Ольга Медведева
Пластилинография для развития мелкой моторики у детей
▼ Скачать + Заказать документы
На данный момент очень актуальна тема развития мелкой моторики у детей. Она является важным компонентом в интеллектуальном и психофизическом развитии детей. Изучением данной проблемы занимались ученые, такие как: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец. А исследованиями связи развития руки и мозга занимались: физиологи В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, И. М. Сеченов; педагоги – М. Монтессори, В. А. Сухомлинский, Е. А. Стребелева; психологи Л. А. Венгер, Н. И. Гуревич, Н. О. Озерецкий,. Говоря о моторике человека в целом, определяют: общую моторику, мелкую и артикуляционную. Рассмотрим значение всех трех компонентов: Общая (крупная) моторика — это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела [40]. У детей она развивается за счет любых подвижных игр, игр с мячом, скакалкой, обручем, гимнастики, танцев, беге, езде на велосипеде и т. д. Артикуляционная моторика – совокупность двигательных возможностей речевого аппарата [17]. Для развития органов артикуляционного аппарата с ребенком проводят артикуляционные гимнастики, в рамках которых развивают язык, губы, щеки, мягкое небо ребенка. Это способствует правильному произнесению звуков, обычно гимнастика проводится на занятиях с логопедом или дома совместно с родителями. 7 Мелкая моторика представляет собой – совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций [17]. В дошкольном возрасте ее развивают через пальчиковые гимнастики, упражнения и в процессе продуктивной деятельности. Этот компонент, а именно мелкую моторику, мы возьмем за основу в нашей квалификационной работе, и рассмотрим все аспекты ее развития у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста. Существует множество определений понятию «мелкая моторика», рассмотрим основные из них. Т. А. Власова и М. С. Певзнер в своих работах писали о том, что мелкая моторика человека – это комплекс реакций, умений, навыков и сложных последовательных движений, характерных человеку [9]. А. Л. Сиротюк считал, что – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды [46]. Н. В. Нижегородцева и В. Д Шадриков в своих работах определяли моторику рук как осуществление двигательных действий кисти, точность и четкость при выполнении физических упражнений и трудовых операций [36]. К мелкой моторике можно отнести движения – начиная от примитивных жестов (захват объектов) заканчивая самыми тонкими движениями (почерк человека, работа с мелкими предметами). Мелкую моторику в свою очередь определяют моторные навыки, к ним относится: гибкость (активная и пассивная, ловкость, быстрота, синхронность, выносливость, точность [45]. Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится 8 хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Высокая развитость мелкой моторики является важной составляющей быта человека. Так как ежедневно приходиться совершать огромное количество мелко-моторных действий : застегивание пуговиц, открывание и закрывание крышек, завязывание шнурков, письмо, рисование, манипулирование мелкими предметами. Все компоненты в нашем организме взаимосвязаны и способны влиять друг на друга, в их числе находится и мелкая моторика. Этот факт изучен и подтвержден исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И. П. Павлов, Л. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей, говоря о том, что если речь ребенка запаздывает, то это связанно с плохо развитой мелкой моторикой. Биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Соответственно, можно говорить о тесной связи мелко-моторных движений рук и речи ребенка [33]. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев». Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь [49]. 9 В. М. Бехтерев доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Он писал, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании, проведённом Т. П. Хризман и М. И. Звонарёвой, было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные исследования прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук [5]. И. М. Сеченов и И. П. Павлов обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка [44]. Существуют и продолжают разрабатываться многочисленные пособия, рекомендующие развивать тонкую моторику детей, на материале движений без предметов, в частности, с использованием народных потешек. Это направление работы с детьми имеет глубокие корни в народной педагогике. З. П. Васильцова описала характеристику народных потешек, как основу пальчиковых игр, которая в свою очередь способствуют развитию мелкой моторики. Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. Чтение потешек и народных песенок проводится в форме веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия, выполняемого взрослым [7]. Таким образом, в литературных источниках мелкую моторику понимают как совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, которые свойственны человеку. 10 Изучением вопроса мелкой моторики занимались многие ученые такие как: Т. А. Власова, Л. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, М. Монтессори, И. П. Павлов, М. С. Певзнер, В. А. Сухомлинский и др. Неоднократно исследователи приходят к выводу о тесной связи мелкой моторики и речи и взаимосвязи развития приведенных выше компонентов, доказана важность развития мелко-моторных движений у ребенка.