Юлия Воробьева
Проект по речевому развитию «По дорогам сказок» для дошкольников
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Новосибирского района Новосибирской области - средняя школа №18ст. Мочище (Дошкольные группы)
Утверждаю
Директор МБОУ-СШ№18 ст. Мочище
___Чернышев А. В.
«ПО ДОРОГАМ СКАЗОК»
Разработала :воспитатель МБОУ-СШ№18 ст. Мочище
Воробьева Юлия Эриковна
Тема проекта : Развитие речи детей с помощью сказок
Публикация «Проект по речевому развитию „По дорогам сказок“ для дошкольников» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Тип проекта : информационно-творческий
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации: краткосрочный с 1.12.2023 г. по 28.12.2023 г.
Участники проекта : дети старшей группы 5-6 лет, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Цель:
Развитие коммуникативно-речевых способностей дошкольников через русскую народную сказку в условиях специально организованной образовательной деятельности через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и формирования интереса к речевому общению ; воспитание у детей любви к русским народным сказкам, как к произведению искусства., возобновление традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта и дальнейшей совместной деятельности.
Задачи:
для детей:
Коррекционно-образовательные:
• расширить представление детей о сказках;
• формировать умение детей рассуждать;
• формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать
эпизоды сказок;
• обогащать и расширять словарный запас детей.
Коррекционно-развивающие :
• развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться
связных высказываний;
• развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие
способности;
• развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми
людьми в разных ситуациях;
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
• воспитывать культуру речи.
для родителей:
• способствовать созданию в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
• способствовать развитию совместного творчества родителей и детей;
• развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
• заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание
участвовать в ней.
для педагогов:
• развивать творческий потенциал ребенка;
• показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе
реализации проекта.
Ожидаемый результат
1. Активизация связной речи детей, расширение словаря, совершенствование звукопроизношения.
2. Появление познавательного интереса к сказке и русскому народному творчеству.
3. Появление умения связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки.
4. Высокие стабильно положительные результаты в коррекционной педагогической работе в процессе формирования связной речи.
5. Творческие, партнёрские отношения между всеми участниками образовательного процесса.
6. Пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки»
Актуальность темы.
Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и ковар-ство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку развивать речь. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной
Итоговое мероприятие: Викторина на тему:» Русские народные сказки» театрализация сказки «Колобок», участие во всероссийской викторине «Русские народные сказки»
Продукт проекта : Книга авторских сказок
Интеграция содержания образовательных областей на основе проекта «По дорогам сказок»
(системная паутинка проекта)
Социально-коммуникативное развитие Дидактические игры : «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи». Кубики и пазлы по разным сказкам.
Сюжетно-ролевые игры по сказкам Беседа о роли сказки в жизни человека
Беседа о бережном отношении к книге, театральным атрибутам.
Дидактические игры:
«Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?»
«Волшебный мешочек», «Сказки», «Исправь ошибку художника»
Развивающие игры «Что не так», «Из какой это сказки», «Мои любимые сказки».
Проблемные ситуации: что может служить персонажем для театра, что делать, если у сказки потерялось начало (окончание, из каких материалов можно изготовить театральные куклы?
С/р игра «Библиотека», «Больница для книг», «Театр», «Ателье», «Мастерская по изготовлению кукол»
Познавательное развитие Чтение, просмотр и прослушивание русских народных, авторских сказок, проведение викторины по сказкам
ООД «Знакомство с театром»
Беседа «Различные виды театров и театральных кукол» на основе презентации.
Беседы с детьми: "Моя любимая сказка", "Правила общения с книгой"
Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам
ООД по ФЭМП «Теремок»,
Речевое развитие Расширение словарного запаса детей старинными словами, названиями различных видов театра, материалов для изготовления декораций и кукол.
Совместное обсуждение сказок и выводы о морали сказки.
Отгадывание и придумывание загадок про сказки; заучивание пословиц и подбор подходящей сказки к этой пословице.
Придумывание авторской сказки
Заучивание слов к пальчиковым и подвижным играм.
ООД по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка».
ООД по сказке «У страха глаза велики».
Беседы с детьми о прочитанном.
Ознакомление с художественной литературой Чтение и обсуждение сказок. Просмотр мультфильмов.
Пересказ разных сказок.
Театрализованная деятельность Спектакль «Теремок», «Репка», «Колобок» Кукольный спектакль «Волк и семеро козлят»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация любимой сказки, сказочного персонажа.
Создание альбома с героями любимой сказки
ООД «Мой любимый сказочный герой».
ООД «Петушок – золотой гребешок».
Слушание и пение музыки Леньков Русские народные сказки
Аппликация ООД «Платье для Василисы Прекрасной».
ООД «Сказочный домик».
Работа с родителями Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»
Консультация «Знакомство со сказками».
Помощь в изготовлении костюмов для спектакля «Колобок»
Выставка поделок различных театров
Этапы реализации проекта :
Подготовительный (выявление проблемы анализ имеющихся педагогических ресурсов определение направлений деятельности)
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1. Предварительные беседы по теме
2. Начальный мониторинг
3. Подбор иллюстраций, книг, видео и аудиозаписей, настольно-печатных и дидактических игр по теме проекта.
4. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов
5. Оформление уголка «В гостях у сказки»
6. Составление системной паутинки проекта.
Педагогические ресурсы
1. Вопросы мониторинга
2. Анализ результатов мониторинга
3. Интернет-ресурсы, методические пособия
4. Русские народные пословицы, поговорки, загадки
5. Книги русских народных сказок
6. Разные виды театров (кукольного, настольного, пальчикового)
7. оформление уголка для родителей по сказкам.
Задачи:
1. Изучить и выявить проблемы в представлении детей о сказках
2. Изучить состояние связной речи детей.
3. Спланировать деятельность во время проекта
4. Подобрать материалы для работы над проектом
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Ознакомление с темой проекта
2. Консультирование родителей по теме проекта
3. Обсуждение с родителями выбор форм и методов реализации проекта
4. Привлечение родителей к созданию костюмов для театрализации
Педагогические ресурсы
1. Системная паутинка по проекту
2. Анкеты для родителей
3. Презентация на тему
Задачи
1. Развивать педагогическую инициативу родителей
2. Повышать компетентность родителей в сфере развития речи детей
3. Развивать интерес к жизни детей в детском саду
4. Привлечь родителей к совместному
Основной этап (содержание коррекционно-образовательной работы по освоению в рамках проекта)
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Образовательная область «Познавательное развитие»
Педагогические ресурсы
1. ООД по ФЭМП на тему «Теремок» (приложение)
2. Беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Театральная азбука»
Цель: расширить представления детей о мире театра, о театральных профессиях, стимулировать их интерес к театральному искусству, обогатить словарный запас детей театральными терминами.
Оборудование: иллюстрации помещений театра, театральная афиша, театральные билеты, театральные программки, слайды с видами различных театров, фотографии актеров, фрагментами различных спектаклей, дидактическая игра «Театральные профессии», муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы, атрибуты к игре «Парикмахерская».
Воспитатель: Знаете ли вы, что такое театр, что значит «театральное искусство», люди каких профессий работают в театре? (ответы детей).
Театр – искусство сцены – родилось в глубокой древности. Слово ТЕАТР пришло к нам из греческого языка и означает «место для зрелищ, зрелище». Но театр – это не только вид искусства, но и здание, куда мы приходим на спектакли.
Проводится дидактическая игра «Театральные профессии»
Наш спектакль сегодня идет на сцене первый раз, поэтому сегодня – премьера этого спектакля. Итак, первое действие (часть) спектакля началось.
(Детям предлагается рассмотреть иллюстрации любого детского спектакля или посмотреть видео).
Не устали, нравится наш спектакль? Актеры играют замечательно! А как вы думаете, им надо отдохнуть, подготовиться к продолжению спектакля?
(Ответы детей).
Перерыв между действиями спектакля называется антрактом. В антракте обычно все зрители выходят в фойе театра. В это время можно сходить в буфет, привести себя в порядок в туалетной комнате, а также познакомиться с различными фотографиями артистов театра, которые развешаны по стенам фойе.
Вот наш спектакль подошел к концу. Понравился он вам? А как мы сможем выразить это без слов? Поблагодарить актеров за их замечательную игру? Правильно, аплодисментами! Аплодисменты – форма выражения благодарности артистам. Если вам понравилась игра актеров – поаплодируйте! Вы также можете подарить им цветы.
Воспитатель: Много интересного мы узнали сегодня о театре. Но есть в нем особое место, которое называется таинственным словом «закулисье» - то, что находится за сценой. Сегодня нам разрешили с вами побывать и там. Здесь можно много найти интересного. Этого пространства зрители не видят. У актеров и служащих в театре свой вход с улицы, ведущий прямо на сцену. Давайте познакомимся с помещениями «закулисного царства».
( Воспитатель перечисляет эти помещения и объясняет их предназначение: мастерская декоратора и бутафора, костюмерная, грим уборная актеров).
Воспитатель: давайте мы с вами зайдем в одно из этих помещений. Смотрите, столик! На нем зеркало, краски, пудра, грим, парики? Что это за помещение? (Ответы детей). Правильно, это гримуборная актеров. Давайте сейчас с вами поиграем в актеров и гримеров, сделаем из девочек принцесс, а из мальчиков – дедушек.
(Дети распределяют между собой роли гримеров и актеров и на глазах у всех начинаются перевоплощения)
Затем дети «возвращаются» обратно в детский сад.
Подведение итогов:
Воспитатель: Что нового узнали? Что больше всего поразило? Что запомнили? С какими новыми словами познакомились и т. д.
3. Беседа «Моя любимая книга»
Цель: Формировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности от реализации проекта.
Подготовительная работа: предложить родителям прочитать дома знакомые детям сказки и принести любимую книгу ребенка в группу. Примерный список литературы: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» в обработке А. Н. Толстого, «Жихарка» в обработке И. Карнауховой, «Лисичка со скалочкой» и др.
Ход беседы
Воспитатель приглашает детей за столы.
Воспитатель: Сегодня вы принесли из дома ваши любимые сказки, назовите их (вместе с детьми рассматривает обложки книг сказок). В сказках рассказывается о приключениях людей и животных. Кто главные герои в сказке? «Лисичка со скалочкой»?. Да, это сказка о животных. В ней нет волшебных предметов, волшебных помощников и превращений. А вот русскую народную сказку «Царевна - лягушка» можно назвать волшебной сказкой. Почему?
- Еще есть сказки без начала и конца, которые называют докучными. Их название происходит от слова «докучать» - надоедать, наскучить. Хотя они и надоедливые, но невероятно смешные. Например, «Сказка про мочало?». Мочало – это вымоченная кора молодой липы, из которой изготавливались мочалки для мытья. Кто знает сказку про мочало? Послушайте эту докучную сказку : «Жил - был царь, у царя был двор, на дворе стоял столб, на столбе висело мочало. Мочало качало- качало… Не начать ли нам сказку с начала? Жил – был царь…»
Вот такую смешную сказку рассказывали давным – давно бабушки своим внукам. Те, став взрослыми, стали рассказывать ее своим детям. Никто не знает, кто сочинил эту сказку, по этому и называют ее «народная докучная сказка». А вот докучную сказку «Бесконечные песенки» сочинила известный автор стихов для детей. Послушайте авторскую докучную сказку Елены Александровны Благининой:
- Ай – люли, ай – люли,
Гости к Дашеньке пришли!
Петушок – в сапожках,
Курочка – в сережках,
Селезень – в кафтане,
Утка – в сарафане.
Все по лавкам сели. Сели и запели:
- Ай – люли, ай – люли,
Гости к Дашеньке пришли.
- Если в докучных сказках нет начала и конца, то во всех других сказках обязательно есть три части – начало, середина, конец. Вспомните, как обычно начинаются сказки? («Жили – были…», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…» ит. д.) Такое начало - зачин сказки - служит для того, что бы помочь слушателям перенестись в сказочный мир, назвать место и время действия сказки либо ее героев.
В ходе рассматривание книг воспитатель цитирует наиболее яркие в образном отношении слова и фразы, зачитывает зачины, присказки, концовки из разных сказках.
- Кроме зачина в сказке может быть присказка – веселое, не связанное по смыслу с текстом сказки вступление. Находится при сказке, перед сказкой рассказывается. Одна и та же присказка может быть у разных сказок :
«Летала сова – веселая голова; вот она летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела, и опять полетела; летала – летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела… Эта присказка, а сказка вся впереди».
- Какими словами обычно заканчиваются сказки? («И я там был, мед – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» и т. д.) Такие слова принято называть концовкой. Когда – то, очень давно, существовала профессия сказочника, за свой труд сказочник получал вознаграждение. В концовке сказочник давал понять слушателям, что он хочет получить за свой труд: «Вот вам сказка, а мне кринка масла». Теперь концовка просто подводит итог сказки и завершает ее действие. У разных сказок может быть одна и та же концовка: «Стали жить – поживать и добра наживать».
- Как много чудесных сказок вы принесли сегодня! Что бы каждый из вас мог еще не раз прочитать эти книги вместе со мной или с родителями, нужно бережно обращаться с ними и хранить в специально отделенном месте. Как называется это место в нашей группе? (Книжный уголок) .
Воспитатель предлагает навести порядок в книжном уголке, отобрать книги для детей средней группы.
4. Беседа «Правила обращения с книгой». Экскурсия в библиотеку.
Цель: обучение правилам пользования книгой.
Библиотекарь: Ребята! А ведь прежде чем книгу напечатают в типографии, над ней работает писатель, затем художник. (показать яркую книгу с иллюстрациями). Вам всем нравятся книги с яркими, красочными иллюстрациями, они помогают зримо представить героев книг, лучше понять то, о чем хотел рассказать автор. Иллюстрации помогают и при выборе книг, так как по ним можно определить содержание книги. Теперь вам понятно, сколько людей вкладывает свой труд для того, чтобы появилась книга, и поэтому мы с вами должны их беречь. О том, как надо обращаться с книгами, нам расскажет стихотворение.
У Скворцова Гришки
жили-были книжки,
грязные, лохматые,
рваные, горбатые.
Без конца и без начала,
Переплеты, как мочала,
На листах каракули,
Книжки горько плакали.
А у Гришки – неудача
Гришке задана задача.
Стал задачник он искать,
Заглянул он под кровать,
Ищет в печке и в ведре,
И в собачьей конуре.
Что тут делать, как тут быть,
Где задачник раздобыть?
Остается с моста в реку
Иль бежать в библиотеку.
Говорят, в читальный зал
Мальчик маленький вбежал.
Он спросил у строгой тети:
"Вы тут книжки выдаете?"
А в ответ со всех сторон:
Закричали книжки: "Вон!"
Библиотекарь: Ребята! А нет ли среди вас таких Гришек, которые рвут книги? Я надеюсь, что нет!
У нас в библиотеке есть необычная больница. Книжки, как и люди, тоже болеют. Правда, они не чихают и не кашляют. Они как-то незаметно начинают болеть: желтеть, сохнуть, рассыпаться по листочкам (показывает стопку таких книг).
Эти терпеливые больные не плачут, не стонут, не жалуются.
И вот тут на помощь им прихожу я и мои друзья. Мы их лечим (показывает подклеенные книги).
- Если у книги разорван лист, его надо подклеить скотчем, чтобы был виден текст.
- Мятую страницу можно разгладить, если положить ее между листами не очень плотной бумаги и прогладить теплым утюгом.
- Следы от пальцев и карандашей нужно стереть мягким ластиком.
- Если у книжки оторвалась обложка или переплет, нужно из марли или ситца вырезать полоску шириной 5 – 6 см в высоту книги. Намазать ткань клеем и прижать так, чтобы внутренняя сторона обложки и первый лист сошлись. То же самое сделать в конце книги, а потом положить книгу под груз.
Сегодня мы с вами много говорили о том, как надо и как не надо обращаться с книгами. Надеюсь, вы все это хорошо запомните. До свидания, до следующих встреч!
1. Дидактические игры
«Узнай сказку по картинке»
Цель: упражняться в умении излагать последовательность событий в сказке.
«Собери сказку» (разрезные картинки)
Цель: закреплять знания о сказках, развивать память, мышление, речь
«Узнай сказку по предмету»
Цель: закрепить значение содержания сказок. Развивать, память, воображение, мышление и речь.
1. Презентация «Иллюстрации художников к русским народным сказкам»
Цель: познакомить детей с известными художниками –иллюстраторами, накапливать у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.
Задачи
формировать начальные представления о театре
расширять представления о сказках
формировать бережное отношение к книгам
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Педагогические ресурсы
1. Мультфильмы «Царевна-лягушка», «Лиса и тетерев», «Сивка-Бурка», «По –щучьему велению».
2. Сюжетно-ролевая игра «Театр»
Цели: формировать умение применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни; учить согласовывать свои действия с другими «артистами», развивать умение детей разыгрывать спектакли по знакомым сказкам; продолжать развивать умения выразительно передавать в речи образы героев сказки, развивать игровую деятельность детей, расширять социальный опыт детей
Развивать умения действовать в соответствии с ролью, договариваться друг с другом, придерживаться правил игры, взаимодействовать со взрослыми
1. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
Цель: повышать интерес и бережное отношение к книге; развивать речевое творчество в процессе игры, мелкую моторику; формировать у дошкольников культуру общения в библиотеке.
1. Проблемные ситуации что может служить персонажем для театра, что делать, если у сказки потерялось начало (окончание, из каких материалов можно изготовить театральные куклы?
Цель: учить осуществлять элементарную поисковую деятельность, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные проверки предположений, самостоятельно применять знания при анализе ситуаций, находить противоречия и решать их.
Добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы, оригинальный ответ, развивать активность, самостоятельность при решении проблемных ситуаций.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Участие в организации выставки «Русские народные сказки»
2. Индивидуальные и групповые консультации, оформление стенда
3. Сочинение авторской сказки
4. Создание атрибутов к спектаклю
5. Совместное чтение сказок разных жанров.
6. Посещение родителей с детьми РДК для просмотра сказки «Приключения Дед Мороза»
7. Совместный просмотр дома с детьми русских народных сказок, мультфильмов и совместное обсуждение просмотренного.
8. Рекомендации по чтению художественной литературы перед сном.
Задачи:
1. Укреплять детско-родительские отношения и интересы
2. Привлечь родителей к совместному творчеству
3. Повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.
Итоговый этап
1. Итоговое мероприятие
театрализация сказки «Колобок»
викторина по русским народным сказкам
Цель: актуализация знаний и умений детей, полученных в ходе реализации проекта.
2. Создание «Книги авторских сказок»
3. Всероссийская викторина «Русские народные сказки»
4. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата, обобщение результатов работы, формулировка выводов
Итоги, выводы.
В результате проектной деятельности были сформулированы следующие выводы:
Через восприятие сказок мы :
- воспитываем детей
- развиваем выразительную, образную речь
- развиваем логическое мышление
- развиваем творческую активность
-сказки это отличное средство сплочения детей и взрослых.
Взрослые очень ответственно отнеслись к изготовлению костюмов для театральной постановки спектакля «Колобок»
.Музыкальный руководитель способствует развитию концертной деятельности с использованием подиума, осуществляет музыкальное оформление к театральным постановкам. Дети проявляют артистизм и оригинальность при показе спектакля.
Основным результатом стал показ спектакля «Колобок»
Обеспечение:
Методическое:
1. Евдокимова Е. С.» Технология проектирования в ДОУ«– М. «Сфера»,2006г.
2. Русские народные сказки.
4. Запорожец А. Б. и др.» Эмоциональное развитие дошкольника; пособие для воспитателей детского сада.» -М. 1985 г.
5. Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка : проблемы диалога» -М., 2002 г.
6. Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.
7. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.
8. Инновации в логопедическую практику. Сост. О. Е. Громова. – М. , :ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
9. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г. Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.
Материально – техническое:
1. Аудиозаписи, презентации
2. Театральные куклы.
3. Художественная литература.
4. Книжки – раскраски, картинки и иллюстрации с изображениями героев сказок.
5. Настольно-печатные игры и дидактические игры;
6. Атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм; к играм – драматизациям;
7. Картины для рассматривания и иллюстрации;
8. CD, DVD, ИКТ