перспективный план работы
по развитию мелкой моторики рук
подготовительная группа
Период Содержание работы Цели и задачи проводимой работы
Октябрь
Обследование руки
Выявить отклонения для дальнейшей работы
Рамки и вкладыши
Закрепить умения правильно держать карандаш и закрашивать без пробелов в определенном направлении
Штриховка
Овладение 3-мя видами штриховки на геометрических фигурах
Пальчиковые игры
«Встреча», «Спит на льдинке целый день».
Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма
Литература:
Никитин Б. П. Ступени творчества или развивающие игры.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь.
Ноябрь
Математическая мозаика
Продолжить создание предметов и сюжетов из геометрических фигур.
Конструирование из геометрических фигур
Развивать воображение, сообразительность.
Работа в тетрадях
– «Продолжи узор» Закрепление навыков работы в тетрадях, формирование образного мышления, развитие координации движений
Игры
«Магазин», «Сделаем узор», «Украсим кукольное пальто»
Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - моторную координацию, глазомер
Пальчиковые игры:
«В гости к пальчику большому», «Веточки на яблоньках»
Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук
Литература:
Щербина С. В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать.
Декабрь
Рисование пальцами, ладошкой
«Снежинки», «Воробей», «Мишка», «Слоник».
Развивать творческое воображение, тактильную чувствительность.
Елочные украшения
изготовление игрушек, гирлянд, снежинок своими руками, с помощью трафаретов, силуэтов, ножниц.
Развивать репродуктивное и творческое воображение, память, мышление, зрительно - моторную координацию, глазомер
Игры с мелким строительным материалом
Развивать ручную умелость, оптико-пространственное восприятие
Пальчиковые игры:
«Заводные машинки», «Утречко», «Ножки идут по дорожке».
Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма
Литература:
Венгер И. Б., Венгер А. А. Сенсорное воспитание культуры ребенка
Январь
Штриховка косыми линиями
Развивать умение штриховать в определенном направлении.
Вышивка на бумаге, картоне
«Тропинка», «Яркое солнышко»
Учить работать иглой и нитью, познакомить со швом «вперед иголкой»
Работа в тетрадях.
Развивать координацию движений
Пальчиковые игры:
«Цветные ниточки», «В огороде за забором», «Колокольчик».
Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук
Литература:
Гаврилова С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать.
Февраль
Штриховка дугами
Закрепить знакомые виды штриховки познакомить с новым видом.
Поделки из проволоки
Развивать мышление, воображение, сообразительность, глазомер
Оригами
«Зайчик», «Грибок», «Птичка» Закрепить умение изготавливать поделки из бумаги, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога
Пальчиковые игры:
«Цепочка», «Пекарь», «Скакалка» Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук
Литература:
Дошкольное воспитание №9,11.1998.
Март
Штриховка волнистыми линиями
Закрепить умение штриховать, соблюдая параллельность.
Пуговицы, шнуровка
Закрепить умение составлять узор из пуговиц и научить пришивать их
Подарок маме (вышивка на ткани)
Закрепить шов «вперед иголкой» и умение работать с иголкой и ниткой
Игры:
«Цветок», «Составные картинки», «Нанизывание пуговиц», «Шнуровка».
Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - моторную координацию, глазомер
Пальчиковые игры:
«Четыре братца», «Волчок», «Где живет сапожник?».
Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма
Литература:
Щербина С. В., Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Никитин Б. П. Ступени творчества или развивающие игры
Апрель
Книжки- раскраски
Закрепить умение штриховать всеми видами штриховки.
Закладки
Учить изготовлять закладки из фотопленки, обшивая по краям иголкой с нитью.
Математический диктант
Учить выполнять задания по клеточкам в тетради, развивать внимание, мышление
Пальчиковые игры:
«Зайчики и волк», «Строим дом», «Мальчик-пальчик, где ты был?»
Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук
Литература:
Щербина С. В., Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Никитин Б. П. Ступени творчества или развивающие игры
Май
Ориентировка на листе бумаги
Закрепить умение ориентироваться в тетрадях в клетку, развивать умение рисовать по клеткам в нужном направлении.
Работа с ножницами Закрепить умение работать с ножницами, вырезать фигуры по контуру, делить фигуры на части
Рассказывание сказки руками Развитие тонких моторных координаций обеих рук
Обследование руки Выявление изменений.
Пальчиковые игры: «Вера Веревочка», «Часы», «Лакомка»
Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук
Литература: Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь.
Осуществляла поставленные задачи постепенно, последовательно, с учетом возрастных особенностей ребенка, его индивидуальности. Процесс работы был непрерывным и с участием в нем родителей.
Для успешной работы, я стала учитывать особенности памяти детей своей группы. Всем известно что, дети воспринимают мир, и познают его по-разному в зависимости от своих индивидуальных возможностей. Например, есть «зрители», которые быстро схватывают и запоминают, как выглядят предметы (цвет, размер); «слушатели», которые охотно и много разговаривают, быстро запоминают все, что слышат; «деятели», которые предпочитают активные действия, хорошо ориентированы в пространстве, однако длительное время оставаться в покое и концентрировать внимание им тяжеловато. Естественно эти характеристики условны. К тому же в «чистом виде» «зрителей», «слушателей», «деятелей» так же мало, как и обладателей «чистых» типов темперамента. Для достижения своей цели я остановилась именно на «многоканальности» в подаче материала, имея в виду зрение, слух и осязание.
Работу по развитию движений рук я провожу регулярно, я стараюсь чтобы задания, предложенные мной, приносили ребенку радость, не допускаю скуки и переутомления, стараюсь вызвать у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогаю концентрировать внимание на учебной задаче. А это все – достоинства игрового метода и приемов. Я уверенна что, решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Работая по данной теме, я обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. В играх я стараюсь равным образом развивать движения пальцев обеих рук, а в выполнении действий с предметами в обиходе как-то распределять между ними.
В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются первоначальные представления о развитии мелкой моторики и координации движений кистей рук детей, я обязательно показываю ребятам сами способы действий и приемы работы. По мере накопления детьми опыта объем наглядного материала я сокращаю, так как у них постепенно развивается умение понимать учебный материал, который излагается преимущественно в словесной форме.
Весь процесс моей работы (развитие мелкой моторики) представляет собой единую систему, которая постепенно усложняется, и при этом раскрываются многообразные связи предметной практической деятельности детей, его культуры, а также мир природы, окружающей среды. На занятиях у детей появляется возможность сосредоточить внимание, совершенствовать практические навыки.
В свою работу я включила ряд взаимосвязанных компонентов, которые лежат в основе развития и подготовки руки дошкольников к письму:
• Развитие точной ручной координации, тактильных ощущений;
• Развитие ручной умелости;
• Развитие пространственной ориентации детей, в частности на листе бумаги, а также общих направлениях движения (слева – направо, сверху - вниз, вперед-назад.);
• Развитие чувства ритма у детей, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
• Развитие графических умений.
Для развития точной ручной координации, я использую следующие игры:
• Зарядка для пальчиков;
• Пальчиковые игры и упражнения;
• Игры и занятия с пуговицами;
• Игры и занятия с крупой и зернобобовыми;
• Тактильные таблички;
• Выкладывание фигурок из счетных палочек, спичек, камушек;
• Ниткопись;
• Игры с конструктором, мозаикой.
Этот вид работы предполагает систематическое развитие мелкой моторики доминирующей руки. Выполнение движений я сопровождаю стихами, рассказами, которые произношу сама или сами дети.
На занятиях, в качестве физкультминутки мы с ребятами часто используем зарядку для пальчиков, ведь ребята быстро устают, внимание их улетучивается, а после проведенной игры, они вновь готовы сосредоточиться и слушать воспитателя. Простые движения пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, помогают расслабиться. А потешки которые я использую для зарядок не только развлекают, но и оказывают развивающее, оздоравливающее воздействие. Хотела бы заметить что, поскольку такая зарядка не требует от ребенка значительных усилий, ее можно начинать проводить с самого раннего возраста.
Важной частью моей работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры и упражнения». Ребенку предлагаю с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей и предметы. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны, а как известно, игра, увлекающая детей, не перегружает ни умственно, ни физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается. При проведении пальчиковых игр я придерживаюсь принципа, который связан с возрастными особенностями речевого развития дошкольников. Ребятам особенно нравятся пальчиковые игры с использование атрибутики. При этом сами атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они как бы украшают упражнение, делая для ребенка более привлекательными. В качестве атрибутов я использую перчатки, очень нравятся детям использовать изображения небольших фигурок из журналов, открыток. Особо ребята в восторге от теневого театра. Большое внимание я уделяю упражнениям, которые способствуют развитию щепоти, что в дальнейшем формирует правильный захват орудия письма («Посолим суп», «Урожай», «Курочка», «Катаем Шарик»).
Много положительных эмоций дети получают, занимаясь с пуговицами, с помощью которых они могут нарисовать забавные картинки. Они могут стать опорой, которая поможет ребенку вспомнить стихотворения, рассказ, сказку; научат передавать свои эмоции с помощью «оживших» предметов. Во время упражнений с пуговицами я развиваю у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук. У нас в группе имеются плоские пуговицы разных размеров, формы и цвета. Обводя пуговицы по контуру, ребята придумывают свои рисунки, сюжетные картинки («Лето», «Цирк» и др., изображают предмет – отгадку, героев произведений. Выполняя предложенные мной упражнения, дети научились катать пуговицу, поставленную на ребро; застегивать и расстегивать пришитые пуговицы; нанизывать пуговицы на нитку или проволоку; выкладывать орнаменты и фигурки из пуговиц; решать примеры и задачи.
На занятиях я часто использую крупы и семена, я учу детей удерживать семечки и крупу пальцами; делать массаж ладоней с помощью горошин (катать горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливать горошину к столу и вращать ее пальчиком); выкладывать геометрические или растительные орнаменты, фигурки людей, животных, цифры по опорным точкам или схемам или рисовать их по памяти; угадывать на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые. Я заметила что, упражнения с крупой, зерновыми, зернобобовыми и семечками развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.
В своей работе я использую такой прием, как выкладывание из счетных палочек, спичек, камушек: фигурок, букв, сюжетных картинок, это очень интересный и эффективный вид работы по подготовке детей к обучению письму. При выполнении таких заданий у старших дошкольников развивается мелкая моторика рук, глазомер, творческое воображение, память. При этом я всегда стараюсь соблюдать главное условие – задания давать от простого – к сложному. Например, надо составить домик из шести спичек, а затем превратить его во флажок. С большим интересом ребята выполняют «аппликации» из спичек на небольшой доске с нанесенным на нее тонким слоем пластилина.
Ребятам очень нравиться выкладывание ниток по контуру, какого – либо изображения. Я учила детей сначала с помощью ниткописи выкладывать контуры простых предметов, затем более сложных (цветок, рыбка, домик). Надо учесть что, это занятие трудоемкое, поэтому не у всех детей получается хорошо.
Также я провожу интересные игры с пластилином, которые дают уникальные возможности для общего развития ребенка. Перед лепкой я читаю сказки, загадываю загадки, а юные скульпторы творят наиболее понравившихся персонажей.
Много времени я уделяю самостоятельной деятельности детей в развивающей среде. В свободном использовании у детей занимательные игры: «Мозаика», «Пуговицы», «Шнуровка», «Сенсорный куб», «Веселые ежики» и т. д., которые развивают мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.
Для реализации задач в данном направлении в группе создана предметно развивающая среда, включающая как фабричные материалы, игры и пособия, так и оборудование, изготовленное самостоятельно.
Я считаю, что для организации систематической и целенаправленной работы с воспитанниками по развитию мелкой моторики необходимы специальные пособия и оборудование. Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело, наглядных пособий и индивидуальных диагностических материалов очень важна, они должны быть яркими, красочными, многофункциональными, вызывать у детей интерес. При сборе наглядных пособий для игр по развитию мелкой моторики рук огромную помощь внесли родители с детьми. Благодаря их активности в нашей группе имеются камешки, бусы, прищепки, свободные катушки для наматывания ниток, дощечки с множеством отверстий для «вышивания» шнурком, различные виды застежек, веревочки разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек и многое другое. Еще в группе имеется сухой бассейн, (Миска, наполненная галькой, на дне которой спрятаны мелкие предметы. Дети опускают руки и выискивают игрушки. Эффекты данного пособия: массаж, развитие координации пальцев.)
Моя практика подтверждает, насколько эмоционально значимы игры, приведенные выше, как положительно влияют они на развитие мелкой моторики рук, внимания, наблюдательности, памяти, оптико-пространственного восприятия, речи, мышления, на формирование коммуникативных умений.
В настоящее время большое внимание уделяется развитию ручной умелости, которая подразумевает выполнение разнообразных практических дел, овладение навыками самообслуживания. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировка стола, уборка помещения и т. п., эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки. Также я отмечаю важную роль следующих видов деятельности:
• Обрывание листа бумаги
• Вырезание
• Плетение
• Оригами
• Рукоделие
В младшем дошкольном возрасте ребятам обычно предлагают бумагу для произвольного обрывания («Снежок», «Цыпленок», «Облако», но с детьми старшего возраста эту работу я усложнили. Мы начали из отщипанной бумаги составлять сюжетные картинки («Зима», «Букет мимозы», обрывали бумагу по контуру (геометрические фигуры, предметы, животные). Эта техника связана с содружеством обеих рук и очень важна при развитии мелкой моторики.
Хорошо известно, что работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Такая работа помогает в формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки. Постоянно проводимые мною упражнения: симметричное вырезание, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для моих будущих школьников. Ребята из вырезанных фигурок составляют целые композиции – аппликации. Мальчики – батальные сцены, фантастические картины на разные темы. Девочки – сказочные сюжеты из жизни принцесс, животных. Особенно им нравится симметричное вырезание человечков. Если их раскрасить, получается целый хоровод не похожих друг на друга выражений лиц, деталей одежды, сочетаний цветов. У меня в группе 6 «левшей». Некоторым из них работа с ножницами дается трудновато, поэтому я чаще с ними провожу индивидуальные работы. «Левши» настойчивы в осуществлении в желании, они не хотят отставать от «правшей». Также очень эмоциональны; радуются, если их работа получилась удачно.
В старшем дошкольном возрасте возможность точных движений возрастает, поэтому я предлагаю своим детям выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги, ткани и тесьмы. Освоив принцип плетения из бумаги, ребята самостоятельно начали придумывать узоры ковриков, сочетания цветов; используют этот способ плетения в других поделках. Во время плетения ребенку нужно сложить бумагу пополам; сделать ровный надрез ножницами, не выходя за контур; затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика. Это требует точности и согласованности движений кисти рук, аккуратности, настойчивости, а ведь именно эти качества будут необходимы детям в школе.
Я часто использую в работе с детьми такой вид художественной деятельности как оригами. Этот вид работы, у меня в группе, очень популярен, ведь несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир. Мы с ребятами часто делаем поделки методом оригами. Свои «игрушки» ребята дарят родителям на праздники, малышам с ясельной группы. Постоянно принимаем участие в конкурсах декоративно – прикладного искусства. Вместе с ребятами регулярно просматриваем все то, что им удалось сделать. При этом я демонстрирую искреннюю заинтересованность, положительно оцениваю инициативу каждого ребенка независимо от полученного результата. Детская поделка, конечно, не так совершенна, как сделанная взрослым, но зато она дает ребенку пережить радость созидания. Оригами знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур; развивает конструктивные и творческие способности, мелкую моторику рук, пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать; создавать конструкции по образцу; формирует умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога; приобщает детей к мировой культуре; воспитывает у детей трудолюбие.
Особую роль в подготовке руки к письму я уделяю рукоделию. Сначала мы с детьми рассматриваем швейные принадлежности, уточняем их назначение, осваиваем правила обращения с иголкой. Первый шов, который освоили мои ребята, это шов «вперед иголку». Учимся вышивать на бумаге – картоне («Тропинка», «Яркое солнышко», «Цветок»). Освоив шов «через край» ребята обшивают кусочки картона, закладки для книг, сувениры для мам… Детям поначалу было трудно научиться завязывать узел на нитке. Обучала я их этому с помощью подводящих движений: скатывание бус из бумаги, запуск маленьких игрушечных волчков с помощью пальцев. Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости.
Все выше перечисленные занятия не просто развивают ручную умелость, но и укрепляют мышцы кистей рук, воспитывают аккуратность; развивают усидчивость и вызывают желание доводить начатое дело до конца.
Развитие пространственной ориентации – важный шаг при подготовки дошкольников к письму. Ребята легко должны уметь ориентироваться в направлениях (слева – направо, выше - ниже). Развитие пространственной ориентации я закрепляю на занятиях по математике, а также этому способствуют и занятия по рисованию.
Я считаю, что изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности. Творчество для них - это отражение душевной работы. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Я убеждена, чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем сильнее закрепляется умение правильно держать авторучку, тем легче будет ему выводить первые свои буквы. Мы с ребятами стараемся использовать любую возможность: рисуем на бумаге и картоне, на снегу и песке, на асфальте и стекле, на манке и стене. Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но удивительно использование пальчиков и ладошек, рисование крупой и речным песком. С возрастом ребенок учится правильно располагать фигуры на листе бумаги, соотносить размеры. С этой целью я часто предлагаю ребятам упражнение «Повтори фигуры», суть которого заключается в том, чтобы ребенок мог располагать рядом с фигурой другие фигурки в заданном воспитателем направлении, то уменьшая, то увеличивая их в размере.
Также я убеждена в важности роли игр и занятий с клеточками, штриховки. Эти игры и упражнения помогают детям продолжать знакомство с лексическими темами; расширяют словарный запас; формируют пространственно-образное мышление; чувственное, зрительное и слуховое восприятие; творческое воображение, внимание, память. Перед началом занятия я слежу за правильной осанкой, напоминаю, что правильно нужно держать карандаш, во время упражнений нельзя поворачивать тетрадь; линии можно проводить только один раз. Учу ребенка проговаривать свои действия, проверять, контролировать правильное выполнение задания. Это приучает детей к самооценке и самоконтролю, что является важным компонентом учебной деятельности и пригодится в школе.
Предлагаю ребятам также штриховать различные фигурки. Ведь во время штриховки развиваются не только мышцы пальцев и кистей рук, но также развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности. Штриховка помогает ребенку почувствовать границу фигуры. Обучение штриховать я провожу в определенной последовательности:
• изучение трафарета, обследование пальчиком (указательным);
• обводим геометрические фигуры;
• знакомим с простейшими видами штриховки (параллельные отрезки, волнистые линии.);
Совместно с детьми выучили и закрепили правила штриховки:
• штриховать только в заданном направлении;
• не выходить за контуры;
• соблюдать одинаковые расстояния между штрихами;
При рисовании, штриховке, раскрашивании, дети испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Эти занятия вызывают у детей повышенный интерес, помогают концентрировать внимание на учебной задаче.
Развитие ручной умелости может осуществляться, как уже выше было перечислено, при использовании различных занятий и упражнений. Однако я заметила, что из-за слабого развития мелких мышц кисти у детей графические действия быстро приводят к утомлению. Часто дети отказываются от такой деятельности, мотивируя отказ сильной усталостью руки. В этих условиях возрастает роль различных физкультурных и танцевальных движений, требующих согласованности движений. Конечно, катая мячи, набрасывая колечки, ребенок не научится писать, но специально подобранные упражнения способствуют совершенствованию у ребенка координации движений, научат ориентироваться в пространстве и чувствовать ритм, разовьют руку – то есть дадут все, что необходимо для успешного овладения этим сложным навыком. Многообразие таких структур обогащает опыт ребенка. Включение в занятия ритмических движений под музыку повышает эмоциональный настрой, дает ребенку возможность раскрепоститься и самовыразиться. Наблюдая за детьми, которые занимаются в спортивных секциях и дома физическим развитием, я сделала вывод, что они более уверенно владеют карандашом и ручкой, чем их сверстники. У детей мышцы рук должны быть достаточно крепкими, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставать при письме.
Письмо – особая графическая деятельность, и овладеть ею можно только в процессе графических упражнений. Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить, а также помогут согласовать движения руки и глаза. Ведь ребятам нужно будет одновременно смотреть на доску и списывать, или списывать то, что они рассматривают. Поэтому очень важны согласованные движения руки и глаза. В процессе работы также формируются внимание, глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление.
Я заметила, что многим моим детям легче рисовать по памяти, чем с натуры, т. к. внимание раздваивается, детям тяжело скоординировать действия руки и глаза. Я начала практиковать графические диктанты. Только, если для развития волевой готовности я диктовала последовательность фигур, то для зрительно-двигательной координации я давала образец, который дети копировали.
Работу по подготовки руки к письму с детьми старшего дошкольного возраста я вела в течении всего учебного года в тетрадях со специально подобранными графическими упражнениями. Перед началом выполнения задания и в ходе я проводила беседу, словесное пояснение в занимательной форме. Если ребята изображали крупные фигуры, то я предлагала дополнительные задания: заштриховать рисунок косыми линиями, прямыми линиями, «вышивать» фигуру крестиком или просто раскрасить. При частом выполнении таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть карандашом. Если в начале учебного года были кривые, неточные, слабые линии, то к концу года - прямые, уверенные. У детей появилось устойчивое, сосредоточенное внимание. Все дети начали легко справляться с материалом и прекрасно его усваивали. При этом занятия вызывали у них огромный интерес.
Мой опыт свидетельствует, работа детей в тетрадях с графическими диктантами улучшила мелкую моторику и координацию движений, сделала этот процесс обучения занимательным и увлекательным.
Родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Большую роль в просвещении родителей играет наглядная информация. Местом размещения этой информации служит уголок для родителей. В своей группе я оформила стенд «Для вас, родители», здесь они могут найти информацию о различных упражнениях для развития мелкой моторики рук, познакомиться с гимнастикой для рук, пальчиковой гимнастикой. Родители всегда могут увидеть, что делал ребенок в детском саду именно сегодня, узнать об успехах своего ребенка, прочитать советы воспитателя, на что нужно обратить внимание в той или иной деятельности в домашней обстановке. Содержание стенда я пополняю ежемесячно.
На очередном родительском собрании, я отметила, что один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению – уровень развития мелкой моторики. Мною были предложены различные занятия и упражнения с использованием пластилина, бумаги, крупы, природных материалов… Они заинтересовались и вместе с детьми начали творить чудеса, принимали участия в выставках «Осенняя палитра», «Карнавал кукол», «Жизнь пуговиц», «1000 идей из ненужных вещей»… После проводимых занятий, игр, как мной, так и родителями были замечены улучшения у детей координации движений.
Результаты диагностирования детей подготовительной к школе группы
Цель моей работы заключается в том, чтобы разобрать методику и экспериментально доказать возможность развития и контроля за собственными действиями, подготовка руки к овладению письмом.
Для достижения поставленной цели мной были сформированы следующие задачи:
• оценить уровень развития руки;
• осуществить целенаправленный подбор упражнений, обеспечивающих развитие мелкой моторики рук;
• разработать и экспериментально доказать способы ускорения развития мелкой моторики рук;
Для диагностики я использовала задания различной степени трудности. Игры, развивающие одновременно воображение, память, речь, внимание.
Выводы об уровне развития:
5 баллов - высокий
4 балла - выше среднего
3 балла - средний
2 балла - ниже среднего
1 балл - низкий
Методика «ДОРОЖКА» (по Л. А. Венгеру)- оценка развития точности движений.
Материал: рисунок, на котором нарисованы зайчик и елочка. Зайчик должен «пройти» по дорожке карандашом к елочке, не съезжая с нее от начала до конца.
5 баллов – верно выполнено задание
4 балла – проведение по одному и тому же месту
3 балла – касание линий «дорожки»
2 балла – выход за пределы «дорожки»
1 балл – выход за пределы, отрыв карандаша, неровная дрожащая линия
ПРОДОЛЖИ УЗОР – выявление умений детей анализировать образец
5 баллов – удерживается последовательности, не привносит изменения
(дополнительных углов); еденичный отрыв карандаша, увеличение или уменьшение размеров элементов не >> в 1.5 раз.
4 балла – при небольшом увеличении неточностей.
3 балла – сдвоееные элементы узора, появление лишних углов при переходе
к другому элементу.
2 балла – упрощение графической прграммы и уподобление первому;
разрыв элементов.
1балл – недоведение узора до конца строки, постоянное
налтичие дополнительных элементов (частый отрыв
карандаша, изменение размера узора, отсутствие какой –
либо определенной ритмики.
РИСУНОК- «ДОМ»
5 баллов – хорошо выполненный рисунок с отражением основных
и второстепенных деталей (окно, крыша.); довольно
крупное изображение, выполненное с хорошим
мышечным контролем при рисовании линий.
4 балла – контурное выполнение рисунка
3 балла – отсутствие второстепенных деталей
2 балла – очень мелкий, схематичный рисунок
1 балл – контурное изображение с нечеткостью в передаче формы предметов
Выводы
Таким образом, подготовка детей к овладению графикой письма является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и школы и облегчение перехода детей к выполнению важной социальной функции – функции ученика.
Подготовка руки детей к письму – очень сложный и длительный труд. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе. Ни в коем случае нельзя перепрыгнуть через несколько ступенек сразу, если стремиться к радостному, успешному результату.
Проведенная мною работа по развитию и подготовке руки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе дала хорошие результаты. Дети почувствовали уверенность в себе, в своих возможностях, улучшилась мелкая моторика и координация движений руки, сформировались внимание, глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление…
В результате повторного тестирования получила следующие данные: до эксперимента высокий уровень не наблюдался, после эксперимента – у 6
человек (27%); выше среднего у 9 человек (31%) до эксперимента и 8 человек (30%) после эксперимента; средний уровень у 4 человек (19%) до эксперимента и 11 человек (42%) после; ниже среднего у 5 человек(23%) до эксперимента и 1 человек (1%) после эксперимента; низкий уровень у 8 человек (27%) до эксперимента и 0 человек после эксперимента.
Через проведенные занятия и упражнения я решила сразу несколько задач:
• косвенно влияла на общее интеллектуальное развитие ребенка;
• готовила к овладению навыком письма, что в будущем поможет моим детям избежать многих проблем в школьном обучении;
Своей работой я увлечена, люблю ее, люблю детей, придерживаюсь принципа «от простого к сложному», постепенность, умеренность, никакой гонки:
Мое правило:
Если плохо - то не надо!
Если делать – то с умом!
В каждом деле есть отрада!
А успех - в тебе в самом!
Я считаю, что чем богаче и интереснее жизнь детей в детском саду, чем разнообразнее занятия, тем больше положительных эмоций испытывают дети. А воспитателю ничего и не надо – только радость в детских глазах.
"Рассказываем сказки руками"
«В ЛЕС»
- Мы поехали в лес на автобусе. Рассматривали деревья. Подул ветер, ветки закачались, листочки затрепетали. По земле ползла вот такая улитка. На поляне росли разные цветы. Над цветами порхали бабочки и жужжали пчелки. На дереве было гнездо, а над гнездом летали вот такие птицы.
«ПТЕНЧИКИ»
-На дереве было гнездо с птенчиками. Птенцы были голодные, громко просили есть, Прилетела мама-птица и стала птенцов кормить. Мама дала птенцам по одной гусенице (большой палец по одному разу прикасается поочередно к остальным четырем, по две букашки (двукратное прикасание) и по три мошки (трехкратное прикасание). Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогла (большой палец с силой «чистит» верхние боковые края остальных пальцев поочередно).
«ЗАЙЧИКИ И ВОЛК»
- В лесу в домике жила зайчиха с зайчатами. Как-то утром зайчата взяли свои любимые барабаны и побежали в лес, стали барабанить. (Указательный и средний пальцы подняты вверх – это ушки; оставшиеся пальцы собраны в кулак – туловище; согнутые мизинец и безымянный – палочки барабана – ударяют в подушечку большого пальца – барабана; прямые ушки вверху прижаты друг к другу). И надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал волк. (сложить вместе ладони обеих рук; большие прямые пальцы развести в стороны – это ушки волка; у указательных пальцев согнуть верхние фаланги, чтобы ногти соприкасались, - это лоб волка). Услышал он шум и выскочил на поляну. Бедные зайки побросали свои барабаны и прижались к березе, их и незаметно, только ушки мелко-мелко трепещут от страха. (ушки выполняют очень мелкие колебательные движения – трепещут). Растерялся волк: «Где же зайцы? Опять провели старого волка. Ну, зайцы, погодите!»- прорычал волк и побрел в лес. Только волк исчез, зайчата выскочили, забыли свои страхи и стали смеяться друг над другом. И так зайцы расшалились, расшумелись, что встали на уши и пошли домой на ушах. Вышла мама и говорит: «Что такое? Опять ушки грязные, опять на ушах ходили? Ну-ка быстро чистить лапками свои ушки (имитация движений). Ну-ка склею я вам ушки ваши вместе, чтоб вы больше не шалили ими, Возьмите свои барабаны и учитесь хорошенько барабанить, чтоб медведь – директор цирка пригласил вас в цирк барабанщиками».
Пальчиковые игры
и упражнения
Лошадка
У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво.
Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.
Птички в гнезде
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где он взял зерно.
Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.
Цветок
Вырос высокий цветок на поляне,
Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы.
Всем лепесткам красоту и питание Движения пальцами вместе - врозь.
Дружно дают под землей корешки.
Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.
Слон
В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.
Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой – указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.
Зайки
Зайки серые сидят,
Ушки длинные торчат
Вот такие ушки,
Ушки на макушке. Две руки в кулачках. Указательный и средний пальчики - ушки. Зайки «танцуют».
Вдруг бежит лисичка,
Хитрая сестричка.
Ищет, где же зайка
Зайка - попрыгайка. Пальчики изображают лису, которая «рыщет»- пальцы двигаются в разных направлениях.
На лесной лужайке
Спрятались зайки.
Вот такие зайки
Зайки – убегайки.
Замок
На двери висит замок
Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.
Кто его открыть бы смог?
Быстро соединять пальцы в замок и разъединять
-Потянули! Пальцы - в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их.
-Покрутили! Подвигать сцепленными пальцами от себя к себе.
-Постучали! Пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга.
И - открыли! Расцепить пальцы.
Зеркальце
Ручка в зеркало глядит,
Ручка пальчикам велит:
Загибайтесь, выпрямляйтесь.
Вместе в горстку собирайтесь.
Разбегитесь, распрямитесь,
В кулачок теперь сожмите.
Кулачок на кулачок,
И ладоши на бочок.
А теперь лежат ладошки,
Отдохнут они немножко.
На бочок. Опять на стол,
И конец игре пришел.
Музыканты
Я на дудочке играю
Пальцами перебираю. Играем пальчиками на воображаемой дудочке.
На рояле я играю
Пальцами перебираю. Играем пальцами на воображаемом рояле.
Я на скрипочке играю.
Пальцами перебираю. Сжимаем пальцами левой руки струны скрипки.
На гитаре я играю,
Пальцами перебираю. Играем на воображаемой гитаре.
Тра-та-та! Тра-та-та!
Вот какая красота!
Дерево
У дерева ствол, на стволе много веток.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх.
Птичка
Пальчики – головка,
Крылышки – ладошка.
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку, большие пальцы головка, остальные сомкнутые пальцы-крылья. Помахать ими.
Улитка
Кто так медленно ползет,
Дом свой на себе несет?
Проползает еще немножко,
Высунет и спрячет рожки.
По листу, по ветке гибкой
Медленно ползет улитка!
Большой палец и мизинец то выпрямляются, то прячутся. Выполнять упражнение сначала каждой руки по очереди, потом двумя руками одновременно.
Пчела
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Над цветами я кружу!
Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращать указательным пальцем, изображая жало пчелы