Наталия Ненашева
Спортивный праздник «Вечер кубанских подвижных игр» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к истокам культуры края.
Возрождение казачества – святое дело. Многое забыто из прошлой жизни казаков. И ратные подвиги в войнах, и неутомимый крестьянский труд, и особенно казачий быт.
В прошлом в каждой казачьей семье было много детей – от пяти до две-надцати (не то, что теперь). И не последним делом была для них организация своего досуга, приобретение ловкости, силы, терпения. Вот и выдумывали ино-гда сами дети, иногда взрослые различные игры, которые приживались среди станичных мальчишек и девчонок, распространялись от станицы к станице, ук-репляя здоровье детей, кому предстояло сохранить казачий генофонд. Эти игры часто видоизменялись, упрощались или усложнялись, менялись их названия. Но уж коли игра завладевала душами детей, то нередко оставалась в станицах на долгие годы.
Публикация «Спортивный праздник „Вечер кубанских подвижных игр“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кубанские народные игры
- Кубань
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Сценарии развлечений
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2017
То, что произошло с казачеством после Октября, теперь хорошо известно. Вместе с истреблением казаков, уничтожением устоев их многовекового образа жизни, уходило в забвение нравственное и бытовое наследие. В том числе и то, что радовало детей – их казачьи игры. Как хорошо, что теперь заговорили о возрождении казачества.
Уже много лет наш детский сад работает над краевой программой: «Край родной – частица Родины великой». Одним из направлений этой программы является знакомство детей с подвижными играми народов Кубани. Проанали-зировав свою работу по использованию казачьих игр, мы убедились, что сами недостаточно хорошо их знаем, мало знакомы с методикой проведения. Исходя из этого, мы поставили перед собой следующие задачи:
- повысить уровень своих знаний о казачьих подвижных играх и методике их использования;
- Создать в группах необходимые условия для организации казачьих под-вижных игр с детьми;
- вызвать у детей интерес к казачьим играм, научить самостоятельно их организовывать.
Свою работу начали с изучения методической литературы. Вместе с воспитате-лями составили картотеку кубанских казачьих подвижных игр. Провели семи-нар – практикум для воспитателей по обучению детей подвижным кубанским играм. С помощью родителей сшили национальные костюмы для детей. Ре-зультатом проделанной работы стал спортивный праздник «Кубанской под-вижной игры».
Предлагаю вашему вниманию сценарий этого спортивного праздника.
Сценарий спортивного праздника
«Вечер кубанских подвижных игр»
Для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Закрепление навыков игры в кубанские казачьи подвижные игры : «Кошки-мышки», «Золото», «Безвин», «Гуси», «Корзинка». Развивать увертливость в беге, умение действовать по сигналу воспитателя. Воспитание выдержки, внимания. Развитие интереса к кубанским казачьим играм.
Оборудование: палочка или колечко, палка, 2 ведра, 2 палки с головами коня, 2 корзинки, яблоки, клубки с нитками.
Под кубанскую народную мелодию дети входят в зал и садятся на стулья.
Выходит ведущий в костюме казачки.
Ведущая: Ребята, среди просторов нашей большой страны
есть, край, где ты живёшь, где твой родной дом,
твоя родная земля – Кубань.
1-й ребё нок: Когда говорят о России,
Я вижу родную Кубань.
2-й ребё нок: Могучие горы, степные просторы,
Приморского берега грань.
Леса и поляны, сады и лиманы -
Всё это – родная Кубань.
3-й ребё нок: Родные станицы, разливы пшеницы,
Плывёт за комбайном комбайн.
Огни городские, гудки заводские -
Всё это – родная Кубань.
4-й ребё нок: Это речка Кирпили – нитка голубая.
Вот зелёный бережок, даль за ним степная.
5-й ребё нок: Здесь трава всегда густа, лошади пасутся.
Эти тихие места Родиной зовутся.
Воспитатель: Все вы должны знать, что мы – потомки кубанских казаков, которые 200 лет
назад пришли с берегов Чёрного моря на кубанскую землю.
Взрослые хранят в своей памяти старинные казачьи песни и частушки, сказки и
легенды о кубанских казаках. Кубанские подвижные игры.
Сегодня, дети, мы с вами поиграем в Кубанские детские казачьи игры.
Вы хотите поиграть, свою удаль показать?
Выходят дети и играют в игру “Кошка и мышка”.
Все играющие берутся за руки и составляют круг, в середине которого находится мышка, а за кругом – кошка. Кошка старается вбежать в круг и поймать мышку, но составляющие круг стараются ее задержать насколько возможно, не разрывая цепи, а мышке дают свободный проход в круг и за круг. Когда же кошке удается поймать мышку, тогда является другая пара и игра продолжается в таком же порядке.
Ведущая: Молодцы дети! Играть вы умеете! А частушки знаете? Так спойте же нам!
Частушки
1-й ребё нок: Рассыпайся горох
С грядочки на грядочку.
Раздайся народ,
Я пойду в присядочку.
2-й ребё нок: Ой, гоп сударики,
Поев дид сухарики,
Осталыся калачи
Вин их жуе на печи.
3-й ребё нок: Топала я топала -
Ботиночки растопала.
Стою я и дивуюся:
Во что же я обуюся?
4-й ребё нок: У нас песенки поют
Поют и припевочки
У нас ребята боевые,
Бедовые девочки.
Ребё нок: Мы и пели и плясали,
А в игру ведь не играли!
Входят девочки старшей, подготовительной группы, становятся в круг и начинается игра “Золото”.
Одна из играющих берёт какую-нибудь вещь (палочку, колечко, остальные становятся в круг, держа перед собой руки сжатые в кулаки. Первая, стоя в кругу, приговаривает нараспев:
“Я золото прихораниваю! Я чистое прихораниваю!
Моё золото пропало, чистым порохом запало,
Метелицей замело. Угадывай у кого?”
Все: “Гадай, гадай, девица,
В какой руке перица?”
Стоящая в кругу девочка опускает руку с “золотом” в руки играющих с тем, чтобы оставить его в какой- нибудь руке. На ком остановится рука хоронящей “золото” при словах: ”Угадывай у кого?- та выступает вперёд и угадывает. Если угадает, то следует женитьба, которая обыкновенно состоит в том, что у девочки спрашивают, в какой стороне живёт жених, как его зовут и прочее, после чего она снова хоронит “золото”
Ведущая: Хороши наши девчата, умеют играть.
Ну- ка хлопцы, не отставайте, выходите в круг.
Начинается игра “Безвин”
Играющие меряются на палочке, верхний называется “безвином”, другие образуют замкнутую цепь, в середину которой входит “безвин”, он должен прорываться сквозь цепь, но делает это не сразу, а сначала ходит по кругу и пробует крепость ворот, т. е. налегает на руки стоящих в круговой цепи. Все играющие поют в это время:
Безвин быв,
Хмари разбив,
Пишли хмари
На татары.
А сонечко
На хрестьяни.
Пение продолжается всё время, пока “безвин” не перепробует все ворота: затем он обращается к одному из играющих с вопросом: “Пане, пане! Скажи, на яки ворота?” И не дожидаясь ответа. бросается в намеченные ворота, чтобы прорваться. Если ему удастся прорвать цепь, то он старается убежать, все играющие его ловят, кто поймает “безвина”, тот делается сам “безвином”. Игра повторяется несколько раз.
Ведущая: Хорошо вы, детки, играете! Садитесь, отдохните. А я сяду рядышком на лавке
вместе с вами посижу. Загадаю вам загадки, кто смышленей погляжу.
1. Мэнэ бьють, колотять, рижуть, ворочають, а я всэ тэрплю и добром отдаю.
(Пахатная земля)
2. Малэнький, горбатэнький
Всэ полэ проскакав.
(Серп)
3. Шо в сковородку налывають,
Та в четверо сгынають.
(Блин)
4. Овсом ни кормлять, кнутом не гонять,
А як пашэ – сим плугив таще.
(Трактор)
5. Смастрювалы с досок и надилы поясок,
Сохраняе ця посуда огырочкив хоть два пуда.
(Бочка)
6. Хвист с узорами, сапогы со шпорами.
Писни спивае – время считае.
(Петух)
7. В сыньой чащи красный мяч,
Вин свыркучий и горяч.
(Солнце)
Ведущая: Хорошо вы загадки отгадываете!
Мы шутили, песни пели. А, пожалуй, интересней будет новая игра.
Давайте-ка поиграем в игру “ ГУСИ”.
Играющих допускается неопределённое число. Все они изображают собой гусей, за исключением 2-х, из которых один играет роль “матки”. а другой - “волка. Эти роли считаются главными. Но к роли “волка” допускается более сильный и ловкий. В одном углу помещается матка с гусятами, а в другом углу располагается волк. Игра начинается так: Матка прогоняет гусей и говорит: “Геля, геля, гуси пастись!- гуси убегают. Далее матка зовё т гусей домой: “Гуси, до дому!”- “Чего?” - отвечают гуси - “Волк за горою!”- “Що робить?” “Гуску скубэ!” - “Яку?” - “Сиру, билу, волохату”- “Тикайте дити в хату!”
При последнем слове волк бросается на гусей и ловит кого- нибудь, а гуси стараются убежать к матке, где он уже ловить не имеет права. Пойманный гусь отводится волком к себе, а других матка снова прогоняет пастись, игра продолжается до тех пор, пока все гуси не будут переловлены волком. Может случиться, что некоторые гуси окажутся ловчее волка и не поддадутся ему, то чтобы игра поскарее кончилась, матка подковывает гусей. т. е. бьёт по падошвам их ног кулаком, после этого гуси скачут уже туда и обратно на одной ноге, а потом скорее переходят к волку.
Когда все гуси будут переловлены, матка, как бы не зная причины пропажи гусей, отправляется на поиски и находят их спящих вместе: в это время волк отсутствует. Мать спрашивает: “Где волк?” - ей отвечают: “Пишов меха драть. ” - “Велив вин мени оцю гусочку взять. ”- говорит матка и уводит одного гуся.
Возвратившийся волк спрашивает: “Где ещё один гусь?” Ему отвечают: “Пошел пастись!” Успокоенный волк уходит опять, а матка таким образом уводит другого, третьего и всех гусей. Этим игра оканчивается.
Ведущая: Ребята, вам игра понравилась? А сейчас мы с вами поиграем в игру -
Эстафету:
“Кто быстрее напоит коня”.
Дети строятся в две колонны. На расстоянии 5 м стоит ребёнок с палкой с головой коня на конце. У первого игрока ведро. По команде игрок с ведром бежит к «коню и поит его водой». Затем бежит назад и отдаёт ведро впереди стоящему игроку, а сам возвращается в конец колонны. И так играют все участники.
Далее проводится игра “КОРЗИНКА”. Кто скорее соберёт рассыпанные яблоки в корзинку.
Далее проводится игра для девочек:
«КТО БЫСТРЕЕ НАМОТАЕТ КЛУБОК»
Ведущая: С волнением мы повторяем вещие слова наших предков:
“Нэма края найкращого, чим наш край,
Нэма края богаче и краще ридной КУБАНИ”.
Ну вот и всё, пора прощаться, желаю мира, счастья вам.
Вам, ребята, и гостям.
До свидания!