Наташа Петрущак
Планирование наблюдений на год (ранний возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Осень
Сентябрь
I неделя Познакомим куклу с погодой
1. Обратить внимание детей на погоду: какая сегодня погода (солнечная, пасмурная, ветреная, дождливая). Отметить погоду в календаре.
2. Обратить внимание детей, какая на них сегодня одежда? Почему они сегодня так одеты?
3. Рассмотреть деревья. Почему они качаются? Есть ли ветер? Какой ветер (сильный, лёгкий?
4. Учить детей устанавливать причины и следствия явлений природы (на улице ветер – стало холодно,, вышла туча – идёт дождь, пригрело солнышко – стало тепло).
Публикация «Планирование наблюдений на год (ранний возраст)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
5. Формировать у детей конкретные представления о природе: холодно, тепло, солнечно, пасмурно, идёт дождь, дует ветер.
6. Учить детей самостоятельно определять погоду и отмечать в календаре погоды.
7. Повторить потешки о признаках погоды «Выйди, выйди солнышко», «Иди, иди дождик».
8. Обратить внимание детей на состояние неба в солнечную погоду.
9. Обратить внимание детей на состояние неба в пасмурную погоду.
10. Учить детей самостоятельно называть признаки погоды.
II неделя Игрушки
1. Познакомить детей с игрушечной собачкой, как её зовут, действия с ней.
2. Предложить детям отыскать собачку среди других игрушек.
3. Назвать цвет собачки и величину.
4. Обратить внимание на внешний вид игрушечной собачки (твёрдая, мягкая, колючая).
5. Предложить детям показать и назвать все части тела собачки.
6. Закрепить название игрушки, которую ребёнок держит в руках.
7. Вспомнить с детьми, что любит есть живая собачка, и «угостить» игрушку.
8. Обратить внимание детей на разницу между живой и не живой собакою. Назвать эту разницу (живая бегает, лает, ест, а игрушка – нет).
9. Познакомить детей с правилами игр с живой собачкой.
10. Познакомить детей с правилами игр с игрушечной собачкой.
11. Предложить детям рассказать есть ли у них дома собачка.
III неделя Солнышко
1. Обратить внимание детей на солнышко. Формировать конкретные представления о нём (находить на небе, освещает и обогревает землю, воду и всё живое на земле, имеет яркие лучики).
2. Предложить детям протянуть руки к солнышку, подставить личико, рассказать как оно греет.
3. Вспомнить потешку «Выйди, выйди солнышко» и рассказать её солнышку с имитацией движений.
4. Рассмотреть солнышко и тучки. Какая между ними разница, цвет, форма? Побуждать детей подбирать значения к словам – названиям объектов природы.
5. Учить детей устанавливать следствия явлений природы (пригрело солнышко – стало тепло, светит – вокруг тепло, вечером заходит – темнеет).
6. Обратить внимание детей, как весело в комнате, когда светит солнышко.
7. Учить детей подбирать ласкательные слова к слову «солнышко» (ласковое, тепленькое, жёлтенькое и пр.).
8. Предложить детям на песке нарисовать солнышко с лучиками.
9. Обратить внимание детей, когда солнышко прячется за тучку – становится темнее.
IV неделя Повар
1. Во время завтрака обратить внимание детей на еду, что они едят, и кто её готовит?
2. Формировать у детей знания о работе повара (повар готовит еду на плите).
3. Прочитать народную песенку «Пеку, пеку хлебушек». Кто в садике печёт нам пирожки?
4. Рассмотреть иллюстрации с изображением работы повара.
5. Рассмотреть орудия труда, которыми пользуется повар, для чего они нужны.
6. Наблюдать за работой повара в детском саду.
7. Рассмотреть кухню, где работает повар. Какие предметы посуды и электрические приборы есть на кухне.
8. Обратить внимание детей на игрушечную посуду. Закрепить её название.
9. Предложить детям приготовить обед для куклы Оли.
10. Закрепить с детьми во время обеда названия продуктов, с которых приготовлен борщ.
11. Поговорить с детьми о том, с чего повар варит компот.
ОКТЯБРЬ
I неделя Медицинская сестра
1. Познакомить детей с профессией медсестры. Формировать конкретные представления о профессии медсестры. (Лечит детей, меряет температуру, делает уколы).
2. Рассмотреть кабинет медсестры, назвать предметы, которые в нем находятся.
3. Познакомить детей с инструментами, которые необходимы медсестре для лечения.
4. Наблюдение за работой медсестры в кабинете, обратить внимание, как она лечит ребенка.
5. Слепить из пластилина таблетки для куклы.
6. Полечить куклу горячим чаем. Провести беседу: что у куклы болит, почему она плачет?
7. Обратить внимание детей на состояние больного ребенка (плачет, не ест, не играет). Спросить, что с ребенком, какую помощь ему можно оказать?
8. Провести беседу с детьми: куда ведет их мама, когда они заболели, какую помощь им оказывают?
9. Поиграть в игру с детьми «Полечим куклу»
II неделя За листочками
1. Обратить внимание детей на деревья, на листочки.
2. Научить детей видеть краски золотой осени, называть, какого цвета листочки.
3. Рассмотреть листочки березы, какого они цвета, размера?
4. Обратить внимание на листочки березы, полюбоваться их красой.
5. Предложить детям сказать красивые, ласковые слова березке и ее листочкам.
Дать детям элементарные знания о цвете листочков, почему они разноцветные.
7. Понаблюдать с детьми за листопадом. Рассказать, почему листочки опадают с деревьев.
8. Походить по чудесному ковру из листьев, рассмотреть листочки, подержать их в руках, поиграть с ними.
9. Рассказать детям сказку о листочках.
10. Поиграть в игру «Найди три одинаковых листочка».
III неделя Овощи и фрукты
1. Обратить внимание детей на яблоко, грушу, сливу. Дать общее понятие о фруктах.
2. Спросить, где они растут, рассмотреть их внешний вид (цвет, форму, вкус).
3. Формировать знания детей о том, для чего необходимы эти фрукты, что с ними делать.
4. Предложить детям рассказать о том, что мама дома готовит из этих фруктов.
5. Предложить детям найти данный фрукт на картинке и рассказать о нем.
6. Обратить внимание детей на определенные овощи, их внешний вид, где растут.
7. Предложить детям рассказать, что мама готовит из овощей, и какие овощи любят дети есть.
8. Предложить отыскать определенные овощи среди других предметов.
9. Обратить внимание детей на разницу между овощами и фруктами и назвать ее.
10. Предложить детям проклассифицировать предметы по группам.
IV неделя Строительный материал
1. Обратить внимание детей на кубики, рассмотреть их форму, цвет.
2. Поговорить с детьми про использование кубиков.
3. Рассмотреть картину «Построим дом». Поговорить о том, что изображено на картине.
4. Поговорить с детьми о работе строителей. Формировать конкретные представления о профессии строителей.
5. Рассмотреть инструменты, которыми пользуется строитель, дать элементарные представления об этих инструментах.
6. Понаблюдать за работой строителей. Выяснить, почему необходима эта профессия.
7. Из чего строят дом.
8. Предложить детям построить дом из кирпичиков, кубиков. Уметь рассказывать о своих действиях.
9. Закрепить с детьми знания о том, что еще можно построить из строительного материала.
10. Чтение произведения С. Баруздина «Кто построил этот дом», беседа по его содержанию.
НОЯБРЬ
I неделя Вода
1. Обратить внимание детей на воду, на её свойства и качества. Уточнить знания, что воду употребляют люди, когда хотят пить. Воду пьют чистою.
2. Учить детей сравнивать холодную и тёплую воду на прикосновение во время мытья рук. Выяснить, какой водой приятнее умываться.
3. Уточнить представление детей про то, что посуду моют горячей водой, и с неё идёт пар.
4. Ознакомить детей со свойствами закрашенной в разные цвета воды. Уточнить, что пить можно только чистую воду.
5. Упражнять в наливании и выливании воды с бутылочек с узкими и широкими шейками, процеживать воду через сито. Закрепить знания, что играть можно только тёплой водой.
6. Расширять знания о свойствах воды: размыливает мыло, смывает грязь с игрушек, стаёт грязной. Продолжать упражнять в сравнении чистой и грязной воды.
7. Систематизировать знания детей, что вода нужна растениям (их поливают и моют, животным (они её пьют и купаются, рыбы в ней живут, людям (они её пьют, моются, используют во время приготовления пищи и стирке).
II неделя Небо
1. Наблюдать с детьми за утренним небом (чистое, голубое, облачное и т. д.)
2. Обратить внимание детей на цвет неба во время прогулки, его состояние.
3. Наблюдать за солнцем, которое светит в небе, хорошо ли его видно.
4. Провести наблюдение за небом в пасмурную погоду, кокой у него цвет?
5. Обратить внимание детей на небо во время дождя. Есть ли солнышко, или видно тучки, какого они цвета?
6. Обратить внимание детей на небо после дождя: остались ли тучки, какого цвета небо, выглянуло ли солнышко?
7. Поговорить с детьми о вечернем небе: что дети на нём видят (звёздочки?
8. Продолжить наблюдение за вечерним небом: куда делось солнышко. почему небо стало тёмным. что появилось на небе (месяц, звёзды?
III неделя Ткань
1. Рассмотреть с детьми ткань (шёлк, сукно, льняную материю, шерсть, вязаную, толстую, тонкую, определить какая она на ощупь и какого цвета.
2. Поговорить с детьми, что с этой ткани можно сшить для куклы.
3. С помощью прикосновения, с закрытыми глазами, определить вид ткани. Развивать чувство прикосновения.
4. Поговорить с детьми, кто шьёт одежду для них и кукол. Рассмотреть иллюстрации с изображением швеи.
5. Рассмотреть швейную машинку, наблюдать как она работает.
6. Провести беседу с детьми о швейных принадлежностях (иголка, нитка, ножницы, швейная машинка, о соблюдении правил безопасности во время их использования.
7. Рассмотреть вязаные вещи, рассказать детям, как эти вещи изготовляются, кем и с помощью чего?
8. Сделать выставку одежды из разных видов ткани и провести экскурсию-показ.
IV неделя Осенние явления
1. Поговорить с детьми об осенних явлениях (холодно, листья пожелтели и опадают, идёт дождь).
2. Обратить внимание детей на деревья: есть ли на них листочки, какого они цвета?
3. Рассмотреть листочки разного цвета, рас-сказать детям о невидимых зёрнышках, которые живут в листочках – зелёные, жёлтые, красные.
4. Наблюдать, как летят листочки с деревьев (как бы танцуют на ветру и легко опускаются на землю).
5. Поиграть с детьми в игру «Найди одинаковые листочки». Закрепить цвет и форму листочков.
6. Обратить внимание детей на ветер: есть ли ветер, как мы его увидим (деревья качаются). Поиграть с вертушкой.
7. Поговорить с детьми о птицах. Наблюдать за их поведением. Покормить их.
8. Рассмотреть иллюстрации с красивым изображением осени. Рассказать об осени.