Марина Соболева
Планирование образовательной работы в старшей группе компенсирующей направленности «Игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование образовательной работы с 11.11.2024 г. – 15.11.2024 г.
Тема: «Игрушки»
День не-дели Режим Вид деятельности Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развива-ющей среды для само-стоятельной деятельно-сти детей. Взаимодей-ствие с ро-дителями/ социальны-ми партне-рами
Групповая, подгрупповая индивидуальная Образовательная дея-тельность в режимных моментах
1 2 3 4 5 6 7 8
Публикация «Планирование образовательной работы в старшей группе компенсирующей направленности „Игрушки“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Игрушки. Планирование
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
11.11. 2024 г. - по-не-дельник Утро
Завтрак Утр. гимн., игры, поручения, КГН
Утр. гимн.
Д/ И: «Мяч скорее мне бросай и игрушку называй»
Цель: создать условия для: развития умения играть по правилам, уступать друг другу; развития ловкости, глазомера, быстроты скорости
Д/ и: «Опиши, а мы отгадаем»
Цель: создать условия для развития умения состав-лять описательные рассказы об игрушках Инд. работа : Д/ и: «Кто больше слов придумает» с Полиной А., Максимом Б., Аней В., Аделиной Г.
Цель: создать условия для активизации словаря; расши-рения кругозора детей
Дежурство: сервируем столы (дежурные) Труд в уголке природы: полив растений Предложить разные виды конструкторов для творческой само-стоятельной деятельно-сти Индивиду-альные бе-седы с роди-телями
ООД 1
9:00 – 9:25 Логопедическое занятие. По плану учителя-логопеда
ООД 2
9:35 – 10:00 Познавательное развитие. Математическое развитие: «Числа и цифры 0-5. Знак -»
Создать условия для развития умения:
- решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр;
- решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации;
- писать цифру 0;
- дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов
Для знакомства:
- со знаком «минус»; - с цифрой 0
Для формирования:
— навыка самоконтроля и самооценки
И. с. : Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5 – спрятались в конверте, нужно предположить, что там. Отгадать загадки о цифрах и тем самым узнать, что спряталось в конверте. Игра «Кто будет пер-вым?», «Поезд», «Расставь по порядку»
2 завтрак.
Игр. деят. Пальчиковая игра: «Игрушки»
Цель: создать условия для развития умения согласовывать слова с движением; развития мелкой моторики
На большом диване в ряд, (попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками)
Куклы Катины сидят: (стучать друг по другу кулачками)
Два медведя, Буратино, (загибать поочередно все пальчики)
И веселый Чиполлино, (на обеих руках)
И котенок, и слоненок
Раз, два, три, четыре, пять, (поочередно касаться пальцами правой руки пальцев левой руки, начиная с больших)
Помогаем нашей Кате, (волнообразные движения сверху вниз)
Мы игрушки сосчитать (сжимать-разжимать пальцы обеих рук)
Прогулка Наблюдение, труд, подвижные игры, самостоятельная деятельность, инди-видуальная работа. Наблюдение за облаками
Цель: создать условия для умения видеть красоту неба в осенний период
П/и «Гори-гори ясно»
Цель: создать условия для развития умения дей-ствовать по сигналу; для развития ловкости; для закрепления умения занимая место, не толкать това-рища Инд. работа : Д/ и: «Подарки – игрушки на день рождения» с Глебом Б., Есенией Д., Мансуром Е., Матвеем З.
Цель: создать условия для развития счётных навыков, умения оперировать числами (прямой и обратный счёт)
Алгоритм одевания одежды на прогулку
Трудовая деятель-ность: кормление птиц
Цель: создать условия для побуждения детей к самостоятельному вы-полнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка); для воспитания желания оберегать птиц Самостоятельные игры с выносным материа-лом
Работа пе-ред сном. Обед. ООД: «Ребята дошколята - имеем мы права» И. с. : волшебная коробочка, в ней лежит стихотворение, св – во о рожднении, иллюстрации о правах ребёнка, игра: «Назови ласково», игра: «Кто, где живет», игра: «Чем здоровье сохранить, да ещё и укрепить», игра: «Да или нет»
Д/ и: «Один - много»
Цель: создать условия для развития умения детей образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах
Вечер
ООД 3
15: 30-15:55 КГН, закаливающие процедуры, Гимнастика п / сна, воздушные ванны, умывание прохладной водой. Профилактическая гимнастика (самомассаж «Наши ушки», дыхательная гимна-стика «Чудо - нос», гимнастика для глаз «Глазки видят всё вокруг», улучшение осанки, профилактика плоскостопия)
Индивидуальная работа по заданию логопеда
Мир в твоих руках. Приобщение к культуре. «Игрушки»
Цель: создать условия для создать условия для активизации словаря по теме "Игрушки"; для развития умения детей пользоваться в речи предлогами с, за; для закрепления навыков правильного употребления существительных в родительном падеже, закрепления согласования числительных с существительными; для развития зрительной памяти
И. с. : Организационный момент (мотивация) : Игра: «4-й лишний»; Игра: «Что изменилось?»; Игра: «Где стоит игрушка?»; Игра: «Найди игрушку»
игры, самостоятель-ная деятельность детей. Работа с карандашами, красками, восковыми мелками (творческое рисование) : «Игрушки»
Цель: создать условия для совершенствования уме-ния детей самостоятельно выбирать материалы и трафареты, обводить, раскрашивать (штриховать) предмет и фон
Отгадывание загадок об игрушках
Цель: создать условия развития умения отгадывать загадки про игрушки, понимая стихотворное описа-ние И. р. : с Матвеем З., Ксюшей С., Ромой К., Адель Н. «Назови цвет и оттенок»
Цель: создать условия для закрепления знания основных цветов и оттенков
Способствовать совер-шенствованию умения мыть руки с мылом под краном, не обливаясь Игры с разными ви-дами конструктора
Цель: создать условия для развития конструк-тивного мышления; для развития воображения, умения придумывать замысел Индивиду-альные бесе-ды с родите-лями
прогулка П/и «Мяч водящему» Цель: создать условия для закрепления умения детей метать и ловить мяч; развития ловкости, быстроты реакции
Планирование образовательной работы
День не-де-ли Режим Вид деятельности Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация разви-вающей среды для самостоятельной дея-тельности детей Взаимо-действие с родите-лями/ социаль-ными партне-рами
Групповая, подгрупповая индивидуальная Образовательная деятель-ность в режимных моментах
1 2 3 4 5 6 7 8
12.11. 2024 г. – вторник
Утро
Завтрак Утр. гимн., игры, пору-чения, КГН
Утр. гимн.
Речевая ситуация: «Из какого материала изготавливают игрушки»
Цель: создать ситуацию общения в процессе познавательной деятельности Аделина Г., Мансур Е., Кира К., Варя М. – способство-вать развитию умения пра-вильно держать ложку, есть аккуратно, пользоваться салфеткой Способствовать развитию умения правильно мыть и вытирать руки Создать условия для самостоятельной дея-тельности в уголке развивающих игр
ООД 1
9: 00-9:25 Логопедическое занятие. По плану учителя-логопеда
ООД 2
9: 35-10:00 Художественно-эстетическое развитие Музыка. По плану музыкального руководителя
2 завтрак.
Игровая деят. Самостоятельная игровая деятельность: настольные игры. Цель: создать условия для развития умения договариваться о взаимодействии, обсуждать игровые действия; для развития самостоятельности в организации игр
Прогулка Наблюдение, труд, по-движные игры, само-стоятельная деятель-ность, индивидуальная работа. Наблюдение за растениями
Цель: Предложить детям найти первые признаки осени, назвать самые красивые растения на территории участка
П/ и: «Самолёты»
Цель: создать условия для развития уме-ния действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки, развивать бег Трудовая деятельность: сбор мусора, камней, па-лок на участке
Цель: создать условия для воспитания чувства удо-влетворения от проделан-ной работы
Самостоятельные игры с выносным материалом
Работа перед сном. Обед. Соц. игра: «Игрушка, которая тебе нравиться»
Цель: создать условия для:
- выявления предпочтений у детей;
- развития в детях уверенности при рассказывании
Вечер
ООД 3
15: 30-15:55
КГН, закаливающие процедуры, Гимнастика п / сна, воздушные ванны, умывание прохладной водой. Профилактическая гимнастика (дыхательная гимнастика «Косим траву», гимнастика для глаз «А сейчас всем гимнастика для глаз», улучшение осанки, самомассаж для профилактики ОРЗ «Утка и кот», профилактика плоскостопия)
Индивидуальная работа по заданию логопеда
Познавательное развитие (Окр. мир/природа)/ Соц. -ком. развитие (ОБЖ/ОГП) : «Предметы, требующие осторожного обращения»
Цель: создать условия для формирования представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту; для развития знаний детей об основных предметах, опасных для жизни и здоровья; для развития умения самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами (Безопасность. Авдеева)
И/с. : Сегодня мы отправимся в гости, а кому, вы узнаете, когда отгадаете загадки
игры, самостоятельная деятельность детей «Подбери слово» (Игрушка какая)
Цель: создать условия для совершенствова-ния умения детей подбирать слова, характе-ризующие описание разных игрушек
Д/ и: «Одна игрушка….»
Цель: создать условия для приобретения опыта в согласовании числительных с име-нем существительным
Инд. работа : «Приставной шаг» Вова Ш., Тоня Ф., Рома К.
Цель: создать условия для развития умения ходить приставным шагом «Учимся вести себя за столом» Способствовать расширению знаний детей о правилах поведения за столом Д/ и: «Четвёртый лиш-ний»
Цель: создать условия для развития умения обобщать предметы
прогулка М/ п игра: «Заводные игрушки»
Цель: создать условия для развития умения детей с помощью напряжения или расслабления мышц показывать особенности материала, из которого изготовлена игрушка, и действия с ней
Планирование образовательной работы
День неде-ли Режим Вид деятельности Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развива-ющей среды для само-стоятельной деятель-ности детей. Взаимодей-ствие с родите-лями/ социаль-ными партне-рами
Групповая, подгрупповая индивидуальная Образовательная деятель-ность в режимных момен-тах
1 2 3 4 5 6 7 8
13.11.2024 г. - среда Утро
Утр. гимн., игры, пору-чения, КГН Завтрак
Утр. гимн.
Д/ и: «Детский мир»
Цель: создать условия для развития описа-тельной речи, внимания, памяти, культуры речи, общения
Беседа о бережном отношении ко всем иг-рушкам, что находится в групповой комна-те Индивидуальная работа Повторение порядкового счёта с Глебом Е., Златой Ф., Есенией Д. Наблюдение за трудом помощника воспитателя
Цель: способствовать за-креплению знаний о труде мл. воспитателя (моет, расставляет посуду); фор-мировать желание помо-гать взрослым «Придумай загадку про игрушку»
Цель: создать условия для развития вообра-жения, фантазии, речи
ООД 1
9: 00-9: 25 Речевое развитие: «Игрушки»
Цель: создать условия для развития умения детей преобразовывать имена существительные единственного числа в имена сущ. множественного числа; для развития умения детей правильного использования падежных окончаний имен сущ. в форме единственного числа; для углубления знаний детей по теме; для закрепления употребления предлога с; для развития умения строить небольшие предложения; для развития наблюдательности, самостоятельности и инициативы; для воспитания бережного отношения к своим игрушкам и игрушкам своих друзей
И. с: Игра: «Назови ласково»; Сегодня я приглашаю вас побывать в стране игрушек. Но там случилось несчастье: все игрушки поссорились и перестали дружить друг с другом. Нам с вами нужно их помирить и тогда в стране игрушек снова наступит мир; Беседа об игрушках; Игра: «Чья игрушка»; Игра: «Чего не стало?»
ООД 2
9: 35-10:00 Художественно эстетическое развитие. Рисование: «Веселые игрушки»
Цель: создать условия для:
- самостоятельного выбора темы;
- развития умения придумывать содержание рисунка, располагать рисунок на всем листе бумаги;
- развития умения оценивать свою работу, сравнивать;
- развития у детей чувства формы, пропорции, композиции при оформлении работы
И. с. : 1. У вас есть любимая игрушка? Мне хочется узнать, почему она любимая?
2. Как мне узнать? Вы мне поможете?
3. Дети предлагают нарисовать игрушку. Выбирают материал, друзей с которыми будут рисовать
4. Релаксация: Предложить рассмотреть рисунки детей и рассказать чья игрушка понравилась и почему
2 завтрак. Самостоятельная игровая деятельность детей.
Прогулка Наблюдение, труд, по-движные игры, самосто-ятельная деятельность, индивидуальная работа. Наблюдение за состоянием погоды
С. у. для развития умения определять вре-мя года по характерным признакам
П/и «Волк во рву»
Цель: создать условие для развития: уме-ний играть сообща, координации движений, быстроту реакции
Подвижная игра: «Найди свое место»
Цель: создать условия для совершенство-вания умения быстро действовать по сиг-налу; ориентироваться в пространстве Инд. работа : с Ромой К., Володей П., Тоней Ф. «Прыгай выше»
Цель: создать условия для развития умения действо-вать по сигналу
Трудовая деятельность: уборка мусора с участка
Цель: создать условия для воспитания трудолюбия, желания доводить начатое дело до конца Работа с трафаретами : «Выбери трафарет, кото-рый тебе нравится»
Цель: создать условия для совершенствования уме-ния детей самостоятельно выбирать трафареты, об-водить, раскрашивать (штриховать) предмет или фон вокруг предмета Игры с выносным материалом: ведёрки, для сбора мусора, иг-рушки, машинки, мячи
Работа перед сном. Обед. Ситуация общения: «В какие игры я играю дома»
Цель: создать условия для закрепления у детей желания рассказать о своих играх в семье
Вечер КГН, закаливающие процедуры, Гимнастика п / сна, воздушные ванны, умывание прохладной водой. Профилактическая гимнастика (дыхательная гимнастика «Вырасти боль-шой», гимнастика для глаз «Тренировочка», улучшение осанки, самомассаж ног «Божьи коровки», профилактика плоскостопия)
Индивидуальная работа по заданию логопеда
ООД 3
15: 30-15: 55 Логопедическое занятие: По плану учителя-логопеда
ООД 4
16: 05-16:30 Физическое развитие (зал) : По плану инструктора по физической культуре
игры, самостоятельная деятельность детей
Инд. работа : Адель Н., Кира К., Ксюша С.
Цель: работа на листе в клетку «Повтори (продол-жи) узор по клеточкам» Игровая проблемная ситуация «Аккуратно сложи одежду»
Беседа о необходимости содержания порядка в шкафу, в игровых уголках Самостоятельные игры детей в игровом угол-ке
Игры с разными видами конструкто-ра
Цель: создать условия для развития кон-структивного мышле-ния; для развития во-ображения, умения придумывать замысел
Прогулка Подвижная игра: «Догонялки»
Цель: создать условия для развития умения уворачиваться, быстроты реакции
Планирование образовательной работы
День недели Режим Вид деятельности Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развиваю-щей среды для самостоя-тельной деятельности детей. Взаимо-действие с родите-лями/ социаль-ными партнера-ми
Групповая, подгрупповая индивидуальная Образовательная дея-тельность в режимных моментах
1 2 3 4 5 6 7 8
14.11.2024 г. -четверг Утро
Утр. гимн., игры, по-ручения, КГН Завтрак
Утр. Гимн
Дежурство в природном уголке: ор-ганизовать полив комнатных растений
Задачи: создать условия для развития умения детей своевременно поливать комнатные растения; определять коли-чество воды, необходимое растению
Индивидуальная работа - закрепление с Ромой и Максисом навыка мытья рук с мылом Трудовые поручения в игровых уголках
Цель: способствовать развитию умения кра-сиво расставлять иг-рушки на полочках, напомнить детям, что каждая игрушка имеет свое место Создание условий для самостоятельной творче-ской деятельности: настольные игры (логиче-ские домики, рамки – вкладыши, лото)
ООД 1
9: 00-9:25 Логопедическое занятие. По плану учителя-логопеда
ООД 2
9: 35-10:00 Познавательное развитие. Математика: «Числа и цифры 0-6. Установление равенства между двумя группами предметов»
Создать условия для развития умения:
- решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр, знаков;
- устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
- находить различие в двух похожих рисунках;
- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- пользоваться знаками <, >
О/м. : Здравствуйте, ребята. Мы с вами сегодня отправимся в путешествие, в страну математики.
Коммуникативная игра «Паровозик»
Дети встают друг за другом. Первый в цепочке – это паровоз. У него глаза открыты. У всех остальных «вагончиков» — глаза закрыты. Паровоз везет свой поезд и прямо, и змейкой, и с препятствиями.
Задача «вагончиков» – идти за «паровозом» вперед, не расцепляя рук. Задача «паровоза» — идти так, чтобы не растерять вагончики сзади себя. «Поезд» приезжа-ет к доске
2 завтрак. Самостоятельная игровая деятельность детей
Прогулка Наблюдение, труд, подвижные игры, са-мостоятельная дея-тельность, индивиду-альная работа
Наблюдение за снегом
Цель: пополнить знания о сезонных из-менениях в природе и обсудить, почему осенью идёт снег
П/и «Кто раньше дойдет до середины»
Цель: создать условия для развития у детей координации движений Понаблюдать за по-вадками птиц на участке Трудовая деятель-ность: сбор палок, сло-манных веток и сухих листьев
Цель: создать условия для побуждения детей к желанию трудиться; для выполнения работы чисто и аккуратно
Игры с выносным мате-риалом: кубики и фор-мочки на каждого ребенка для игры с песком, кукла, машинки
Работа перед сном. Обед. Беседа: «Поведение за столом»
Цель: с. у. для формирования у детей культурно-гигиенических навыков, для знакомства с правилами поведения за столом, умением есть аккуратно, правильно пользоваться салфеткой
Д/ и: «Назови слова»
Цель: создать условия для развития умения детей называть слова с заданным звуком
Д/ и: «Назови «соседей» числа»
Цель: создать условия для развития умения детей называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10
Вечер КГН, закаливающие процедуры, Гимнастика п / сна, воздушные ванны, умывание прохладной водой. Профилактическая гимнастика (дыхательная гимнастика «Надуй шарик», гимнастика для глаз «Послушные глазки», улучшение осанки, самомассаж глаз «Ириски от киски», профилактика плоскостопия)
Индивидуальная работа по заданию логопеда
игры, самостоятель-ная деятельность де-тей Кружковая работа
Индивидуальная работа : упражнение: «Прыгаем по кругу»
Цель: создать условия для развития умения прыгать на двух ногах по кругу, держа руки на поясе Ксюша К., Вова Ш., Ксюша С. Упражнение: «Гудок»
Цель: создать условия для развития умения детей менять силу голо-са от громкого к ти-хому; для совершен-ствования умения выра-батывать и регулиро-вать силу голоса Рисование в раскрас-ках: «Игрушки»
Цель: создать условия для выбора материалов; для выбора партнёров по деятельности
Прогулка Подвижная игра: «Зайцы и волк»
Цель: создать условия для совершенствования умения детей выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах
Планирование образовательной работы
День недели Режим Вид деятельности Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных обла-стей Организация развиваю-щей среды для самостоя-тельной деятельности детей. Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами
Групповая, подгрупповая индивидуальная Образовательная дея-тельность в режимных моментах
1 2 3 4 5 6 7 8
15.11.2024 г. - пятни-ца Утро
Утр. гимн., игры, поручения, КГН Зав-трак
Утр. Гимн.
Настольно – печатные игры: «Лото»; «Четвёртый лишний» для развития умения детей взаимодействовать в подгруппе детей
Индивидуальное зада-ние: «Найди место,
где играет
много детей,
где - мало,
а где - один
ребёнок» с Володей П., Кириллом П., Ма-шей С., Кристиной Т. Трудовые поруче-ния в игровых уголках
Цель: способствовать развитию умения кра-сиво расставлять иг-рушки на полочках, напомнить детям, что каждая игрушка имеет свое место Игры для самостоятель-ной творческой деятель-ности: мозаика, мелкий конструктор
Цель: С. у. для развития мелкой моторики, за-крепления основных цветов
Утр. прием детей
ООД 1
9: 00-9:25 Художественно-эстетическое развитие Музыка. По плану музыкального руководителя.
ООД 2
9: 35-10:00 Художественно – эстетическое развитие: аппликация (2 неделя, лепка (1 ,4 неделя). Народно – прикладное творчество.
Лепка: «Моя любимая игрушка»
Цель: создать условия для развития умения лепить, передавая величину частей фигуры; закреплять умение прочно устанавливать фигуру на подставке, развития умений применять приё мы лепки: раскатывания, вдавливания, растягивания, сплющивания; развития мелкой моторики и координации движений рук, глазомера, чувства формы и композиции
1. Мотивация. Для игры ребята младшей группы попросили слепить игрушки
2. Как вы думаете, какими игрушками играют младшие дети? Мы можем им помочь? Как будем помогать?
3. Лепка игрушек детьми
4. Релаксация: Предложить рассмотреть поделки детей и рассказать чья игрушка понравилась и почему и решить, какие выбрать игрушки, которые понесем малы-шам
2 завтрак. Самостоятельная игровая деятельность детей
Прогулка Наблюдение, труд, подвижные игры, самостоятельная дея-тельность, индивиду-альная работа
Наблюдение за деревом
Цель: создать условия для развития умения детей уточнять характерные признаки дерева; для закрепления названий частей дерева (корень, ствол, ветки, листья; ветки и листья – крона)
П/и «Беги к дереву, которое назову»
Цель: создать условие для развития умений слышать сигналы и быстро на них реагировать Трудовая деятель-ность: Наведение порядка на террито-рии
Цель: создать усло-вия для развития умения детей видеть мусор (веточки, бу-магу, камни) и уби-рать его с территории участка Развивающая образо-вательная ситуация на игровой основе «Пока-жем кукле Кате, как мы умеем одеваться
на прогулку»
Цель: способствовать закреплению с детьми последовательности одевания Игры с выносным мате-риалом: ведёрки для сбора мусора; машинки
Работа перед сном. Обед. Чтение РН сказки: «Гуси - лебеди»
Цель: создать условия для развития умения слушать внимательно сказку; отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями; для совершенствования уме-ния слушать других детей
Вечер КГН, закаливающие процедуры, Гимнастика п / сна, воздушные ванны, умывание прохладной водой. Профилактическая гимнастика (дыхательная гимнастика «Надуй шарик», гимнастика для глаз «Послушные глазки», улучшение осанки, профилактика плоскостопия, самомассаж «Жарче, дырчатая тучка»)
Индивидуальная работа по заданию логопеда
ООД 3
16: 05-16:30 Физическое развитие (зал) : По плану инструктора по физической культуре
игры, самостоятель-ная деятельность детей. Д/и «Узнай по описанию»
Цель: создать условия для развития логического мышления, двигательной активности, речи
Игра «Ёжик потерял колючки» (предло-жить сделать колюч-ки из прищепок)
Инд. работа : «Под-скоки»
Цель: создать усло-вия для развития умения детей делать подскоки с продви-жением вперёд (на месте) с Ксюшей К., Варей Михайловой, Аней В. Упражнение: «Гудок»
Цель: создать условия для развития умения детей менять силу голоса от громкого к тихому; для совершенствования умения вырабатывать и регулировать силу голоса
Прогулка Наблюдение за погодой (вечером становится прохладно, быстро темнеет).
Наблюдение за льдом на лужах
Цель: создать условия для знакомства детей с природным явлением льдом; для формирования представлений о состоянии воды в окружающей среде
Подвижная игра: «Кот и мыши»
Цель: создать условия для развития умения слышать сигналы и быстро на них реагировать