Марина Сафронова
Подборка подвижных игр по тематическим неделям в старшей группе (декабрь-февраль)
▼ Скачать + Заказать документы
Декабрь
Тема: «Как приходит зима» (4 недели)
1. «Сезонные изменения в природе Прибайкалья»
2. «Будем осторожны!» (Безопасное поведение зимой)
3. «Зимние забавы. Труд людей»
4. «К нам приходит Новый год»
Подвижная игра «Два Мороза»
Цель игры: учить детей внимательности.
Публикация «Подборка подвижных игр по тематическим неделям в старшей группе (декабрь-февраль)» размещена в разделах
Ход игры: Для игры нужна просторная площадка размером не меньше 6-12м. На противоположных концах площадки отмечаются два «дома». Играющие выбирают двух Морозов – «Мороз - Красный нос» и «Мороз - Синий нос». Морозы становятся в середине, а остальные игроки находятся на одной стороне площадки за линией «дома». Оба Мороза обращаются к ребятам со словами:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые.
- Я Мороз – красный нос.
- Я Мороз – синий нос.
-Кто из вас решится
В путь дороженьку пустится?
Все игроки отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам Мороз!
Подвижная игра «Зима и лето»
Цель игры: учить детей строится в 2 шеренги спиной друг к другу, быстро бегать, ловить свою пару. Развивать внимание, быстроту реакции.
Ход игры:
Стоящие в две шеренги дети поворачиваются спиной друг к другу. Одна шеренга – зима, другая – лето. По сигналу «Зима!» -игроки этой команды поворачиваются кругом и ловят каждый свою пару. Тоже по сигналу – «Лето!»
2 вариант. У каждого ребёнка мяч малого диаметра, по сигналу дети поворачиваются и бросают мяч в свою пару.
Подвижная игра «Снежная королева»
Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.
Ход игры:
Игроки находятся на площадке, водящий – «Снежная королева» в стороне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а Снежная королева старается их догнать и запятнать. Тот, кого она коснулась, превращается в «льдинку» и остаётся стоять на месте.
Подвижная игра «Снежная карусель»
Цель игры: упражнять в ориентировке на местности.
Ход игры:
Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и отпускают руки. После небольшого отдыха игра возобновляется.
Подвижная игра «Снеговик»
Цель игры: развивать прыгучесть, ловкость.
Ход игры:
Дети, проговаривая слова, идут по кругу, в центре которого стоит ребенок – Снеговик с метлой.
«Эй, снеговик с метлой,
Не угонишься за мной!
Свалишься с дорожки,
Переломишь ножки,
Упадешь неловко,
Стукнешься головкой! Ух!».
Снеговик пытается осалить играющих метлой или веником, а они подпрыгивают.
Январь
Каникулярная неделя
Подвижная игра «Пятнашки»
Цель игры: закреплять умение бегать врассыпную по всей площадке, не мешая друг другу, увёртываясь от пятнашки; развивать быстроту, ловкость; учить правильно «пятнать» детей.
Ход игры: Дети находятся в разных местах площадки (границы её обозначены флажками). Выбранный пятнашка, получив цветную повязку (ленточку, становится в середине площадки. По сигналу воспитателя «лови!» все дети разбегаются по площадке, а пятнашка старается догнать кого-нибудь и коснуться его рукой. Тот, кого он коснулся, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пятнашка поймает 3-4 играющих. При повторении игры выбирается новый пятнашка. Если пятнашка в течение 30-40 сек не может поймать никого из играющих, следует выбрать другого водящего.
Подвижная игра «Парный бег»
Цель игры: учить детей бегать в парах, не расцепляя рук, огибать предметы. Развивать ловкость, внимание.
Ход игры:
Дети стоят в колоннах парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки поставлены предметы (кегли, кубы и т. д., по числу звеньев. По сигналу воспитателя первые пары детей взявшись за руки, бегут до предметов огибают их и возвращаются в конец своей колонны. По следующему сигналу бегут вторые пары. Пара разъединившая руки, считается проигравшей.
2 вариант.
Бежать с захлёстом голени. Бег между предметами змейкой до ориентира.
Подвижная игра «Салки со снежками»
Цель игры: развивать ловкость, координацию движений.
Ход игры: Игра проводится на площадке 30х15 м. В ее центре чертят небольшой круг — место для водящего и его помощников. Выбирают водящего, остальные игроки разбегаются по площадке. Задача водящего — осалить заготовленными снежками игроков, которые бегают по площадке. Осаленные игроки становятся помощниками водящего, встают в круг и получают право тоже осаливать игроков за кругом. Таким образом, по ходу игры постепенно уменьшается число игроков, свободно бегающих по площадке. Игра заканчивается, когда остается один не осаленный игрок. Он — победитель и может стать водящим при повторной игре.
Тема недели: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Подвижная игра «Пожарные на учении»
Цель игры: упражнять детей в лазании по гимнастической стенке удобным способом.
Ход игры: Дети становятся лицом к гимнастической стенке в 3-4 колонны (по числу пролётов). Первые в колоннах стоят на черте (расстояние 4-5 шагов от стенки). На каждом пролёте гимнастической стенки на одинаковой высоте на рейке подвешивают колокольчики. По сигналу воспитателя «Раз, два, три – беги!» дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к гимнастической стенке, влезают на неё и звонят в колокольчики. Затем они спускаются и возвращаются в конец своей колонны. Воспитатель отмечает того, кто первый позвонил. Игра продолжается. Выигрывает та колонна, в которой больше играющих, сумевших позвонить первыми.
Воспитатель следит, чтобы дети слезали, а не спрыгивали с реек, если нужно, помогает. Нарушившему правило выигрыш не засчитывается.
Подвижная игра «Космонавты»
Цель игры: развивать ловкость, реакцию, быстроту бега, умение ориентироваться в пространстве.
Ход игры:
Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:
Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам.
На какую захотим, на такую полетим!
Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!
Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено до 5 кружков. Это место для участника. Но кружков в ракетах меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету становятся в общий круг.
Подвижная игра «Продавец красок»
Цель игры: учить детей быстро бегать в заданном направлении. Развивать ловкость, быстроту движений.
Ход игры:
Чертятся две линии. Выбирается водящий – продавец красок. Он становится между линиями. Все остальные – на одной из них. Продавец отворачивается от детей, и называет какой – либо цвет и поворачивается. Если такой цвет есть в одежде ребёнка, то он может спокойно пройти на другую сторону. Если нет - должен пробежать так, чтобы продавец не осалил его.
Тема недели: «Едем, летим и плывем» (транспорт)
Подвижная игра «Разные машины»
Цель игры: объяснить значение жестов регулировщика; развивать сноровку и внимательность.
Ход игры:
Дети делятся на две команды: «Грузовые машины» и «Легковые машины». Ведущий – регулировщик дорожного движения – восклицает: «грузовые машины!», и те быстро «едут» к своей черте. А легковые машины пускаются за ними, стараясь осалить. Наступает черед легковых машин ехать к своей черте. Так несколько раз подряд. Важно, чтобы число выездов у грузовых и легковых машин в конце игры вышло одинаково.
Подвижная игра «Грузовик»
Цель игры: развивать равновесие, учить передвигаться с мешочком на голове.
Ход игры:
Играющие держат в руках автомобильные рули - это грузовики. Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого положен небольшой мешочек с опилками или песком. Кто сможет бежать так быстро, чтобы обогнать всех своих соперников и не уронить груз - мешочек?
Подвижная игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»
Цель игры: развивать внимание, быстроту мышление, упражнять в ловле мяча и в точной передаче мяча.
Ход игры:
Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой. Например: улица, тротуар, обочина и т. д. На слово «Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить - светофор, переход и т. д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.
Февраль
Тема: «Знакомство с народной культурой и традициями» (2 недели)
1. «Быт предков сибиряков» (устройство жилищ, труд, обычаи)
2. «Народное творчество, промыслы»
«Гори, гори ясно» (русская народная игра)
Цель игры: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке. Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком. Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми. Играющие хором поют считалочку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три!»
На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.
«Солнце» (русская народная игра)
Цель игры: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.
Ход игры:
Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.
Гори солнце ярче, (Дети ходят по кругу)
Лето будет жарче.
Я зима теплее, (Идут в центр круга)
А весна милее (Из центра обратно.)
А зима теплее, (В центр.)
А весна милее. (Обратно.)
После слов «Солнце» ловишка ловит детей.
«Чурилки» (русская народная игра)
Цель игры: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:
Колокольцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон?
После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.
«Золотые ворота» (русская народная игра)
Цель игры: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.
Ход игры:
Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному). Стоящие поют:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».
«Жмурки» (русская народная игра)
Цель игры: Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.
Ход игры:
Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза повязку. По данному сигналу, участвующие в игре, бросаются в разные стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий посередине места для игры старается поймать кого-нибудь из бегущих.
Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он становится «жмуркой».
Правила: Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: «Огонь!»
Варианты: Игра может проводиться с колокольчиком, который дети передают друг другу.
Тема: «День защитника Отечества»
1. «Мальчики –будущие мужчины»
2. «Защитники Отечества»
Подвижная игра «Встречные перебежки»
Цель игры: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую в быстром темпе. Развивать внимание, быстроту движений.
Ход игры:
Две группы детей с равным количеством играющих становятся на противоположных сторонах площадки за линиями в шеренги (расстояние между детьми в шеренге не менее 1метра). У каждой группы детей на руках ленточки своего цвета – синие или жёлтые. По сигналу воспитателя: «Синие»!» - дети с синими лентами бегут на противоположную сторону, стоящие напротив протягивают вперёд ладоши и ждут, когда бегущие прикоснуться к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на другую сторону, поворачивается и поднимает руку вверх.
Подвижная игра «Будь ловким»
Цель игры: упражнять детей в перепрыгивании через мелкие предметы, отталкиваясь двумя ногами; развивать быстроту движений, ловкость.
Ход игры: Дети стоят лицом в круг, у ног каждого мешочек с песком. Водящий в центре круга. По сигналу воспитателя дети прыгают в круг и обратно через мешочки, отталкиваясь двумя ногами. Водящий старается осалить детей пока они не выпрыгнули из круга. Через 30-40 сек воспитатель останавливает игру и считает проигравших. Выбирают нового водящего из тех, кого ни разу не коснулся предыдущий водящий.
Правила: мешочек нельзя перешагивать, только перепрыгивать; водящий может касаться того, кто находится внутри круга; как только водящий отходит дальше, ребёнок снова прыгает.
Усложнение: прыгать в круг на одной ноге; ввести ещё одного водящего.
Подвижная игра «Сильный удар»
Цель игры: упражнять детей в прыжках с целью достать предмет, подпрыгивая вверх толчком двух ног; развивать силу толчка.
Ход игры:
На горизонтально расположенную ветку или стойку подвешивается в сетке мяч. Двое детей примерно одинакового роста встают с двух сторон от мяча, который висит выше поднятых вверх рук детей на 25 см. Они подпрыгивают вверх и стараются сильнее ударить по мячу. Выигрывает тот, кто чаще отбивал мяч от себя в другую сторону.
Правила: подпрыгивать вверх толчком двух ног; отбивать мяч, касаясь его двумя руками.
Усложнение: Мяч подвешивается на длинной верёвке к высокому столбу. Задача играющих – отбивать мяч так, чтобы он закрутился вокруг столба.
Подвижная игра «Накинь кольцо»
Цель игры: упражнять детей в набрасывании колец на колышки; развивать меткость и ловкость.
Ход игры:
Используются сюжетные или бессюжетные кольцебросы: по 2-6 колышков на подставках разной формы. Дети набрасывают кольца с расстояния 1,5-2,5 м. Игра может проводиться с группой детей (4-6 человек). Дети получают по три кольца и по очереди бросают их, стараясь попасть на любой колышек. Воспитатель отмечает, кто из детей набросит большее количество колец.
Подвижная игра «Донеси мешочек»
Цель игры: упражнять в ползании по скамейке на четвереньках с мешочком на спине; развивать осанку.
Ход игры:
3-4 детей встают на скамейки, кладут на спину мешочек с песком. Ползут на четвереньках до конца скамейки. Выигрывает пришедший первым.
При движении не ронять мешочек; если он упал, поднять, положить снова на спину и ползти дальше; в конце скамейки взять мешочек со спины, также не роняя.