Вера Любкова
Самообразование «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать
Пластилинография — как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Тема:Пластилинография - как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Публикация «Самообразование „Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Актуальность. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают
на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития
движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию
кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных
способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо
тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то
иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому,
что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений
руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять
множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Цель: формирование ключевых компетенций, креативности и способов самостоятельной творческой
деятельности дошкольников с помощью применения нетрадиционных художественных техник
изобразительного искусства.
Задачи:
— учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством
пластилинографии.
— учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание,
вдавливание).
— учить работать на заданном пространстве.
— учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по
словесному указанию.
— учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного
ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
— воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
— воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
— воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
— развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
— развивать изобразительную деятельность детей.
— развивать сюжетно – игровой замысел.
— развивать интерес к процессу и результатам работы.
— развивать интерес к коллективной работе.
За период 2022 – 2023 года мною были использованы такие приемы рисования пластилином :
— рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;
— рисование мазками;
— заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;
— процарапывание по пластилину;
— вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например
бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.
Создание картотеки «Дидактические игры по пластилинографии старшего дошкольного возраста».
Свою работу я вела по трем направлениям:
-создание предметно - развивающей среды в группе;
-работа с детьми;
-работа с родителями.
В работе с детьми я применяла следующие методы:
-словесные;
-наглядные;
-практические;
-игровые.
СЕНТЯБРЬ
Знакомство с видами пластилинографии
Коллективная работа «Осенние листочки»
Создание картотеки заданий по пластилинографии
Буклет: «Советы родителям по работе с пластилином»
ОКТЯБРЬ
Консультация «Все дети любят пластилин»
Коллективная работа «Грибная полянка»
Анкетирование «Пластилинография – как средство развития мелкой моторики рук и творческих способностей у дошкольников»
Изучение образовательных технологий
НОЯБРЬ
Коллективная работа «Осень по лесочку ходила»
Подготовка дидактического материала «Ловкие пальчики»
Составление картотеки игр по мелкой моторике
Консультация «Игры, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук детей»
ДЕКАБРЬ
Работа с методической литературой. Изучение интернет-ресурсов по теме самообразования
Консультация на тему «Из чего можно лепить?»
Консультация для родителей «Детское творчество в условиях семьи»
ЯНВАРЬ
Пластилинография с детьми «Деревья: елочка»
Пластилинография с детьми «Зимние забавы: снеговик»
Буклет для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пластилинографию»
ФЕВРАЛЬ
1 Пластилинография с детьми «Лыжник»
3 Пластилинография с детьми «Кораблик для папы»
4 Рекомендация-консультация для родителей: «Как выбрать пластилин?»
МАРТ
Пластилинография с детьми «Лучик солнца»
Пластилинография с детьми «Весна»
Консультация для родителей «Какой пластилин лучше?»
АПРЕЛЬ
Коллективная работа «Железная дорога»
Рекомендация-консультация для родителей «Как выбрать пластилин?»
Пластилинография «Космос»
МАЙ
Коллективная работа «Весна».
Коллективная работа «9 мая»
4 Консультация «Занятия с пластилином в домашних условиях»
Включение в работу с детьми пластилинографии позволяет :
Пластилинография — это один из сравнительно нового жанра (вида) изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая
половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых,
полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природнымматериалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия,что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхностиграфически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука
(вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Даннаятехника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии» (согласно возрастной группе).
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме.
3. Изучить новинки методической литературы. творческой деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Привлекает в рамках данной темы возможность в составлении коллективных лепных картин, в создании более сложных композиций с помощью разнообразных и комплексных приёмов, пластилиновых театров по мотивам знакомых сказок.