Светлана Навроцкая
Планирование работы с семьей по трудовому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Сущность трудового воспитания дошкольников заключается в приобщении к доступной трудовой деятельности и формировании у них положительного отношения к труду взрослых. Но для того, чтобы ребенок активно включался в трудовую деятельность, важно прививать ему трудовые навыки и умения, желание и стремление трудиться самостоятельно.
Публикация «Планирование работы с семьей по трудовому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Планы
- Трудовая деятельность. Планирование
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Личностные качества ребенка и интерес к посильному труду закладываются с раннего детства. Мы, педагоги, включаем ребенка в разнообразные виды трудовой деятельности, которую организуем, обеспечивая тем самым всестороннее развитие и воспитание ребенка. Благодаря труду развивались и речь, и функция рук, постепенное совершенствование головного мозга и другое. Как говорил К. Д. Ушинский «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать приготовлять его к труду, жизни».
Мы видим, что трудовое воспитание в ДОУ в решающей степени зависит от профессионально – педагогической личности воспитателя, интереса и потребностей в постоянном совершенствовании своего педагогического мастерства, умений развивать у детей трудолюбие, творческое отношение к делу. Это значит, что необходимым в новых социально-экономических условиях является обновление подходов к подготовке педагогов дошкольного образования к организации трудовой деятельности дошкольников, поиск актуальных методов и средств, способствующих их всестороннему творческому развитию. Ведь одной из целей ФГОС является положительное отношение детей к труду через реализацию традиционных задач, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей, а также формирование представлений о труде взрослых, его роли в обществе.
В соответствии с ФГОС ДО трудового воспитания входит в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», и направлено на:
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества, развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
В ДОУ можно содержательно охарактеризовать категорию готовности старшего дошкольника к трудовой деятельности :
1. Мотивационно-ценностный компонент: Понимание значимости и роли труда, его необходимости в жизни, готовность к участию в трудовой деятельности, заинтересованность в результатах труда, стремление активно включиться в овладение трудовыми знаниями и умениями, желание больше узнать о профессиях.
2. Содержательный компонент: Готовность к овладению трудовыми умениями и навыками, навыками организации и планировании своей и общей работы, готовность овладеть приемами умственного и физического труда для достижения намеченного результата, стремление соблюдать ответственность, инициативность, проявление интереса к миру профессий.
3. Операционно-деятельностный компонент: инициативное участие в трудовой деятельности, проявление готовности к трудовому усилию, творческое отношение к своему делу, готовность включаться в труд по необходимости, проявлять настойчивость, включаться в отношения взаимопонимания в коллективном труде, оказывать помощь друг другу, добиваться высоких результатов, объективно оценивать результаты своего труда и труда сверстника.
Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослого, является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, его волевых качеств. В дошкольном образовании немало внимания уделяется приобщению ребенка к самостоятельному труду, на сегодняшний день труд в детских садах стал более упрощенным.
В детском саду трудовое воспитание можно объединить в несколько групп. Первая - это отношение к труду взрослых, оказание им помощи. Вторая группа - формирование навыков и их совершенствование. Третья группа - самая главная и обширная: воспитание у детей желания к трудовым действиям, ответственности, готовности принять участие в труде, формирование положительных взаимоотношений в коллективе.
В настоящее время, дошкольники по своему желанию, могут участвовать или не участвовать в мероприятиях, которые предлагает педагог. Также, исключили возможность привлекать ребенка к труду, не предусмотренного образовательной программой детского сада.
К сожалению, многие виды труда были полностью, или частично отменены. Это обозначили, как угроза жизни и здоровью ребенка. В настоящее время в детских садах запрещены аквариумы и живые уголки, запрещены иголки для шитья, столярные мастерские для ручного труда мальчиков. Никто не может оспорить правильность этих решений. Мы, педагоги, замечаем, что нам сегодня очень трудно заинтересовать ребенка простым трудом. И по всей видимости это связано с развитием информационных технологий, с доступностью каждому ребенку гаджета. С несовпадением интересов и желаний. Но как важен был этот труд! Он был особо ответственен.
Да, мы педагоги, безусловно даем знания о живой природе. Даем знания о разнообразии растений, животном мире, их уходе, но это только на показе слайдов и в беседах. Это все виртуально. А как же деятельность, которую ребенку необходимо пропустить через практику? Как гласит Китайскую мудрость: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь.»
Трудовая деятельность является социальным долгом всего народа. Труд - это деятельность, которая должна приносить и моральное удовлетворение, и радость и естественную потребность в творческой деятельности. Будущее ребенка, его эмоционально-нравственное становление во многом определяется содержанием трудового воспитания в дошкольных учреждениях и семье. А воспитание трудолюбия является важнейшим в процессе формирования личности.
Следовательно, труд, должен являться ведущей деятельностью как в семье, так и в детском саду, или идти в ногу с игровой и образовательной деятельностью дошкольника. Безусловно, игровые ситуации помогают ребенку выполнять работу с большим интересом, добиваться больших результатов. Например, мальчик, мастерящий бинокль из бумаги, представляет себя капитаном корабля, участником увлекательной игры в «моряков». Однако, у дошкольников нельзя превращать труд в игру. Да и сами дети, как правило, отделяют игру от труда. Они начинают относиться к нему ответственно, переживают за результат труда и поэтому, труд должен становиться самостоятельной практической деятельностью, в процессе которого можно решать воспитательно-образовательные задачи. Педагоги, в свою очередь, должны развивать интерес к трудовой деятельности, результаты которой будут полезны и самому ребенку, и его окружению. У ребенка перед трудовой деятельностью, должен быть эмоциональный настрой, тогда любое задание, даже требующее большого напряжения, связанное с преодолением трудностей, будет им с удовольствием выполняться. Весь труд должен сопровождаться положительными эмоциями.
Еще одним важным аспектом является недостаток или полное отсутствие взаимопомощи со стороны родителей. Любой воспитательный процесс – это всегда сотрудничество ДОУ и семьи. Если со стороны семьи нет отклика и заинтересованности – работа воспитателя затруднена.
Семья играет огромную роль в привитии ребёнку нравственности и привлечении их к труду. Родители должны знать, что они хотят воспитать в своём ребёнке. Необходимо, чтобы ребенок получал одни и те же установки и в детском саду, и в семье. Работа с семьями дошкольников организуется на основе принципов:
- параллельности воздействия ДОУ и семьи на детей. Этот принцип следует понимать как единство требований, приемов обучения трудовым действиям, содержания труда детей.
- принцип взаимодополнения. Знакомство и закрепление трудовых навыков переносятся ребенком с семьи на детский сад и наоборот.
- принцип организации совместной деятельности детей и взрослых в ДОУ и семье.
С дошкольного возраста каждый ребенок может принимать активное участие в труде, выполнять несложные поручения в детском саду и семье. Эти поручения должны стать повседневными. И только при этих условиях, труд окажет на ребенка определенное воспитательное воздействие и подготовит к осознанию нравственной его стороны. Основными факторами, влияющими на трудовое воспитание дошкольников, являются личные и общественные интересы, их добросовестное отношение к труду, преемственность между поколениями. Сила семейного воздействия на ребенка объясняется рядом факторов, основанных на родственных чувствах и взаимной любви всех членов семьи. В семье имеются благоприятные условия для формирования трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ощутимость результатов этого труда. В больших семьях, где два и более ребенка, разновозрастной состав позволяет родителям лучше организовать свой труд. В таких семьях распределяются поручения и обязанности старшим и младшим детям, учитывая их интересы. А также систематически можно организовывать коллективный труд. Ребенок с удовольствием трудится со старшим братом или сестрой. Однако, далеко не во всех семьях это существует. Зачастую родители не допускают детей к трудовой деятельности. Аргументируя это, что я сам быстрее и лучше. Многие родители не могут и не хотят поддерживать интерес ребенка к труду. Не изъявляют желания мастерить с ним поделки из бросового материала, не доверяют поливать растения и т. д.
Также родители малоактивны в участии работы детского сада. Их трудно привлечь к совместной работе. Пробудить у них желание участвовать в мероприятиях детского сада. А ведь кто, как не родители, должны быть примером для подражания собственного ребенка. И самое главное – эмоционально-нравственные взаимоотношения родителей и детей в повседневной жизни и труде, взаимопомощь и взаимоуважение, справедливое распределение домашних обязанностей, демократичность в отношениях. Для того, чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, необходимо – понимание целей и задач трудового воспитания, значение в нравственно - волевом и разностороннем развитии ребенка.
Планирование работы с семьей по вопросам трудового воспитания дошкольников, должно занимать особое место. В плане необходимо отражать содержание формы пропаганды трудового воспитания, изучение и обобщение семейного опыта. Нужно учитывать типичные трудности, с которыми сталкиваются родители. Вызвать стремление родителей реализовывать цели и задачи на практике. Следовательно, важно родителей познакомить с задачами, содержанием и методами трудового воспитания.
Важно родителей привлечь к совместной работе, пробудить у них желание участвовать в мероприятиях, которые организуются детскими учреждениями. Развитию родительской активности способствуют такие методы, как постановка перед ними проблемных вопросов, разбор различных ситуаций. Эти методы стимулируют потребность размышлять, искать решения, учат понимать ребенка.
Сложилась определенная система работы с родителями в МБДОУ «ДС № 368 г. Челябинска», направленная на пропаганду трудового воспитания :
- Увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества. (Совместный проект «От зернышка до булочки»). Благоустройство территории: оформление участков групп. Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на окне и др.). Оформление групповых комнат к праздникам.
Рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).
Привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины» и др.) Встречи в онлайн формате с интересными людьми (из числа родителей).
Также, проводить взаимодействие педагогов с родителями в онлайн формате: проведение опросов на платформе Гугл; создание для родителей консультаций с открытыми вопросами по трудовому воспитанию; прямые эфиры «вопрос-ответ» и т. д.
Результатом проделанной педагогами работы с родителями по трудовому воспитанию является :
повышение компетентности родителей в вопросах трудового воспитания детей;
заинтересованность родителей;
выход родителей из пассивного участника в активного родителя.
Таким образом, родители осуществляют трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом.