Безрукова Светлана Анатольевна
Подготовка детей к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Грамота – это умение читать и писать. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать этот сложный процесс более лёгким и успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте :
• сформированность звуковой стороны речи, т. е. овладение правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);
Публикация «Подготовка детей к обучению грамоте» размещена в разделах
• сформированность фонематического слуха, т. е. умение слышать и различать звуки родного языка;
• готовность к звуковому анализу и синтезу слов, т. е. умение выделять звуки из слов, определять место звука в слове, устанавливать последовательность звуков в слове, иметь представление о том, что такое «звук», «слог», «слово», «предложение», что звуки делятся на гласные и согласные, а согласные, в свою очередь, бывают твердые и мягкие, глухие и звонкие;
• умение делить слова на слоги;
• умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой;
• владение навыками послогового чтения;
• владение навыками «печатания» букв.
Звуковой анализ и синтез
Формы звукового анализа:
- элементарная форма – выделение звука на фоне слова;
- сложная – определение позиции звука в слове, определение последовательности звуков в слове.
1. Упражняйте ребенка в выделении первого звука, последнего. Звук, который вы предлагаете ребенку определить (первый, последний, произносится утрированно.
- Какой звук я произношу в начале слов у-дочка, о-кунь, а-ист?
- Какие слова, ты знаешь, которые начинаются с этих звуков?
Поиграйте в игру «Где спрятался звук?» (в начале, середине или в конце слова) – игра на определение позиции звука в слове.
2. Упражняйте ребенка в определении количества и порядка звуков в слове, составлении звуковых схем слов, подборе слов с определенным количеством звуков.
Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам При знакомстве с новой буквой, найдите с ребенком картинки, в названии которых новая буква стоит в начале слова.
Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает. Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:
• написать букву в воздухе, на столе;
• выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
• написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
• выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли;
• вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
• вылепить из пластилина, теста;
• написать на плакате букву разных размеров, разного цвета;
• выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Деление слов на слоги
1. Слово делим на слоги при помощи хлопков. Предложите ребенку составить слоговую схему слова. Символ слова это полоска и ее мы делим на части в зависимости от количества слогов.
Задания: - определить количество слогов в названных словах;
-выделить 1-ый слог из названия картинки;
-определить пропущенный слог в слове с помощью картинки;
-разложить картинки по группам в зависимости от количества слогов в их названии.
Напоминаем детям правило: Сколько в слове гласных столько и слогов. Обучение чтению слогов, слов.
Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения:
- М и А будет МА.
- побуквенное чтение: М, А, М, А.
- прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.
Правильное обучение навыкам чтения
Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго:
- составление и чтение слияний гласных: ау, уа, оа, ао, уо, оу, иа, аи;
- составление и чтение обратных слогов: ам, ум, ом, им, ат, ут, от, ит;
- составление и чтение прямых слогов: ма, му, мо, ми, та, ту, то, ти;
- составление и чтение односложных и двусложных слов из пройденных букв: кот, мак, ком, кит, мама, папа, нота, мука.
Уважаемые родители!
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности.
Успехов вам в занятиях с вашими детьми!
Список литературы:
- Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста СПб. : Детство-Пресс, 2020
- Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем: Методическое пособие-конспект / СПб. : Детство-Пресс, 2004.— 64 о.
- Ельцова О. М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте : система занятий, конспекты, дидактический материал / авт. -сост. О. М.
- Елыцова. - Волгоград: Учитель, 2009. -335 с.
- Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду, М. : Педагогика, 1978