Папки-передвижки

План семинара-практикума «Интеллектуальная одаренность детей»

Цамалаидзе Лилия
План семинара-практикума «Интеллектуальная одаренность детей»
▼ Скачать +Заказ

Цель: оказать методическую помощь педагогам, имеющим затруднения в деятельности с выявлением и развитием способностей одарённых детей.

Задачи:

1. Выявить наиболее характерные способы для выявления и развития способностей одарённых детей.

2. Разработать различные методы и формы работы с одарёнными детьми для полного раскрытия их способностей.

План семинара – практикума :

1. Вступительная часть.

2. Теоретическая часть.

Публикация «План семинара-практикума „Интеллектуальная одаренность детей“» размещена в разделах

3. Практическая часть.

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же Центра – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в учреждении дополнительного образования должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности.

Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:

1. Наличие специфических стратегий деятельности.

2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемое в общей системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом - сложное.

4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:

1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

3. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверх трудные цели, стремление к совершенству.

Основные виды деятельности детей.

Виды одарённости по критерию «уровень достижений ребёнка» :

1. Способности, превышающие средний уровень способностей их сверстников, в незначительной мере. Однако дети с такой одаренностью имеют, тем не менее, основные отличительные признаки одаренности и должны соответственно оцениваться учителями и школьными психологами.

2. Весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие способности и склонности. Их одаренность, как правило, является очевидной для окружающих, за исключением случаев так называемой скрытой одаренности.

3. Способности, настолько превосходящие среднюю возрастную норму, что это позволяет говорить о таких детях, как о детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой. Любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности.

Таким образом, одаренность оказывается многомерным по своему характеру явлением.

Цели и задачи дополнительного образования в работе с интеллектуальной одарённостью.

Стратегическая цель дополнительного образования детей – переход системы педагогического содействия развитию одаренности из режима управления в режим самоуправления.

• Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей интерактивными, коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

• Образовательная цель – расширение единого образовательного пространства школы для социально- значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

• Развивающая цель - развитие способности одаренных детей квключению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей нашего региона, нашей страны и самой личности.

Целями работы учителей с одаренными детьми являются :

- выявление одаренных детей;

- создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

- создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

Научно-методические основы обновления содержания работы с одаренными детьми

Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка. В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса, как деятель самореализации. Наиболее популярной современной концепцией одаренности является теория известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли. Он считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между 3 основными группами качеств: общие или специальные способности выше среднего, высокий уровень включенности в задачу, высокий уровень креативности.

Принципиально важно то, что Д. Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них. Таким образом, контингент одаренных существенно расширяется, по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений. Трактовка одаренности в концепции “обогащенного обучения” Д. Рензулли соответствует специфическим условиям функционирования образовательной модели нашей школы, поэтому выделенные им факторы одаренности, легли в основу и нашей программы работы с одарёнными детьми. Использование при составлении учебных программ для одаренных детей трактовки одаренности Д. Рензулли, позволяет обучающимся посвящать большую часть времени тем видам деятельности, которые представляют для них наибольший интерес. Основная задача учителя при этом состоит в том, чтобы помочь каждому обучающемуся ставить перед собой посильные задачи, отвечающие его интересам, и овладевать исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач. Эта и работа педагогов в секциях НОУ «Искатель». Д. Рензулли охарактеризовал занятия, построенные в соответствии с принципами концепции «обогащенного обучения», как «выходящие за рамки установленной учебной программы и опережающие её». Во всех случаях, когда происходит развитие способностей ребенка, их реализация, оно в значительной мере становится возможным лишь благодаря самовоспитанию. Принципы концепции свободоспособности (О. Газман) дают возможность одаренному ребенку свободы выбора собственной образовательной траектории (маршрута).

Принципы обучения одаренных детей :

• применение междисциплинарного подхода;

• углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

• поощрение результатов, которые бросают вызов существующим насыщенность учебного материала заданиями открытого типа; взглядам и содержат новые идеи;

• поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

• поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;

• оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;

• установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;

• установка на готовность к риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.

Система образовательного процесса школы, предназначена для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей, позволяющая обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках школьной и внешкольной деятельности.

Стратегии ускорения обучения одаренных детей через обогащение содержания образования.

Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. В результате чего одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.

Стратегия обогащения включает несколько направлений:

• расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний,

• развитие инструментария получения знаний.

Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда входят занятия по решению проблем с применением таких известных техник как мозговой штурм, занятия ориентированные на использование метода проектов, осуществления исследовательской деятельности, развитие личностных характеристик, упражнения на релаксацию. Особое значение придается корректирующим, развивающим и интегративным программам. Развивающие создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы, в них используются такие виды упражнений как ролевой тренинг, обсуждения в малых группах. Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Их можно разделить на направленные на обсуждение жизненных ценностей и связанные с исследованием проблемы самоактуализации.

Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, что не нравятся.

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело.

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, «на лету» схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

Каких «+» у Вас больше? Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко!

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин:

1. Особенности, присущие одарённому ребёнку.

2. Методы, способы выявления и обнаружения одарённых детей.

3. Разработка программ обучения для интеллектуально одарённых детей.

4. Какие условия необходимо создать для учения одарённого ребёнка.

5. Формы и методы работы с одарёнными детьми.

Особенности, присущие одаренным детям

К группе одаренных детей могут быть отнесены учащиеся, которые:

1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных учащихся – сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;

2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

3. Испытывают радость от умственного труда;

4. Высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и не традиционность мышления.

После выявления одаренности детей работа с ними должна вестись 2 группами педагогов: учителями – предметниками, создающими атмосферу эмоциональной включенности, возбуждающими интерес к предмету; наставник (руководитель секции НОУ, учитель – предметник, классный руководитель, психолог,) – помогает в научно – исследовательской работе по выбранной теме; классный руководитель координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося, обеспечивает необходимое общение, связь с родителями. В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей: возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”. Ведь это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они могут иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк, застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе. Методы выявления одаренных детей различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности; специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, одноклассниками; проведение “пробных” уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно- ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п. ; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам “диагностики развития”. Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса должен не только отслеживать актуальный психолого- педагогический статус каждого ребенка школы в самые сложные, критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей. Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

Программы обучения для интеллектуально одаренных детей должны :

1) включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;

2) использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;

3) предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т. д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

4) в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;

5) поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

6) обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

7) предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);

8) включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т. п. ;

9) обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества;

10) способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

11) включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка.

Одним из важнейших условий эффективного обучения детей с разными типами одаренности является разработка таких учебных программ, которые бы в максимальной мере соответствовали качественной специфике конкретного типа одаренности и учитывали внутренние психологические закономерности его формирования. Какие условия необходимо создать для учения одарённого ребёнка? К таким условия мы относим в первую очередь реализацию индивидуальности личности обучающихся. Проведение целенаправленных наблюдений за учебой и внеурочной деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путем: обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности; знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;

выявление мнения родителей о склонностях, круге интересов, особенностях личностного развития их ребенка; периодический сбор сведений среди учителей – предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников; подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности; длительное наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности; проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.

Хочется закончить выступление следующими словами: «К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием.».

Публикации по теме:

Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума «Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС»Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума «Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС» Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума "Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС" 26 февраля 2020.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Фотоотчет семинара-практикума с родителями «Здоровьесберегающие технологии в ДОО»Фотоотчет семинара-практикума с родителями «Здоровьесберегающие технологии в ДОО» Во второй младшей группе "Пчелки" прошёл семинар - практикум на тему: "Здоровьесберегающие технологии в ДОО". Присутствовали: 21 родитель,.

Фотоотчёт о посещении городского семинара-практикума «Истоки традиций. Масленица»Фотоотчёт о посещении городского семинара-практикума «Истоки традиций. Масленица» Масленица считается старинным русским народным праздником. По сути, это прощание с зимой и торжественная встреча красавицы-весны. Конкретной.

Фотоотчёт о посещении городского семинара-практикума «Мастерство и вдохновение»Фотоотчёт о посещении городского семинара-практикума «Мастерство и вдохновение» В середине марта центр эстетического воспитания "Песнохорки" на базе гимназии №131 организовали традиционный городской семинар-практикум.

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возрастаИнтеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста Почему я эту игру отнесла к разряду интеллектуальных? Потому, что, на мой взгляд, её содержание отвечает определению интеллекта, как способности.

Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя»Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя» Подготовили: методист Едокова О. В. ,учитель-логопед Вишнякова Е. Ю. ,педагог-психолог Шишкина И. Е. ,музыкальный руководитель Царева И. Н. Цель:.

Работа с родителями в форме семинара-практикума «Движение и речь»Работа с родителями в форме семинара-практикума «Движение и речь» В нашей группе с родителями был проведен семинар-практикум «Движение и речь». Встреча проходила в теплой домашней обстановке за чашечкой.

Самообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикумаСамообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикума Самообразование педагога. Отчет о посещение семинара-практикума. 11 октября 2016 года я посетила городской семинар-практикум «Информационная.

Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет)Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет) Самообразование педагога «Посещение семинара – практикума»(фотоотчет) «Если не умеешь говорить – учись читать» итальянский гумманист Л. Помпоний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План семинара-практикума «Интеллектуальная одаренность детей»
Опубликовано: 4 апреля 2022 в 13:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План семинара-практикума «Интеллектуальная одаренность детей»» (включая файлы) размещена пользователем Цамалаидзе Лилия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД