Алена
План самообразования во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Работая в детском саду с воспитанниками второй младшей группы, проводя занятия, общаясь с детьми, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого возраста не очень хорошо развита активная речь, у многих детей речь на уровне звукоподражания. Так в чм же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Публикация «План самообразования во второй младшей группе» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи.
Формирование устной речи ребнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи воспитанников», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Изучение научной и учебно-методической литературы по теме:
1. Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры».
2. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения».
3. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду. Младшая группа».
4. Давыдова Т. Н. «Рисуем ладошками».
5. Данилова Е. «Пальчиковые игры».
6. Кольцова М. М. «Развитие моторики».
7. Пименова Е. П. «Пальчиковые игры».
8. Соколова Ю. А. «Игры с пальчиками».
9. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребнка».
10. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики».
11. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».
12. Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь».
Тема: «Развитие речи воспитанников».
Этап работы над темой: 1 год
Дата начала работы над темой: октябрь 2019г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2020г.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей, нетрадиционные техники рисования;
2) Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4) Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.
Форма отчтности:
• Консультации для родителей по развитию мелкой моторики дошкольников, оформление папок-передвижек.
• Открытое занятие по развитию речи «Приглашение в сказку».
• Оформление уголка речевого развития.
• Составление картотеки пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений.
• Выступление детей перед родителями – показ сказки «Заюшкина избушка».
• Публикация статьи «Речевое развитие дошкольников».
• Итоговое родительское собрание (рассказать о проведенной работе, дать рекомендации по работе с детьми в летний период).
• Отчет по теме самообразования.
Формы работы:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)
• массаж кистей рук (су-джок, шишки, релаксаторы);
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
• пальчиковый театр;
• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;
• рисование по трафаретам;
• штриховка в заданном направлении;
• дорисовка (по принципу симметрии);
• дидактические игры;
• шнуровка, пуговицы, прищепки;
• игры с мелкими предметами (сухой бассейн с гидрогелем, камешки марблс);
• пазлы, мозаика, матршки, пирамидки;
• артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.
• рисование пальчиками, ладошками, свечами, мыльными пузырями, крупой.
Перспективный план работы по теме самообразования :
Октябрь
1. Заучивание пальчиковой игры «Замок».
2. Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».
3. Обучение детей игре «Шнуровка».
4. Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».
5. Настольная игра «Мозаика».
6. Игра «Я катаю мой орех».
7. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди
такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
8. Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.
9. «Едет с поля урожай» (аппликация).
Работа с родителями. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
Ноябрь
1. Заучивание пальчиковой игры «Капуста».
2. Пальчиковая игра «Переложи игрушки».
3. Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул»,
«Замок».
4. Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».
5. Настольная игра «Найди фигуре место».
6. «Спрячем ежика в осенних листочках» (кляксография).
7. Разучивание и инсценировка р. н. с. «Заюшкина избушка».
8. Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.
9. Массаж кистей с помощью шишек.
Работа с родителями. Совместное творчество детей и родителей – проект «Книжка-малышка».
Декабрь
1. Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек».
2. Учить детей одевать и раздевать кукол.
3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».
4. Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».
5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).
6. Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик. бутылок).
7. Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.
8. Игры с мелкими предметами (сухой бассейн с гидрогелем).
9. Штриховка.
10. «В лесу родилась елочка» (рисование методом тычка).
Работа с родителями. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук. Участие родителей в изготовлении пособий.
Январь
1. Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение
пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».
2. Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).
3. Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или
пальчиком)
4. Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».
5. Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)
6. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
7. Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.
8. Массаж кистей и пальцев рук с помощью су-джок.
9. Рисование по трафаретам.
10. «Звездное небо» (фотокопия, рисование свечами, коллективная работа).
Работа с родителями. Консультация для родителей по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь».
Февраль
1. Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»
2. Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).
3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».
4. Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.
5. Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»
6. Изготовление подарков к празднику: «День защитников Отечества»
(аппликация).
7. Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.
8. «Снежинка» (рисование крупой).
9. Игры с мелкими предметами (камешки марблс).
10. Учить пересказу известных р. н. с. с использованием мнемотаблиц.
Работа с родителями. Консультация для родителей «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».
Март
1. Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».
2. Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».
3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»
4. Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».
5. Изготовление подарков к празднику: «Международный женский день 8 марта»
(аппликация).
6. Игра «Прищепки»
7. Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке
все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».
8. Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.
9. «Тюльпаны для мамы» (рисование ладошками).
10. Рисование по трафаретам.
Работа с родителями. Создание картотеки потешек для применения их режимных моментах (подъем,умывание и т. д.).
Апрель
1. Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.
2. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски,
треугольники, квадраты).
3. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».
4. Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать»,
«Телевизор» и т. д.
5. Проигрывание с детьми пальчиковым театром р. н. сказок.
6. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.
7. Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.
8. «Подводное царство» (пальцевая живопись, ладошка, оттиск пробкой, рисование солью).
9. Игры с мелкими предметами «Накорми щенков» (баночки с изображением щенков из мультфильма «Щенячий патруль» и фасоль).
10. Учить застегивать и расстегивать пуговицы с помощью наглядных пособий «Божья коровка» и «Мухомор»).
Работа с родителями. Оформление папки-передвижки «Лучшие детские сказки».
Май
1. Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста»,
«Спокойного сна!».
2. «Салют» (аппликация из салфеток, учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки).
3. Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».
4. Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.
5. Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).
6. Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки»,
«Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».
7. Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».
8. Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.
9. «Желтые одуванчики» (рисование мыльными пузырями).
10. Игры с мелкими предметами (крышечки от пюре «Фрутто-няня» и изображения видов транспорта).
Работа с родителями. Подведение итогов. Рассказать об успехах детей, об их достижениях в речевом развитии, об успешной совместной работе воспитателей и родителей, о необходимости продолжать работу и в летний период.
Отчет по теме самообразования «Развитие речи воспитанников»
Тема самообразования «Развитие речи воспитанников» выбрана мной не случайно. Во-первых, данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое, развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Во-вторых, параллельно я пишу курсовую, темой исследования которой выбрано: «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи», где научно обосновано влияние развития мелкой моторики на речь ребенка.
Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодится в жизни. Поэтому именно через с помощью «игры» было решено развивать речь детей.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей, нетрадиционные техники рисования;
2) Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4) Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.
Поставленные задачи решались при выполнении следующих условий:
- подбор речевых упражнений и развивающих игр осуществлялся в соответствии с возрастом и индивидуальным уровнем развития младших дошкольников;
- речевые упражнения и развивающие игры использовались целесообразно и систематически сначала в совместной, а затем и в самостоятельной деятельности;
- для эффективной организации работы регулярно обогащалась соответствующая предметно-развивающаяся среда;
- осуществлялось просвещение родителей в данном направлении.
По данной теме изучена следующая методическая литература:
1. Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры».
2. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения».
3. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду. Младшая группа».
4. Давыдова Т. Н. «Рисуем ладошками».
5. Данилова Е. «Пальчиковые игры».
6. Кольцова М. М. «Развитие моторики».
7. Пименова Е. П. «Пальчиковые игры».
8. Соколова Ю. А. «Игры с пальчиками».
9. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребнка».
10. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики».
11. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».
12. Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь».
Вся работа была направлена на повышение уровня развития речи воспитанников. На начало учебного года во второй младшей группе был разработан план игр и заданий по развитию речи в совместной и самостоятельной деятельности. Игры вводились постепенно и целенаправленно: сначала пальчиковые игры, к ним постепенно были добавлены подвижные игры словесного плана, затем дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика, позже – настольные дидактические игры, нетрадиционные техники рисования.
В работе с воспитанниками были использованы следующие методы и приемы:
Наглядные (использование иллюстраций при работе с пальчиковыми играми со стихами и скороговорками; показ движений рук и пальцев в процессе проговаривания пальчиковых игр; показ артикуляционных упражнений; множественные иллюстрации в настольных дидактических играх)
Словесные (проговаривание пальчиковых игр и скороговорок; словесное оговаривание полученного результата после сбора карточек в настольных дидактических играх)
Практические (работа с настольно-дидактическими играми и пособиями; разучивание и инсценировка р. н. с. на утреннике; игры с пальчиками и «зарядка» с язычком; применение нетрадиционных техник рисования)
В ходе работы была организована работа с родителями по данному направлению:
-были представлены консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста», «Развиваем пальчики, улучшаем речь», «Почему сдетьми надо проводить речевые пальчиковые игры», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры»;
-совместное творчество детей и родителей – проект «Книжка-малышка»;
-выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук, участие родителей в изготовлении пособий;
-создание картотеки потешек для применения в режимных моментах;
-оформление папки-передвижки «Лучшие детские сказки»;
-проведено родительское собрание, где были подведены итоги работы за текущий учебный год, сказано об успехах детей, об их достижениях в речевом развитии, об успешной совместной работе воспитателей и родителей, о необходимости продолжать работу и в летний период.
В течение года было проведено открытое занятие по речевому развитию на тему «Приглашение в сказку», посетила открытые занятия коллег по речевому развитию и выслушала их доклады и выступления на педсовете; оформила уголок речевого развития детей; составила картотеки пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик и дыхательных упражнений; опубликовала статью «Речевое развитие дошкольников» в электронном журнале; провела консультации для родителей и оформила папки-передвижки по теме самообразования; подготовка детей и выступление на утреннике с инсценировкой р. н. с. «Заюшкина избушка».
Проведя работу, было выявлено, что в игровой деятельности речь ребенка достаточно хорошо развивается. Игровая и творческая деятельность, театрализованные представления и всевозможные игры раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, тем самым обогащают эмоциональную сферу дошкольника адекватно содержанию текста.
В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения. Следовательно, игра является неотъемлемой частью жизни ребенка-дошкольника. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать.
В результате изучения темы самообразования : «Развитие речи воспитанников» сделала следующие выводы, что работа должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (одевание, умывание, завтрак, обед и т. п.) игры (дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные и др.,) занятия, трудовую деятельность, экскурсии и прогулки. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая опыт. Однако, следует помнить: развитие речи детей младшего дошкольного возраста должно производиться с учётом их возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей.
Проводимая работа дала положительные результаты. Но на этом, я считаю, останавливаться не надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.
В дальнейшем, чтобы работа велась планомерно необходимо :
1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию речи детей.
2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию речи.
3. Познакомиться с новыми инновационными технологиями через предметные издания и интернет.