Екатерина Чаузова
Пленэр как средство формирования эстетической и экологической компетентности младшего школьника
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетическое воспитание начинается с дошкольных ступеней образования и имеет свое развитие в начальной школе. Мы считаем, что формирование эстетической компетентности будет эффективным через соприкосновение с искусством, а именно, с помощью пленэра.
Пленэрная практика – особая форма приобретения учащимися изобразительных навыков в учебном процессе, наиболее благоприятная для расширения кругозора, для развития их общекультурной компетентности. Пленэр развивается эстетический вкус, творческие способности, тренирует память, приобщает к самостоятельной художественной деятельности через изобразительное искусство.
Публикация «Пленэр как средство формирования эстетической и экологической компетентности младшего школьника» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В Большом Энциклопедическом словаре пленэр рассматривается как воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы. В нашем случае, мы понимаем пленэр как средство формирования эстетической и экологической компетентности младшего школьника. То есть, через практику переживания, любования, эстетического наслаждения природой и природными объектами, через создание изображений живописи и графики на пленэрных занятиях младший школьник не только развивает эстетический вкус, но и воспитывает в себе экологически компетентного человека. Экологическая компетентность будет включать в себя владение системой знаний, взглядов, убеждений, а также мотивационный компонент, которым будет являться эстетическое переживание.
Чаще всего пленэрная практика распространена в специализированных образовательных учреждениях – детских художественных школах и школах искусств, а также училищах и вузах с художественными специальностями. Для этих целей разработано большое количество литературы. Здесь пленэр преподается в традиционном академическом стиле. Однако специализированной литературы по организации и проведению пленэрной практики в общеобразовательной школе нами не найдено. Известный художник, автор программы, Б. М. Неменский обосновывает возможность включения пленэрной практики в курс «Изобразительное искусство и художественный труд». В программе для начальных классов школы существуют уроки с возможностью выходов детей на природу. Поскольку у младшего школьника восприятие природы направлено на эмоциональный отклик, в рамках курса «Изобразительное искусство и художественный труд» предлагаются следующие формы уроков-пленэров : урок любования красотой природы, урок наблюдения, урок поиска метафоричных образов.
Однако количество учебного времени, отведенного на пленэрную практику, незначительно – 1 час в неделю. Нами найдена возможность расширить объем за счет дополнительного количества часов базового компонента часами из вариативной части учебного плана. Выбор тем обусловлен рекомендациями авторов выходов на улицу – это наблюдения, любования, поиск метафор в природе, фактур, выразительных линий и объемов. В ходе экспериментально опытной работы нами были использованы следующие формы преподавания пленэра, направленного на формирование эстетической и экологической компетентности :
1. Занятия-любования (поиск красоты природы и природных объектов)
2. Занятия-наблюдения (поиск и нахождения общих и отличительных черт в природе и жизни)
3. Занятия-удивления (практика восприятия природы с целью открытий и впечатлений)
4. Занятия с поиском метафор (практика восприятия природных объектов с целью поиска метафоричных образов)
Пленэр в начальной школе будет являться средством формирования эстетической и экологической компетентности в синтезе. Работы на пленэре являются предметом переживаний, наблюдений, любований. Эстетически и экологически компетентный ребенок состоит в единстве с природой, любит, наблюдает, любуется, следовательно, он не может навредить ей. Разработанная нами программа формирования экологической и эстетической компетентности направлена на процесс формирования у детей установки на здоровье и культуру экологического поведения, бережливого и уважительного отношения к окружающей среде, а также на процесс творческого вдохновения и воспитания эстетических взглядов и вкусов. Данные разработки могут быть использованы педагогами в системе дополнительного образования, а также на уроках изобразительного искусства и в формах внеурочной деятельности в младших классах общеобразовательной школе.