Татьяна Шумкина
План сопровождения ребёнка подготовительной группы, имеющего признаки одарённости в художественно-эстетическом направлении
▼ Скачать + Заказать документы
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность – это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных, результатов в той или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Публикация «План сопровождения ребёнка подготовительной группы, имеющего признаки одарённости в художественно-эстетическом направлении» размещена в разделах
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, образовательной, трудовой). В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Литературная одаренность входит в группу художественно-эстетической деятельности. Очень важно, чтобы начинающие литераторы развивали не только художественное чутье, но и эстетическое чувство. Иными словами, если безнравственного человека приобщить к культуре и искусству, мы получим безнравственного гения. Значит, одна из целей развития литературной одаренности – воспитание нравственной, высокодуховной личности.
В основе литературно-поэтической одаренности лежат литературные способности, которые понимаются не только как способности к усвоению школьных предметов «Литература» и «Русский язык», но и как способности к творчеству, то есть производству так называемого «творческого продукта». В данном случае речь идет о производстве литературных произведений в различных жанрах.
Литературная одаренность подразумевает наличие хорошей литературной фантазии, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, лёгкое запоминание стихов.
Способность мыслить словесно-художественными образами, лежащая в основе литературно-поэтической одаренности, – это способность воспринимать словесное искусство как специфическое выражение художественного содержания. Совершенно ясно, что без этой способности невозможна творческая деятельность человека в области литературы.
Литературная одаренность не может развиваться «сама по себе». Для того, чтобы одаренный ребенок развивался гармонично, необходимо соблюдение многих факторов. Три сферы – семья, наставники, сверстники – оказывают на одаренного ребенка наибольшее влияние. Семье и педагогу очень важно помочь одаренному ребенку с социализацией и с развитием его одаренностей.
Исследования ученых, в частности, В. П. Ягунковой, Н. Ф. Дика, Н. С. Лейтеса, показали, что, создав определенные психолого-педагогические условия, а не развивая насильственным путем литературные способности, можно добиться интенсивного развития способностей к литературному творчеству у многих детей. Но и в этих условиях дети будут различаться по самостоятельности и художественному результату своего творчества.
Таким образом, с одной стороны, все дети обладают достаточными предпосылками для развития литературно-поэтических способностей. С другой – даже в благоприятных психолого-педагогических условиях уровень развития этих способностей продолжает оставаться разным.
Фамилия, имя
Возраст – 6 лет
Вид одарённости – литературная
Склонности – сочинение сказок, загадок, декламирование стихов.
Форма сопровождения ребенка – индивидуальная работа, занятия в малых группах
Сопровождающий педагог – воспитатель Шумкина Татьяна Сергеевна
Партнёры – родители
Характеристика на воспитанника подготовительной группы
Девочка поступила в МАДОУ в сентябре 2015 года, в возрасте 2 –х лет. Адаптация к воспитателям и детям в группе прошла успешно.
В группе со сверстниками очень общительна, доброжелательна, проявляет инициативу. Охотно контактируетсо взрослыми. Содержание игровой деятельности разнообразно, умеет пойти на компромисс, уступить, вежлива. В ролевых играх демонстрирует способность к развитию сюжета.
Она обладает достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. С удовольствием слушает чтение произведений, любит читать сама. Ребенок активен в поиске новой информации, стремиться задавать вопросы и экспериментировать. Сформирован определенный объем знаний и навыков.
Психические процессы и речь развиты в соответствии с возрастной нормой. Ребенок имеет фонетически правильную речь, пользуется относительно богатым запасом слов, употребляет сложные грамматические структуры. В своей активной речи ребенок выражают свои знания, свое понимание окружающей жизни, переживания. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. С удовольствием придумывает сказку, рассказ. Развернуто рассказывает о своих впечатлениях и чувствах. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта; рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. Склонна фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем; умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения, стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает; с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
На занятиях активна, проявляет интерес ко всем видам деятельности, стремится к конечному положительному результату деятельности. Старательна, прилежна.
Ребенок воспитывается в полной семье. Мама и папа систематически интересуются успехами девочки, оказывают необходимую помощь воспитателям. Атмосфера в семье дружелюбная.
Цель: создание необходимых условий для реализации интереса ребёнка к сочинительству.
Задачи:
• способствовать развитию навыков чтения
• продолжать развивать интерес к театрализованной игре через активное вовлечение в игровые действия;
• развивать память;
• содействовать проявлению активности, самостоятельности, эмоциональности и выразительности в движениях и речи;
• воспитывать чувство удовлетворения от совместной с педагогом деятельности.
Месяц Тема Работа с родителями
Сентябрь 1. Дидактическая игра «Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
2. Рассказывание по картине «Осенний лес»
Цель: Учить рассказывать о картине, придерживаясь плана.
Беседа «Одарённый ребёнок : удача или проблема?»
Октябрь 1. Творческое задание «Придумай осеннюю сказку для малышей»
Цель: Учить сочинять сказку, используя план.
2. Участие в театрализованной сказке «Осенние чудеса» (роль ведущей).
Цель: Развивать интерес к театрализованной деятельности.
Консультация «Как развивать уверенность»
Ноябрь 1. Малые фольклорные формы (придумывание загадок)
Цель: Учить придумывать загадки.
2. Участие в районном конкурсе чтецов.
Цель: Развивать активность, самостоятельность,эмоциональностьи выразительность в движениях и речи.
Посещение картинной галереи
Декабрь 1. Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
2. Сочинить новогоднюю сказку для малышей.
Цель: Продолжать учить сочинять сказку, используя план.
Консультация «Словесные формы позитивной оценки действий ребёнка»
Январь 1. Сочинить стихотворение про зиму с использованием мнемосхем.
Цель: Учить сочинять сказку, используя план.
2. Изготовление книжек-малышек со стихами про зверят.
Цель: Развивать активности, самостоятельность.
Изготовление книжек-малышек совместно с ребёнком.
Февраль 1. Игра в рифмы.
Цель: Развивать мышление, память.
2. Игра «Где начало рассказа?»
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Проведение семинара – практикума с родителями одарённых детей «Развиваем творческие способности ребёнка» (помочь родителям в воспитании одарённых детей).
Март 1. Дидактическая игра «Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
2. Участие в театрализованном празднике «Мамин день» (рассказ про маму).
Цель: Учить сочинять рассказ.
Посещение кукольного театра
Апрель 1. Участие в творческом вечере стихов на военную тематику "Хотят ли русские войны"(сочинение на тему «Мой прадед ушёл на войну»)
Цель: Воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ
1. Составление описательного рассказа.
Цель: Совершенствовать умение составлять рассказы, придерживаясь плана. Помощь семьи в написании сочинения.
Май 1. Придумывание сказки об обычных вещах (по мотивам сказок Андерсена).
Цель: Учить сочинять сказки по мотивам произведений.
2. Составление рассказа с опорой на схему «Мой любимый детский сад».
Цель: Учить составлять рассказы на темы из личного опыта.