людмила федорова
Конспект занятия «По страницам литературного мира Чувашии»
▼ Скачать
По страницам литературного мира Чувашии.
Цель: ознакомление и рассмотрение особенностей развития литературного мира Чувашии от истоков до современности.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с историей создания чувашского литературного наследия,
2. Познакомить с чувашскими авторами.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „По страницам литературного мира Чувашии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
1. Развивать интерес к творчеству чувашских авторов.
2. Развивать интерес к фольклору
Воспитательные :
1. Воспитывать любовь к национальным литературным жанрам.
Предварительная работа.
Знакомство с литературными произведениями чувашских авторов
Знакомство с фольклорным наследием Чувашии.
Просмотр презентации «Великие народные поэты и писатели»
Ключевые слова: рассказ, очерк, повесть, жанр, фольклор
Ход беседы
Воспитатель: Знаете ли вы страну такую,
Древнюю и вечно молодую?
Есть на карте славная страна,
Называется Чувашией она!
Вам открою маленький секрет:
Для меня республики прекрасней нет!
Это мир литературный необычный,
У Чувашии есть свой язык столичный!
Воспитатель. Ребята, какая наша Чувашия?
Дети (ответы).
Чувашия- красивая, гостеприимная, музыкальная, театральная, литературная.
Воспитатель: Каких чувашских авторов вы знаете?
Дети: И. Я. Яковлев- основоположник чувашского языка.
Воспитатель : Сегодня с вами мы откроемстраницы литературной жизни Чувашии!
Свое историческое начало чувашская культура родного языка берет с Востока и Передней Азии. Сложным был путь развития культуры древней письменности Чувашии. Не сохранились первые образцы литературы- письмена-руны. Наблюдать за историческим развитием литературного творчества авторов можно в период образования и быстрого расцвета Болгарского государства. Чувашское художественное наследие утрачивает традиции письменной культуры и переходит в устную форму, представленную в фольклоре в виде легенд и сказаний об Улыпе.
Воспитатель: Ребята, вспомните, каким был Улып?
Дети (ответы) :Могучий, сильный, смелый.
Воспитатель. В народных легендах и сказаниях, исторических песнях можно встретить рассказы о поворотных событиях в жизни чувашей и проследить за развитием художественной культуры чувашского народа в целом. Важным источником, помогающим раскрыть вопрос развития чувашской художественной культуры, является устное народное творчество (предания старины глубокой, мифы былины, магические обрядовые песнопения и литературные жанровые формы). К наиболее часто используемым формам относятся: Савра юра, хайла, несер, шут.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, с какими культурами связана чувашская литература?
Дети (ответы) С русским народный творчеством.
Воспитатель. Согласна. Любой народ имеет свой фольклор, отражающий историю развития народа. Послушайте.
В 15 веках, когда чувашская культура присоединилась к русскому национальному искусству, создались условия для начала поэтапного взаимодействия русской и чувашской культур. Решающим толчком для развития литературного мира Чувашии стало создание чувашской письменности на основе кириллицы. На основе новых правил письменности были созданы более современные формы литературных жанров. Актуальными становятся работы по приведению чувашского языка к нормам современного русского языка путем создания лексических словарей, учебников по чувашскому языку.
Воспитатель: Напомните, пожалуйста, кто автор чувашской азбуки?
Дети (ответ) И. Я. Яковлев.
Воспитатель : И. Я Яковлев собрал тематические идеи литературного языка и создалкопилку новых национальных современных образцов в чувашской литературе.
Новая литература, основанная на современной письменности великого чувашского просветителя, литературного деятеля И. Я. Яковлева, берет свое начало из тюркского алфавита и разрабатывается русскими авторами с использованием современной грамматической основы слова. Иван Яковлев стал выдающимся практиком, создав чувашский алфавит и книги для чтения, учебники. Он открыл десятки сельских школ, что позволило распространить чувашский язык в самые широкие слои населения. Новые образцы художественной литературы созданы И. Яковлевым на основе обработки фольклорных сюжетов.
Воспитатель: Предлагаю виртуальное путешествие в школу прошлого. (просмотр презентации).
«В Симбирской чувашской учительской школе».
Физкультминутка
Посмотрите, вот читатель (вправо- влево)
У него в руке журнал. (присели)
Вот поэт (руки вверх, а вот писатель (руки вниз)
Каждого его узнал! (покрутили головой, руки в стороны)
Воспитатель
формируется литературная база для развития современной чувашской культуры благодаря деятельности великих литераторов, среди которых был К. В. Иванов, М. Сеспель. Поэты расширили ритмическую основу чувашского стихосложения, внеся новые национальные ноты в звуковое звучание.
Современное звучание чувашский язык приобретает благодаря активной творческой деятельности молодых поэтов 20 годов 20 века: П. Хузангай, В. Митта, С. Эльгер. Язык стихосложения становится более ярким, насыщенным выразительными интонациями. На литературный читательский обзор выходят произведения М. Трубиной, С. Хуммы, И. Мучи, В. Рзая, И. Максимова- Кошкинского, П. Осипова и др. На страницах литературных изданий проявилась историческая взаимосвязь поэтических и писательских сил старой культуры и новой, более современно развивающейся в условиях общественных нововведений литературных правил Чувашского языка. Живой интерес к чтению поддерживается благодаря лирическому образу произведенийтакихавторов,как Я. Ухсай, П. Хузангай, С,Шавла, В. Алендей, А. Воробьев, Г. Орлов.
Наиболее яркими и важными тенденциями в развитии современной чувашской литературы являются возрастающее внимание к духовно- нравственным проблемам жизни, актуальность прав выбора, становление эпических повествовательных форм в национальной литературе. Характер современного человека, его мировоззрение, нравственно- духовный мир меняют скорость звучания языка и увеличивают объем восприятия звуковой информации на чувашском языке.
Устное народное творчество передает все особенности поэтической составляющей литературного национального языка, его мелодизм и ритмичность словесных форм. При этом важно помнить, что фольклор не является начальной основой литературы, а выступает как материал и орудие, мышление и образное восприятие.
Чувашский язык имеетважное значении для развития современного национального колорита, обогащения литературного слова со всеми выразительными интонационными средствами. Именно жанр поэтического рассказа наиболее ярко и точно откликается на внутреннее состояние человека, его душевное раскрытие образного восприятия мира. Разнообразие жанровых произведений обогащает содержательную основу литературных сочинений. Без сомнения читатель глубже рассматривает «предания старины глубокой»,обогащая собственный запас литературных впечатлений. Писатель ярче раскрывает стилевые особенности языка и традиционные национальные ценности литературного звучания.
Разнообразие идей, «живая словесность», интонационная выразительность, многообразие жанров, яркая образность - вот то, без чего национальный язык не может полностью раскрыть свои возможности для восприятия человеком. Восприятие языка возможно лишь в том случае, когда все воспринимается через осознания самого себя как части родного языка и национальной культуры. Любить - значит, дарить. Дарить - значит, жить. Пусть века живет язык, на котором говорили мои предки. Пусть будут ярче и звонче голоса моей Чувашии.
Литература :
1. Артемьев Ю. М. Чувашская литература/ Ю. М. Артемьев//Краткая чувашская энциклопедия. - Чебоксары, 2001, 471с.
2. Евстафьев Е. В. В русле времени/ Е. В. Евстафьев. -Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1979.-232 с.