Татьяна Воробьева
Планирование ОД по ФЭМП в младшей группе на сентябрь-ноябрь с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь I неделя № 1
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы.
2. Упражнять в умении различать количество предметов, используя при этом слова один, много, мало.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение составлять простые узоры путём комбинирования цвета и формы.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать гуманное отношение к животным, желание им помочь.
Методы и приёмы
Темочки:
- Дьенеш З.П. Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кюизенер Д. Палочки Кюизенера
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Палочки Кюизенера. Конспекты занятий
- Планирование на ноябрь
- Планирование на сентябрь
- Планирование на сентябрь. Перспективное
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Вопросы к детям, игра «Сложи узор», показ, объяснение, поощрение, игровой момент, показ детей, помощь
Демонстрационный материал:
Игрушечный котёнок, несколько небольших клубочков, наборы различных игрушек.
Раздаточный материал: Игра «Сложи узор» на каждого ребёнка, блоки Дьенеша
Связь с другими видами деятельности:
Д/и «Один – много»
Цель: Учить составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами: один, много, мало, блоки Дьенеша
Прогулка: д/у
Найди место, где играет много детей, где – мало, а где – один ребёнок;
Принеси много листьев, один лист
Д/и «Сложи узор»
Цель: Учить составлять узоры путём комбинирования цвета и формы.
II неделя № 2
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Учить различать и называть круг. 2. Упражнять в умении составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы.
3. Упражнять в умении выделять один-два общих признака для всех предметов группы.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение обследовать форму фигуры осязательно-двигательным путём.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать желание помочь другу (сказочному персонажу Мишутке).
Методы и приё мы:
Вопросы к детям, поощрение, объяснение, игровой момент, указания, блоки Дьенеша, показ, показ детей, анализ.
Демонстративный материал:
медведь, корзина, круг (большой и маленький, картонный поезд без колёс, поднос, салфетка, таз с водой.
Раздаточный материал:
круги одинакового размера и цвета (блоки «Дьенеша»)
Связь с другими видами деятельности:
Рисование «Цветные клубочки»
Д/игра «Чудесный мешочек»
Д/игра «Разложи правильно»
Цель: Развивать умение выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов, находить один-два признака, общих для всех предметов группы.
III неделя № 3
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Учить различать понятия «утро – вечер», «день – ночь».
2. Учить различать и правильно называть время года «Осень»
3. Формировать умение отвечать на вопрос «Сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного, мало.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение находить пред-
меты округлой формы зрительным и осязательно – двигательным путём в окружающей обстановке.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать гуманное отношение к животным, желание им помочь.
Методы и приё мы:
Вопросы к детям, объяснение, игровой момент, поощрение, музыкальное сопровождение, помощь, худ. слово.
Демонстрационный материал:
Картинки с пейзажами времён года, частей суток, игра «Чудесный мешочек», игрушка – медвежонок.
Раздаточный материал: плоскостные фигурки мишки, белочки, зайца.
Связь с другими видами деятельности:
Д/игра «Когда это бывает?»
Цель: учить различать понятия «утро-вечер», «день-ночь»
Рисование «Идёт дождь»
Д/игра «Чудесный мешочек»
Индивидуальные задания в группе на нахождение один и много предметов.
IV неделя № 4
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Упражнять в умении различать контрастные предметы по размеру, используя при этом слова большой, маленький.
2. Упражнять в умении различать части суток: утро, вечер, день, ночь»
3. Закрепить умение различать и правильно называть время года «Осень»
4. Закреплять умение составлять группу однородных предметов выделяя один – два признака.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение находить предметы округлой формы в окружающей обстановке.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать гуманное отношение к животным, желание им помочь.
Методы и приё мы:
Вопросы к детям, блоки Дьенеша, игра «Воздушные шары» игровой момент, поощрение, указание, худ слово.
Демонстрационный материал:
Картинки с временами года и частями суток, большая и маленькая куклы, 2 кроватки разного размера; 3-4 больших кубика.
Раздаточный материал:
Маленькие кубики (по 3-4 шт. для каждого ребёнка).
Овощи (по количеству детей). Карточки из игры «Воздушные шары» блоки Дьенеша
Связь с другими видами деятельности:
Д/игра «Когда это бывает?»
Цель: Упражнять в умении различать части суток: утро, вечер, день, ночь
Д/игра «Разложи правильно»
Цель: Развивать умение выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов, находить один-два признака, общих для всех предметов группы.
Прогулка. Уточнить признаки осени: состояние погоды, растительного мира.
Аппликация «Мячи большие и маленькие»
Октябрь I неделя № 5
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результаты сравнения словами длинный - короткий, длиннее – короче.
2. Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного, мало.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение составлять узоры путём комбинирования цвета и формы.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей аккуратность к наглядному материалу, желание заниматься.
Методы и приё мы:
Вопросы к детям, игровой момент, палочки Кюизенера, указание, поощрение, игра «Сложи узор», показ.
Демонстрационный материал:
Две картонные дорожки одинакового цвета, но разной длины (палочки Кюизенера, плоскостные мячи (большие и маленькие)
Раздаточный материал:
Игра на каждого ребёнка «Сложи узор»
Связь с другими видами деятельности:
Рисование «Цветные ниточки»
Д/упражнение
«Лесенка»
Цель: Учить сравнивать предметы по длине
и обозначать результаты сравнения словами длинный - короткий, длиннее – короче. (используя палочки Кюизенера)
Д/игра «Сложи узор»
Цель: Учить составлять узоры путём комбинирования цвета и формы.
Прогулка (сравнение веточек по длине)
II неделя № 6
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Упражнять в сравнении двух предметов по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный - короткий, длиннее – короче.
2. Совершенствовать умение различать части суток: утро, вечер, день, ночь.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение группировать предметы, определяя их количество: один, два и много.
2. Развивать воображение, составляя узор путём комбинирования цвета и формы
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать желание помочь другу (сказочному персонажу Зайке).
Методы и приё мы:
Вопросы к детям, игровой момент, художественное слово, указание, поощрение, палочки Кюизенера, игра «Сложи узор», совместная деятельность.
Демонстрационный материал:
изображения разных по росту спортсменов, разных по длине лыж для них и шарфов разной длины (палочки Кюизенера,
игрушка Заяц,
морковки (плоскостные)
10 шт.
Раздаточный материал:
Карточки для работы над временными представлениями (по 4 на каждого ребёнка,
Игра на каждого ребёнка «Сложи узор»
Связь с другими видами деятельности:
Аппликация «Украсим полотенце» ( Цель: Учить наклеивать геометрические фигуры, составляя узор путём комбинирования цвета и формы)
Работа в уголке природы
(Упражнять в умении различать части суток)
Д/игра «Чья дорожка длиннее?», «Разложим карандаши в коробки» Цель: Учить сравнивать предметы по длине
и обозначать результаты сравнения словами длинный - короткий, длиннее – короче. (используя палочки Кюизенера) Подвижная игра «День-ночь»
III неделя № 7
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Учить различать и правильно называть квадрат, сравнивая его с кругом.
2. Продолжать формировать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами длинный - короткий, длиннее – короче.
Развивающие задачи:
1. Развивать комбинаторские способности при составлении узора.
2. Развивать умение обследовать форму фигур осязательно-двигательным путём.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать желание помочь другу (сказочному персонажу Мишутке).
Методы и приё мы:
Игровой момент, игра «Сложи узор», поощрение, указание, вопросы к детям, анализ, совместная деятельность, показ, палочки Кюизенера.
Демонстрационный материал:
Игрушка Медведь, квадрат и круг одинакового цвета (длина сторон и диаметр круга – 14 см). Большая и маленькая коробка для палочек.
Раздаточный материал:
Круги и квадраты одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга -8 см). Палочки Кюизенера (на каждого по 1 красной и по 1 синей,
Игра «Сложи узор»
Связь с другими видами деятельности:
Рисование «Кубики лежат на столе»
Цель: учить передавать предметы квадратной формы…
Д/игра «Башня»
Д/и «Повтори узор»
Д/игра «Чудесный мешочек»
Д/игра «Что изменилось»
Цель: Совершенствовать умения различать и называть плоскостные фигуры.
Прогулка (прыжки в длину)
IV неделя № 8
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Упражнять в умении находить предметы квадратной формы зрительным и осязательно – двигательным путём в окружающей обстановке.
2. Закрепить умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке.
2. Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длинее – короче, одинаковые по длине.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение работать по алгоритму.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к предметам окружающей нас обстановке.
Методы и приё мы:
Игровой момент, Палочки Кюизенера, поощрение, указание, вопросы к детям, показ детей, игра «Чудесный мешочек»
Демонстрационный материал:
игра «Чудесный мешочек», «посылка» с игрушками (машины, матрёшки, пирамидка, мяч)
2 коробки разного размера.
Раздаточный материал:
Палочки Кюизенера (по 1 палочке красного, и синего цвета)
Связь с другими видами деятельности:
Рисование «Разноцветные платочки сушатся на верёвке».
Цель: закреплять умение
передавать предметы квадратной формы…
Аппликация «Шарики и кубики» Цель: Учить наклеивать предметы, чередуя фигуры.
Д/игры «Медведь и пчёлы», «Кот и мыши», «Найдем игрушки» Цель: Совершенствование умения находить один и много предметов в специально созданной обстановке.
Ноябрь I неделя № 9
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приёмы наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.
2. Совершенствовать в умении находить предметы квадратной формы в окружающей обстановке.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение различать части суток связывая их со своей деятельностью
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь к природе, поощрять любознательность и стремление к получению новых знаний.
Методы и приё мы:
Вопросы к детям, показ, объяснение, поощрение, д/игра «Перепрыгнем через ручеёк», указание, игровой момент, художественное слово (загадки
и стихи
о частях суток)
Демонстрационный материал:
Широкая и узкая дорожки
одинаковой длины, выложенные из строительного материала, мяч, иллюстративный материал – «утренняя» картинка (например, Петушок поёт) «вечер» (Девочка ложится спать, «дневная», «ночная» и т. д.
Раздаточный материал:
2 плоскостных ручейка одинаковой длины, и разной ширины.
Связь с другими видами деятельности:
Д/игры «Прокатим мячики в ворота», «Перепрыгнем через ручеёк», «Спрячь мышку в норке» Цель: совершенствование умения сравнивать два предмета по ширине, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.
Прогулка д/игра «Найди дерево»,
«Сравни»
Подвижная игра «Пузырь»
Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Нарисуй» - нарисовать колесо, кубик, домик, флажок и т. д. на песке палочкой или на асфальте мелом
II неделя № 10
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Учить различать правую и левую руку.
2. Учить классифицировать и абстрагировать фигуры по форме, используя кодовые карточки с геометрическими фигурами.
3. Упражнять в сравнении двух предметов, контрастных по ширине, используя приёмы наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение выкладывать алгоритм по цепочке.
2. Развивать внимание, логическое мышление.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей аккуратность к наглядному материалу, желание заниматься
Методы и приё мы:
Вопросы к детям, блоки Дьенеша, указание, поощрение, игровой момент, объяснение, художественное слово (загадки).
Демонстрационный материал:
Игрушечный заяц, ворота (2 шт, к которым прикреплены горизонтальные полоски одинаковой длины, но разной ширины, верёвки.
Раздаточный материал:
Каждому ребёнку по 1 мягкой игрушке.
На каждого ребёнка набор блоков Дьенеша и игровое поле
Связь с другими видами деятельности:
Прогулка Д/игра «Сравни» Цель: найти и назвать веточки разной длины и толщины. Физкультурное (упражнять в умении различать право, лево).
III неделя № 11
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Закреплять умение сравнивать два предмета по ширине, используя приёмы наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами.
2. Формировать умение классифицировать и абстрагировать фигуры по форме, используя кодовые карточки с геометрическими фигурами
3. Упражнять в умении различать правую и левую руку.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение выкладывать по цепочке.
2. Развивать внимание, логическое мышление.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей аккуратность к наглядному материалу, желание заниматься
Методы и приё мы:
Вопросы к детям, указание, поощрение, блоки Дьенеша, показ детей, д/игра «Построим мост»
Демонстрационный материал:
Широкая и узкая доски, набор мягких игрушек (зайчик, белочка, медведь, волк)
Раздаточный материал:
На каждого ребёнка набор блоков Дьенеша и игровое поле.
Связь с другими видами деятельности:
Развитие речи «Рассматривание сюжетной картины» (упражнять в умении различать на картине право, лево)
Д/игры «Подберём шарфики, ленточки для куклы», «Прокатим мячики в ворота», «Покажи по-разному». Цель: совершенствование умения сравнивать два предмета по ширине, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.
IV неделя № 12
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Учить различать и называть треугольник, используя зрение и осязание.
2. Совершенствовать умение классифицировать и абстрагировать фигуры по форме, используя кодовые карточки с геометрическими фигурами
Развивающие задачи:
1. Развивать умение различать правую и левую руку.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей аккуратность к наглядному материалу, желание заниматься
Методы и приё мы:
Вопросы к детям, показ, объяснение, поощрение, указание, игровой момент, блоки Дьенеша, показ детей, помощь.
Демонстрационный материал:
Игрушка заяц,
набор мягких игрушек (зайчик, белочка, медведь, волк)
письмо, круг (диаметр 10 см, треугольник (длина стороны 10 см, квадрат (длина стороны 10 см, кодовые карточки
Раздаточный материал:
На каждого ребёнка набор блоков Дьенеша и игровое поле.
Связь с другими видами деятельности:
Аппликация «Салфетка» Цель: Закреплять умение составлять узор на квадрате, украшая углы и середину (из треугольников, кругов, квадратов).