МААМ-картинки

Пленэр как средство формирования эстетической и экологической компетентности младшего школьника

Екатерина Чаузова
Пленэр как средство формирования эстетической и экологической компетентности младшего школьника
▼ Скачать + Заказать документы

Эстетическое воспитание начинается с дошкольных ступеней образования и имеет свое развитие в начальной школе. Мы считаем, что формирование эстетической компетентности будет эффективным через соприкосновение с искусством, а именно, с помощью пленэра.

Пленэрная практика – особая форма приобретения учащимися изобразительных навыков в учебном процессе, наиболее благоприятная для расширения кругозора, для развития их общекультурной компетентности. Пленэр развивается эстетический вкус, творческие способности, тренирует память, приобщает к самостоятельной художественной деятельности через изобразительное искусство.

Публикация «Пленэр как средство формирования эстетической и экологической компетентности младшего школьника» размещена в разделах

В Большом Энциклопедическом словаре пленэр рассматривается как воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы. В нашем случае, мы понимаем пленэр как средство формирования эстетической и экологической компетентности младшего школьника. То есть, через практику переживания, любования, эстетического наслаждения природой и природными объектами, через создание изображений живописи и графики на пленэрных занятиях младший школьник не только развивает эстетический вкус, но и воспитывает в себе экологически компетентного человека. Экологическая компетентность будет включать в себя владение системой знаний, взглядов, убеждений, а также мотивационный компонент, которым будет являться эстетическое переживание.

Чаще всего пленэрная практика распространена в специализированных образовательных учреждениях – детских художественных школах и школах искусств, а также училищах и вузах с художественными специальностями. Для этих целей разработано большое количество литературы. Здесь пленэр преподается в традиционном академическом стиле. Однако специализированной литературы по организации и проведению пленэрной практики в общеобразовательной школе нами не найдено. Известный художник, автор программы, Б. М. Неменский обосновывает возможность включения пленэрной практики в курс «Изобразительное искусство и художественный труд». В программе для начальных классов школы существуют уроки с возможностью выходов детей на природу. Поскольку у младшего школьника восприятие природы направлено на эмоциональный отклик, в рамках курса «Изобразительное искусство и художественный труд» предлагаются следующие формы уроков-пленэров : урок любования красотой природы, урок наблюдения, урок поиска метафоричных образов.

Однако количество учебного времени, отведенного на пленэрную практику, незначительно – 1 час в неделю. Нами найдена возможность расширить объем за счет дополнительного количества часов базового компонента часами из вариативной части учебного плана. Выбор тем обусловлен рекомендациями авторов выходов на улицу – это наблюдения, любования, поиск метафор в природе, фактур, выразительных линий и объемов. В ходе экспериментально опытной работы нами были использованы следующие формы преподавания пленэра, направленного на формирование эстетической и экологической компетентности :

1. Занятия-любования (поиск красоты природы и природных объектов)

2. Занятия-наблюдения (поиск и нахождения общих и отличительных черт в природе и жизни)

3. Занятия-удивления (практика восприятия природы с целью открытий и впечатлений)

4. Занятия с поиском метафор (практика восприятия природных объектов с целью поиска метафоричных образов)

Пленэр в начальной школе будет являться средством формирования эстетической и экологической компетентности в синтезе. Работы на пленэре являются предметом переживаний, наблюдений, любований. Эстетически и экологически компетентный ребенок состоит в единстве с природой, любит, наблюдает, любуется, следовательно, он не может навредить ей. Разработанная нами программа формирования экологической и эстетической компетентности направлена на процесс формирования у детей установки на здоровье и культуру экологического поведения, бережливого и уважительного отношения к окружающей среде, а также на процесс творческого вдохновения и воспитания эстетических взглядов и вкусов. Данные разработки могут быть использованы педагогами в системе дополнительного образования, а также на уроках изобразительного искусства и в формах внеурочной деятельности в младших классах общеобразовательной школе.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе Государственное казенное общеобразовательное Учреждение Республики Мордовия «Ширингушская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников»Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников» Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. Одной из основных.

Игра как средство воспитания младшего школьника Игра — это ведущий вид деятельности младших школьников. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формирующихся.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Портфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентностиПортфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности Портфолио воспитателя, как средство мониторинга его профессиональной компетентности Сегодня в условиях модернизации образования, повышения.

Проблемы формирования компетентности будущих учителей начальной школы Проблема формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов,как элемента гуманизации педагогического образования,.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пленэр как средство формирования эстетической и экологической компетентности младшего школьника
Опубликовано: 2 октября 2022 в 23:10
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пленэр как средство формирования эстетической и экологической компетентности младшего школьника» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Чаузова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД