Якименкова Екатерина Сергеевна
Планирование опытно-экспериментальной деятельности для разновозрастных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности на
2022-2023 учебный год
Период Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Сентябрь 1.«Кораблики» : познакомить детей со свойствами плавающих предметов.
2.«Пена» : научить детей делать пену из шампуня.
3.«Соберем водичку» : научить детей пользоваться губкой для сбора воды.
Публикация «Планирование опытно-экспериментальной деятельности для разновозрастных групп» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Темочки
4.«Достань игрушку» : научить детей пользоваться черпаком для доставания шариков из воды. 1.«Как вода отражает предметы?» : выявить с детьми свойство воды отражать в себе разнообразные предметы. Развивать мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь. Поддерживать желание соблюдать опрятный вид.
2.«Как вытолкнуть воду?» : формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы.
3.«Как окрасить воду?» : формировать представления детей о зависимости интенсивности цвета окраски воды от количества пищевого красителя. Развивать умение различать темные и светлые оттенки, устанавливать причинно-следственные связи.
4.«Определяем температуру воды» : выявить с детьми способы изменения температуры воды. Способствовать расширению представлений о жизни природных объектов в водной стихии. 1.«Росток» : закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение.
2. «Песок» : рассмотреть форму песчинок.
3. «Песчаный конус» : установить свойства песка.
4. «Рассеянный песок» : установить свойства рассеянного песка. 1. «Прозрачность воды» : ознакомить с прозрачностью воды.
2. «У воды нет вкуса» : выяснить, что у воды нет вкуса.
3. «У воды нет запаха» : выяснить, что у воды нет запаха.
4. «Пар тоже вода» : показать детям ещё одно агрегатное состояние воды.
Октябрь 1.«Я пеку, пеку, пеку деткам всем по колобку» : экспериментируем с мокрым песком.
2.«Сыпучий песок» : экспериментируем с сухим песком.
3.«Цветной песок» : научить детей получать разноцветный песок.
4. «Песок» : научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта. 1. «Как растения пьют воду?» : формировать представления детей о процессе движения воды по цветку. Развивать любознательность, мыслительные процессы. Содействовать заботливому отношению к растениям.
2. «Какие особенности у тёплой и холодной воды?» : выявить, в какой воде (холодной или тёплой) быстрее растворяются вещества. Развивать умение размышлять, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.
3.«Как вода даёт жизнь растению?» : оказать значение воды в жизни растений. Развивать умение выражать свои мысли, используя все части речи, делать выводы по окончании опыта. Содействовать гуманному отношению к объектам природы.
4.«Почему исчезает вода?» : показать детям, как под воздействием тепла испаряется вода. Развивать умение сравнивать, анализировать.
1.«Своды и тоннели» : выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.
2. «Мокрый песок» : познакомить детей со свойствами мокрого песка.
3. «Свойства воды» : познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
3. «Живая вода» : познакомить детей с животворным свойством воды. 1. «Вода жидкая и текучая» : ознакомить со свойством воды - текучестью.
2. «Растворимые и нерастворимые вещества» : помочь детям определить свойство воды – она растворяет некоторые вещества.
3. «Вода нужна для прорастания» : выявлять необходимость воды для прорастания.
4. «Растения пьют воду» : доказать, что растения пьют воду.
Ноябрь 1.«Ветер» : познакомить детей с движением воздуха.
2. «Ветер» : игры с султанчиками
3. «Игрушка – вертушка» : познакомить детей со свойством ветра - приводить в движение легкие предметы.
4.«Пугало» : практически показать детям, что некоторые предметы могут двигаться под действием ветра.
1. Каждому камешку свой домик: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.
2. Прозрачность воды: подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная».
3.«Кто играет ленточками» : обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
4.«Какими свойствами обладает глина?» : дать детям представление о глине; помочь определить её качества и свойства (мягкая, пластичная, мнётся, бьётся и размокает). Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику
1.«Испарение» : познакомить детей с превращениями воды из жидкого газообразного состояния в жидкое.
2. «Агрегатное состояние воды» : доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха.
3. «Свойства воздуха» : познакомить детей со свойствами воздуха.
4. «Воздух сжимается» : продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. 1.«Игры с соломинкой» : формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.
2.«Поиск воздуха» : учить обнаруживать воздух.
3.«Надувание мыльных пузырей» : ознакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.
4.«Салфетка в стакане» : показать, как воздух не даёт заполнить водой стакан.
Декабрь 1.«Что в пакете» : научить детей обнаруживать воздух в окружающем пространстве.
2. «Игры с соломинкой» : познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.
3. «Что в коробке» : познакомить со значением света (солнце, фонарик, лампа, свеча); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
4. «Свет и цвет» : познакомить с получением промежуточных цветов путём смешивания двух (красного и жёлтого – оранжевый, синего и красного – фиолетовый, синего и жёлтого – зелёный). 1.«Какие особенности у тёплой и холодной воды?» : выявить, в какой воде (холодной или тёплой) быстрее растворяются вещества. Развивать умение размышлять, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.
2.«Вода при замерзании расширяется» : выяснить, как снег сохраняет тепло; защитные свойства снега; доказать, что вода при замерзании расширяется.
3.«Почему кажется, что звёзды движутся по кругу» : установить, почему звёзды движутся по кругу.
4. «Игры с соломинкой» : познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.
1.«Воздух расширяется» : продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда.
2. «Вода при замерзании расширяется» : выяснить, как снег сохраняет тепло; защитные свойства снега; доказать, что вода при замерзании расширяется.
3. «Почему кажется, что звёзды движутся по кругу» : установить, почему звёзды движутся по кругу
1.«Свечка в банке» : показать на опыте, что при горении изменяется состав воздуха, кислорода становится меньше, а для горения нужен кислород.
2. «Как задуть свечу» : ознакомить с разными способами задувания огня.
3. «Твёрдые и жидкие вещества» : ознакомить со свойством огня изменять некоторые вещества.
4. «Пламя свечи всегда направлено вверх» : показать, что пламя свечи направлено вверх, но может менять направление при воздействии потока воздуха.
Январь 1.«Вес, притяжение. Лёгкий-тяжёлый» : познакомить с тем, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов и группировать по весу.
2. «Звук» : научить определять по издаваемому звуку предмет.
3. «Теплота. Чудесный мешочек» : научить определять температурные качества веществ и предметов. 1. «Замерзшая вода» : выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
2.«Вода принимает форму» : выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
3. Таянье льда в воде: показать взаимосвязь количества и качества от размера.
4. «Способность воды отражать окружающие предметы: показать, что вода отражает окружающие предметы.
1.«Зависимость таяния снега от температуры» : подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры.
2. «Как работает термометр» : посмотреть, как работает термометр.
3. «Может ли растение дышать» : выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.
4. «Есть ли у растений органы дыхания» : определить, что все растения участвуют в дыхании. 1. «Откуда берётся вода» : показать возможность воды испаряться и конденсировать.
2. «Водяная мельница» : ознакомить детей с силой воды.
3. «Замерзание жидкостей» : ознакомить детей с различными жидкостями; выявить различия в процессе замерзания.
4. «Круговорот воды» : показать переходы воды из одного агрегатного состояния в другое.
Февраль 1.«Разные ножки топают по снежной дорожке» : научить детей получать четкие следы на снегу.
2.«Ледяная горка» : показать детям, как делать горку для куклы
3.«Снежный городок» : научить детей делать из снега колобки и большой дом.
4.«Разноцветные фигуры» : научить детей раскрашивать снежные фигуры.
1.«Как получаются цветные льдинки?» : выявить свойство воды замерзать на холоде. Развивать умение устанавливать простейшие связи между предметами, различать основные цвета. Вызвать интерес к изготовлению цветных льдинок, к объектам неживой природы.
2. «Почему льда больше, чем воды?» : показать детям, что при замерзании вода расширяется. Развивать умение сравнивать свойства воды и льда, активизировать словарь.
3.«Что такое пар?» : формировать представления детей о таком состоянии воды как пар; показать, как образуется пар. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и делать простейшие выводы.
4. «Можно ли пить талую воду?» : показать детям, что снег грязнее водопроводной воды. Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы и умозаключения. 1.«Нужен ли корешкам воздух» : выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.
2. «Что выделяет растение» : установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.
3. «Во всех ли листьях есть питание» : установить наличие в листьях питания для растений.
4. «На свету и в темноте» : определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. 1. «Лёд легче воды» : показать, что лёд легче воды.
2. «Вода бывает сильной» : ознакомить со свойством воды: при замерзании она расширяется и обладает силой.
3. «Форма капель» : доказать, что капли круглые (шарообразные).
4. «Превращение в воду» : показать детям превращение снега в воду.
Март 1.«Магнит» : познакомить детей с магнитом и его свойством притягивания металлических предметов.
2. «Солнечные зайчики» : научить детей делать из зеркала солнечные зайчики.
3. «Что находится в зеркале» : показать детям, что изображено в зеркале слева, справа, сверху, снизу 1. «Разноцветные шарики» : получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.
2. «Почему все звучит» : задача, подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
3. «Свет повсюду» : показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
4. «Воздух повсюду» : обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.
1.«Кому лучше» : выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
2. «Что нужно для питания растения» : установить, как растение ищет свет.
3. «Лабиринт» : установить, как растение ищет свет. 1.«Плавает-тонет» : ознакомить со способностью воды удерживать некоторые предметы на поверхности.
2.«Фильтрование воды» : ознакомить детей с разными способами очистки воды.
3.«Вертушка» : показать силу воздуха.
4.«Реактивный шарик» : показать силу воздуха.
Апрель 1.«Камешки» : познакомить детей с камешками.
2. «Камешки» : показать детям, плавают или тонут камешки?
3.«Шумелки» : продемонстрировать детям, какой звук могут издавать камешки, если их поместить в ёмкость.
1.«Зачем нужна земля?» : формировать представления детей о свойствах земли (мягкая, состоит из
мелких комочков, легко пропускает воду, бывает сухой и влажной). Развивать речь, умение выдвигать предположения и с помощью воспитателя делать выводы. Содействовать доброжелательному отношению к объектам природы.
2. «Как движется сухой песок?» : продолжать знакомить детей со свойствами сухого песка (сухой песок может сыпаться с разной скоростью- быстро и медленно). Закрепить понятия «быстро-медленно», «полная- пустая»; развивать общую и мелкую моторику руки.
3.«Как покрасить песок?» : познакомить детей со способом изготовления цветного песка (с добавлением гуаши). Развивать координацию движений, умение обозначать действие словом, делать красивые куличики; закреплять основные цвета.
4. «Как сравнить влажный песок и влажную глину? : на основе сравнения выявить отличительные свойства влажного песка и влажной глины.
1.«Что потом» : систематизировать знания о циклах развития всех растений.
2. «Как обнаружить воздух» : установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить; определить поток воздуха в помещении.
3. «Для чего нужны корешки» : доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растений.
1.«Сыпучий песок» : ознакомить со свойством песка – сыпучесть.
2. «Песок может двигаться» : показать, что свойство песка сыпаться позволяет ему двигаться.
3. «Свойства мокрого песка» : ознакомить со свойствами мокрого песка.
4. «Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо» : ознакомить со свойствами песка и глины.
Май 1.«Солнечные зайчики» : научить детей играть с солнечными зайчиками.
2. «Тень» : познакомить детей со свойством солнечного света.
3. «Разноцветные стекляшки» : познакомить детей со свойствами прозрачного стекла. 1.«Как песок и вода определяют тяжесть предметов?» : выявить способность воды и песка определять тяжесть и лёгкость предметов. Развивать любознательность, умение устанавливать связи между предметами, делать простейшие выводы.
2.«Есть ли в почве воздух?» : показать, что в почве есть воздух. Развивать мыслительные процессы, активизировать словарь детей (пузырьки, сжимаются, вытаптывать).
3.«Как происходит загрязнение почвы?» : выяснить последствия загрязнения почвы. Развивать умение сравнивать, размышлять, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.
4. «Как сравнить сухой песок и сухую глину?» : на основе сравнения выявить отличительные свойства сухого песка и сухой глины. 1.«Как увидеть движения воды через корешки» : доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения; установить взаимосвязь строения и функций.
2. «Как влияет солнце на растение» : установить необходимость солнечного освещения для растения.
3. «Как устроены перья у птиц» : установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. 1. «Пузырьки-спасатели» : выявить, что воздух легче воды и имеет силу.
2. «Упрямый воздух» : показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, а сжатый воздух обладает силой.
3. «Флажок на бруске» : показать, что воздух обладает силой.
4. «Что быстрее» : показать на опыте, как по-разному воздух давит на предметы.