Тищенко Аля
Планирование на год по чтению художественной литературы в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование на год по чтению художественной литературы в подготовительной группе
сентябрь
№
Тема
Программное содержание
1
Русская народная сказка в обработке А. Толстого «Царевна – лягушка»
Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; развивать поэтический слух (умение слышать и выделять в тексте выразительные средства).
2
Русская народная сказка в обработке М. Булатова «Сивка Бурка»
Публикация «Планирование на год по чтению художественной литературы в подготовительной группе» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
Учить эмоционально, воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки. Формировать образность речи (чуткость к образному строю сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения).
3
Чтение сказки «Хлебный голос» А. Ремизов
Познакомить детей со сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.
4
Стихотворение Е. Трутневой «Осень»
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы; формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания осенних пейзажей.
октябрь
1
Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; воспитывать стремление к точному словоупотреблению.
2
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Учить выразительно, читать наизусть стихотворение, чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка; расширять представления о пейзаже.
3
Украинская народная сказка в обработке Л. Нечаева «Хроменькая уточка»
Познакомить с украинской народной сказкой; подвести к осознанию художественных образов сказки.
4
Ознакомление жанром – басни. И. Крылова «Стрекоза и муравей»
Закреплять представления о басне, ее жанровых особенностях; подводить детей к пониманию аллегория басни, ее идеи. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни; раскрыть значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией.
5
Беседа о творчестве А. Пушкина Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке»
Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.
ноябрь
1
Малые фольклорные формы. Придумывание потешек.
Уточнять и закреплять представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; формировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.
2
Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка»
Формировать умение у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки.
3
Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».
Составление рассказов по пословице учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию; продолжать учить детей составлять по пословице короткие рассказы или сказки; осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.
4
Беседа о русском устном народном творчестве. Рассказывание сказки С. Аксакова «Аленький цветочек».
Систематизировать и углубить знания детей о русском устном народном творчестве; о сказках, потешках, песенках, пословицах; о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки.
декабрь
1
Стихотворение Е. Трутневой «Первый снег»
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение замечать изобразительно-выразительные средства интонационно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения; составлять лирические сказки на определенную тему.
2
Чтение сказки Х-К. Андерсена «Гадкий утенок».
Уточнить знание детей о творчестве датского сказочника Х. -К. Андерсена; учить осмысливать и оценивать характер персонажей сказки, формировать внимание к поэтическим образам.
3
Чтение басни С. Михалкова. «Ошибка»
Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне; помогать осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок.
4
Рассказывание сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»
Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки; подвести к пониманию идеи произведения; показать ее связь со значением пословицы.
январь
1
Чтение басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
Продолжать учить осмысливать содержание басни, образный строй языка; уточнить представление о жанровых особенностях басни. Формировать умение точно и выразительно излагать свои мысли.
2
Малые фольклорные формы. Инсценировка песенок.
Поддерживать интерес к образным выражениям. Углублять знания о пословицах и поговорках; формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
3
Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь». Придумывание сказок по мотивам Богородских игрушек.
Продолжать знакомство с русскими народными сказками; учить детей осмысливать характеры персонажей сказки; развивать творческие способности детей, умение придумывать сказки с заданными героями.
февраль
1
Чтение сказки У. Диснея «Три поросенка»
Учить детей чувствовать юмористический характер сказки, замечать образный язык; развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказки.
2
Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»
Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ)
3
Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода»
Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.
4
Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»
Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.
март
1
Туркменская народная сказка «Падчерица»
Учить замечать сходство и различия в построении сюжета, идее, характера героев двух сказок. Формировать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования.
2
Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки».
Творческое рассказывание «Как разбудили клен»
учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы; развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи; формировать умение составлять лирические рассказы и сказки (речетворческие способности).
3
Чтение басни Крылова «Ворона и Лисица»
Закрепить знания детей о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщённое значение, выделит мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста басни; развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни
4
Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»
Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом «Прыжок».
апрель
1
Малые фольклорные формы
Уточнить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.
2
Произведения Н. Носова
Вспомнить с детьми рассказы Н. Носова, любимые эпизоды из книги «Приключение Незнайки и его друзей.
3
Чтение былины «Илья Муромец и Соловей – разбойник»
Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.
4
Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь»
Познакомить детей со сказкой К. Ушинского «Слепая лошадь».
май
1
Чтение басни Л. Толстого «Собака и ее тень»
Учить детей осмысливать аллегорию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы.
2
Чтение рассказа В. Бианки «Май»
Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны.
3
Чтение сказки В. Катаева «Цветик – Семицветик»
Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки.
4
Литературная викторина
Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений; закрепить знания о малых фольклорных формах