Татьяна Юткина
Планирование занятий с использованием метода сказкотерапии в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно- образователной работы с детьми.
Публикация «Планирование занятий с использованием метода сказкотерапии в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Сказкотерапия. Проекты, планы
- Средняя группа
- Темочки
Если ребенок живет в мире сказок - каждый день полон творчества и фантазии. Сказка не дает прямых наставлений, а рассказывает доступным языком о добре и зле, настоящей дружбе, учит находить выход из сложных ситуаций. Перевоплощаясь в сказочных героев в ходе праздников и досугов, дошкольники примеряют на себя их роли и получают полную свободу действий в отличие от реальной жизни. Наряду с этим сказка дает детям чувство психологической защищенности, потому, что каждый знает – чтобы ни происходило в сказке, в конце все будет хорошо.
Одним из главных преимуществ данного вида работы с детьми является то, что занятия по сказкотерапии подходят как для деток с нормальным развитием, так и для детей с особенностями и нарушениями эмоционально-волевого и психофизического развития.
Представлены два направления работы с дошкольниками: сказкотерапия и занятия по развитию связной монологической речи. Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию речи, словесного творчества младших дошкольников и драматизации. сказки
В чем заключается сказкотерапия для детей?
На занятиях сказки не только читаются, но и инсценируются, обыгрываются, анализируются, только в этом случае возможно достижение благоприятного результата.
Актуальность проблемы:
Дошкольный возраст это период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Особенностями формирующейся личности неразрывно связаны с направленностью мотивационной сферы, ценностными ориентациями, отношениями к предмету и социальному миру. Интерес к проблеме эмоционального развития ребенка в дошкольные годы наблюдается в настоящее время во всем мире. Подчеркивая значимость эмоциональных факторов, Л. С. Выготский писал, что "жизненный путь личности - это история ее переживаний".Эмоции определяют эффективность обучения, принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления. Один и тот же ребенок способен проявить себя по - разному в разных ситуациях. В связи с кризисными ситуациями в современном обществе у людей возникают экономические потребности. Удовлетворение этой потребности порождает особый стиль жизни. Часто можно встретить агрессивных, тревожных, но в тоже время замкнутых людей, детей с низкой самооценкой. Гнев, злоба, месть разрушают общество. Однако подобный стиль жизни и взаимоотношений несообразен внутренней природе человека и поэтому приводит чаще всего эмоциональной нестабильности, стрессу. Неудача, потеря, разочарование либо озлобляет человека, либо заставляют задуматься о том, чему раньше уделялось незначительное внимание К сожалению, сейчас родители больше внимания уделяют интеллектуальному развитию своих детей, рано начинают обучать их, готовить к взрослой жизни, но для ребенка дошкольного возраста важнее развитие внутренней жизни, эмоциональной сферы, чувств, которые, как известно, являются главным регулятором его деятельности
Цели и задачи занитий по сказкотерапии
Развитие речи, мышления,воображения, творческих способностей
Развитие способностей к импровизации
Обучение позитивному восприятию себя и другого человека.
Развитие предпосылок к самопознанию
Формирование положительной самооценки;
Развитие конструктивных форм взаимодействия с другими;
Гармонизация межличностных отношений.
Формы и методы работы :
Рассматривание иллюстраций, прочтение сказок, обсуждение главных героев, анализ и выводы из содержания сказки,обыгрывание сказочных персонажей, придумывание продолжения к сказке вместе с воспитателем, ,прослушивание музыкальных композиций,драматизация сказки,театрализованный спектакль,изготовление кукол из природного материала с родителями,совместно с родителями изготовление костюмов для спектакля
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ :
Ритуалы вхождения в сказку
Игры для развития нравственной сферы.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ
Дата Тема занятия Цели и задачи занятия по сказкотерапии
сентябрь 1. Знакомство. Развивать эмоционально-чувственную сферу детей,побуждая их к выражению своих чувств,к общению;формировать положительный образ «сказки», интерес к сказочным персонажам
2. «Теремок» Развивать эмпатию, научить детей выражать эмоции через мимику,движения; упражнять детей с помощью мимики, жестов;познакомить со сказкой «Теремок»
3. «Раз, два, три, четыре, пять - вы хотите поиграть?» Развивать фантазию, творчество в процессе проигрывания сказки,использовать мимику,жесты; учить проявлять свою индивидуальность,
4. «Выйдем в сад» Учить двигаться под спокойную музыку,выражая свои эмоции;ощущать мышечную свободу,расслабленность;побуждать к звукоподражанию,эксперементировать со звуками
октябрь 1. «В гостях у сказки»
2. «По следам сказки» Способствовать объединению детей в совместной деятельности, учить средствам мимики и жестов, передавать наиболее характерные черты персонажа сказки
Учить вспоминать знакомую сказку,характеризовать героев;вместе с воспитателем пересказывать сказку,показывая характер героя при помощи интонации
3. «Играем пальчиками» Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев; подражать положительному герою
4. «Постучимся в теремок» Развивать фантазию, совершенствовать выразительность движений
ноябрь 1. «Многим домик послужил, кто только в домике не жил» Развивать умение детей с помощью воспитателя последовательно и выразительно пересказывать сказку; передавать эмоциональное состояние героев мимикой и жестами, телодвижением; поощрять фантазию, индивидуальность детей в передаче образов
2. «К бабушке в деревню» Побуждать к двигательной и интонационной имитации; активизировать слуховое восприятие; учить действовать с воображаемыми предметами; формировать дружеские взаимоотношения
3. «Учимся четко говорить» С помощью сказки развивать фантазию детей, отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок
4. «Творческая мастерская: мастерим куклу» Развивать творчество, умение делать куклу из природного материала с помощью воспитателя и родителей
декабрь 1. «Наступили холода» Формировать представление о «холодном»настроении в музыке и побуждать на него отзываться ;упражнять в звукоподражании; побуждать к участию в играх-драматизациях
2. «Козочки и волки» Побуждать к участию в игровом сюжете, учить детей взаимодействовать друг с другом в игре; учить выразительно действовать в подвижной игре
3. «Рассказываем про любимые игры и сказки» Развивать у детей индивидуальность, речь
4. «Новогоднее прилючение» Развивать воображение, эмпатию; расширить круг воспринимаемых музыкально-драматических образов
январь 1. «Красивый Петя уродился; перед всеми он гордился» Учить анализировать сказку, формировать умение давать характеристику героям сказки, высказывать оценочные суждения
2. «Снегири и синички» Формировать участливое отношение к зимующим птицам, воспитывать доброжелательное отношение к окружающему нас миру, друг к другу;учить проявлять свою индивидуальность; использовать звукоподражание в ролевом поведении
3. «Зайцы на полянке» Развивать у детей творческое воображение, познакомить со сказкой «Заяц-хваста» в обр. А. Толстого,продолжить учить анализировать поведение и поступки главного героя сказки
4. «Мороз-Красный нос» Развивать у детей индивидуальность, умение инсценировать песню, формировать понятие об олимпийских играх, развивать речь
февраль 1. «Наши эмоции» Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике «радость», «грусть», «страх», «злость»; развивать речь
2. «Изображение различных эмоций» Продолжать формировать умение изображать ту или иную эмоцию, развивать речь
3. «Сказка о том, как Балда попа исправил» по сказке А. С. Пушкина Продолжать учить анализировать сказку, поступки героев, развивать речь и воображение
4. «Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья» Помочь детям понять настроение героев сказки К. Чуковского «Айболит и воробей», способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами
март 1. «Друг всегда придет на помощь» Помочь детям понять взаимозависимость людей, совершенствовать эмпатию у детей, выразительность в передаче образов персонажей сказки
2. «Слава, слава Айболиту, слава всем друзьям!» Совершенствовать умение драматизировать сказку, развивать социальные навыки общения
3. «Когда страшно, видится то, чего и нет» Познакомить с русской народной сказкой «У страха глаза велики», продолжать развивать умение различать основные человеческие эмоции, изображать их, находить выход из ситуации
4. «Каждому страх большим кажется» Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев, драматизировать сказку
апрель 1. «Преодолеем страх» Закрепить умение детей изображать страх, учить преодолевать это состояние, развивать речь
2. «Если с другом ты поссорился» Показать детям как легко могут возникнуть конфликты, учить находить выход из конфликтных ситуаций
3. «Творческие упражнения» Снятие мышечного напряжения, создание дружелюбной обстановки
4. «Сочиним сказку» Развитие воображения, речи, индивидуальности
май 1. «Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить» Продолжать детей учить распознавать злость, совершенствовать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций
2. «Бог Молнии и Грома очень спешил. Спор Луны и Солнца быстро разрешил» Закреплять умение детей узнавать и изображать злость, формировать понимание взаимопомощи, дружбы
3. «Как поссорились Солнце и Луна» Закреплять умение детей бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки
4. «Викторина «В гостях у сказки»» Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок, умение драматизировать любимую сказку
При разработке данного цикла занятий использовалась литература :
-методика М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»
-методика О. А. Шорохова «Играем в сказку»
-методика А. Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»