Нигамаева Раиса
Подготовка детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Программа школы раннего развития «АБВГДейка» социально-педагогической направленности с приоритетным осуществлением деятельности по подготовке детей к обучению в общеобразовательной школе, разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом программ: «Развитие», типовая «Программа воспитания и обучения в детском саду»; Образовательная система «Школа 2100»; Образовательная программа «Детский сад 2100» Р. Т. Кисловой; под научной редакцией Р. Н. Бунеевой; Программа предшкольного образования под редакцией О. Н. Иванова, Г. Н. Короткова; «Развитие и обучение дошкольника» - А. С. Герасимовой; «Гармония» - О. С. Жукова, Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина; «Математическое развитие детей дошкольного возраста в системе «Школа-2100»» - Л. Г. Петерсон, Н. П. Холиной, которые способствуют эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.
Публикация «Подготовка детей к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки её результатов, выражающихся в развитии ребенка. При работе с детьми необходимо применять и использовать точные методики специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности и способностей ребенка.
Самой интересной и удобной для нас педагогов-практиков представилась диагностика подготовленная кафедрой дошкольного образования ИПКиПРНО Московской области, под редакцией Т. С. Комаровой и О. А. Соломенниковой. Многое мы скорректировали, изменили в соответствии с нашими программами. Предложенные диагностические методики помогают педагогам грамотно определять уровень развития своих воспитанников, что в свою очередь позволяет скорректировать и усовершенствовать воспитательно-образовательную работу с детьми на пороге школы.
В целях проведения педагогической диагностики разработана Программа диагностических исследований, которая помогает определить уровень развития ребенка, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности.
Диагностика позволяет обнаружить сильные и слабые стороны ребенка и, что является самым главным для родителей, – помочь построить правильные отношения с ребенком, благоприятные, доброжелательные, не травмирующие личность.
Цели и задачи диагностической работы
Цель диагностической работы – изучение качественных показателей достижений детей, складывающихся в целесообразно организованных образовательных условий.
Задачи:
• Изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов детской деятельности
• Составить объективное представление об уровне индивидуального развития каждого ребенка
• Выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Принципы диагностических исследований.
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы:
Принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев, форм и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности в воспитательно-образовательном процессе, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.
Принцип доступности диагностических методик и процедур. Общепедагогические принципы наглядности и доступности обучения применительно к задачам диагностического изучения воспитанников означают необходимость такого подбора (построения) методик, вопросов, заданий, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития детей, их опыт. Зрительная наглядность заданий практического характера становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками). Доступность диагностики требует создания естественных условий диагностирования, что как раз и стимулирует естественность поведения.
Содержание этапов:
1. Определение целей, разработка методических рекомендаций для проведения педагогической диагностики.
2. Разработка направления диагностики развития ребенка.
3. Разработка задач для обследования воспитанников.
4. Разработка плана проведения диагностического обследования.
5. Разработка критериев оценки уровней усвоения программного материала.
6. Подготовить диагностический инструментарий;
7. Выбрать методику;
8. Разработка таблицы – матрицы «Результаты педагогического обследования».
9. Исследовать испытуемых;
10. Заполнение схемы диагностики индивидуального усвоения каждым воспитанником программного материала.
11. Провести анализ, оценку результатов и обсудить их;
Составление на основе полученных данных аналитической справки усвоения программного материала по данному разделу.
12. Составить прогноз последующих действий и поступков испытуемых.
Структура проведения диагностического обследования
• Сбор материала.
• Обработка и анализ информации, исследования о влиянии тех или иных факторов на качество воспитательно – образовательного процесса.
• Беседы с родителями детей, имеющие целью обсуждение существующих у ребенка особенностей.
• Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий.
• Информирования о плане работы по программе диагностики в Центре. На итоговом родительском собрании делаются рекомендации родителям будущих школьников.
• Индивидуальные беседы с родителями по результатам диагностических обследований, содержащих рекомендации по работе с детьми.
Методы и приемы диагностики
1) Диагностика образовательной деятельности осуществляется через отслеживание результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы «АБВГДЕЙКА».
2) Диагностика детского развития, который осуществляется на основе оценки развития интегративных, личностных качеств ребенка.
Диагностика образовательной деятельности и детского развития осуществляется в течение времени пребывания ребенка в учреждении, определённым Уставом учреждения, осуществляется через педагогические наблюдения, беседы, дидактические игры, с помощью несложных экспериментов (в виде отдельных поручений ребенку, тестированием организованным педагогами - 3 раза в год (сентябрь – входной контроль; декабрь – текущий контроль; май – итоговый контроль).
Диагностические карты детского развития, позволяют фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги создают:
1)диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия и отслеживают их в картах промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Форма проведения мониторинга
- метод наблюдения,
- тестовый метод.
На основе проведенных методик составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка.
Планируемые промежуточные результаты совпадают с итоговыми результатами освоения Программы.
Виды контроля в течение года:
1. Входной
2. Текущий (промежуточный)
3. Итоговый
Вид контроля Цель контроля Сроки Методы и формы контроля
ВХОДНОЙ Определить индивидуальные особенности ребенка, возможности детского коллектива, запросы воспитанников, родителей и скорректировать задачи на учебный год. Сентябрь - октябрь Наблюдения;
Беседы;
Анкетирование;
Опрос;
Игры – задания;
Упражнения.
ТЕКУЩИЙ Выявить уровень усвоения программы за первое полугодие Декабрь Тесты, опросники, игровые задания, дидактические игры, упражнения, а также наблюдение ребёнка в различных видах деятельности.
ИТОГОВЫЙ Определить качественные показатели успеваемости обучающихся Май
Диагностика, анализ промежуточных и конечных результатов уровня освоения программы даёт педагогу возможность корректировать работу и находить пути улучшения качества воспитательно-образовательного процесса.
Оценка осуществляется в трех баллах:
• 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет задание.
• 2 балла – ребенок справляется с заданием со стимулирующей помощью педагога, допущенные ошибки исправляет самостоятельно после предложенного образца.
• 1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.
• 0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА (Проводится в конце второго года обучения) Используется методика, разработанная Л. А. Венгером. Ребенку предлагаются вопросы, а он выбирает один из вариантов описываемого поведения. ИНСТРУКЦИЯ. «Послушай меня внимательно, я буду тебе задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант из двух тебе нравится больше». 1. Если было бы две школы – одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования, физкультуры, а другая – только с уроками пения, рисования и физкультуры, в какой из них ты бы хотел учиться?
2. Если бы было две школы – одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, в какой из них ты бы хотел учиться?
3. Если бы было две школы – в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки, а в другой давали бы сладости и игрушки, в какой из них ты бы хотел учиться?
4. Если бы было две школы – в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроках все, что захочешь, в какой из них ты бы хотел учиться?
5. Если было бы две школы – в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, в какой из них ты бы хотел учиться?
6. Если бы у вас в классе заболела учительница и доктор предложил бы заменить ее другой учительницей или мамой, кого ты бы выбрал?
7. Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу», = согласился бы ты с таким предложением?
8. Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься дома, а в школу пойдешь на следующий год», - согласился бы ты с таким предложением?
9. Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравиться в школе, что бы ты ему ответил?
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ: за каждый правильный ответ дается 1 БАЛЛ, за неправильный – 0 БАЛЛОВ. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 БАЛЛОВ и больше.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ (Проводится в конце второго года обучения) Используется методика Гринзбурга. ИНСТРУКЦИЯ: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики разговаривали про школу.
Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил» \ВНЕШНИЙ МОТИВ\
Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравиться учиться. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился». \УЧЕБНЫЙ МОТИВ\
Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». (ИГРОВОЙ МОТИВ) Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым. \ПОЗИЦИОННЫЙ МОТИВ\
Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь. \СОЦИАЛЬНЫЙ МОТИВ\.
Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки». \МОТИВ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОЙ ОТМЕТКИ\
Перед ребенком выкладывается схематический рисунок, он выбирает 3 варианта.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ (Проводится в конце учебного года) ПО методике Л. А. Венгера.
ТЕСТ «САМОЕ НЕПОХОЖЕЕ» Цель: Изучить мышление и восприятие ребенка.
Перед ребенком в ряд выкладывается 8 геометрических фигур: 2 синих круга (маленький и большой, 2 красных круга (маленький и большой, 2 синих квадрата (маленький и большой, 2 зеленых квадрата (маленький и большой).
ИНСТРУКЦИЯ: Одну из фигурок вынимают из ряда и просят: «Найди среди них самую непохожую на эту. Самая непохожая - только одна». Указанную ребенком фигурку кладут рядом с образцом и спрашивают: «Почему ты считаешь, что эти фигурки самые непохожие?». Каждый ребенок выполняет задание 2-3 раза. Ниже среднего уровня – преобладание выбора по одному признаку без названия признака. Средний уровень – преобладание выбора по двум признакам и называние одного. Высокий уровень – преобладание выбора по трем признакам и называние одного-двух.
Дети 6-7 лет самостоятельно вычленяют следующие параметры: цвет, форма, величина – и ориентируются на все эти параметры при выборе фигурки.
«ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ КАРТИНКИ» Цель: изучение словесно-логического мышления ребенка. Ребенку предлагается серия картинок (5-8, в которых рассказывается о каком то событии. ИНСТРУКЦИЯ: «Посмотри на эти картинки. Как ты думаешь, о чем здесь рассказывается? А теперь разложи карточки так, чтобы получился связный рассказ». Вопросы: «Кто здесь изображен? Что они здесь делают?» Ниже среднего уровня - картинки раскладываются в случайном порядке, и по ним составляется рассказ. Средний уровень - картинки раскладываются и описываются, следуя житейской логике. Высокий уровень – дети раскладывают и описывают картинки, следуя логике изображения.