Ольга Баринова
План самообразования «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников
МБДОУ Шалдежский детский сад «Теремок» структурное подразделение группа «Лучик»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников».
Воспитатель : Баринова О. В.
Начало работы над темой: 01.09.2017г.
Окончание работы над темой: 31.05. 2018г.
План работы над темой.
1. Организационно-ознакомительный (диагностический) этап.
(Сентябрь - октябрь 2017г.)
Актуальность темы
Публикация «План самообразования „Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В. А. Сухомлинский)
С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.
Определение целей и задач работы над темой.
Цель: Повышение профессионального уровня.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы
2. Изучить психолого-педагогические особенности детей
3. Изучить особенности организации игровых моментов в группе
Подбор и изучение психолога – педагогической, методической литературы по теме (в течение года)
1. Изучение нормативно – правовых документов.
2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 304 с.
3. Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста : теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.
4. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение, 2006. – 112 с.
5. Играют взрослые и дети : из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с. 6. Максаков А. И. Учите, играя : Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2011. – 144 с.
7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2010. – 160 с
2. Основной (практический) этап (октябрь – май)
Всю работу разбила на три этапа:
1 подготовительный (сентябрь – октябрь)
2 основной
3 заключительный
Работа с детьми:
Формы и методы работы с детьми:
Игры детей могут происходить в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности должны быть созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.
В физическом направлении развития детей создается зона двигательной активности. В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной игровой деятельностью.
Для социально-личностного направления развития детей создаются центры сюжетно-ролевых игр, мини-музей кукол; центр ряженья, который позволяет изменить свой облик, и позволит наблюдать эти изменения, познавая себя.
В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин», «Парикмахерская» и т. д. дети играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения.
Для художественно-эстетического направления развития детей есть центр творчества, центр музыкально театрализованной деятельности. В этих центрах содержатся образовательные области : художественное творчество, музыка. Интегративная направленность на поддержание и развитие у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной деятельности, воспитанию эстетических чувств.
В центре искусства дети лепят, рисуют.
В центре музыкально-театрализованной деятельности дети играют на музыкальных инструментах, обыгрывают различные виды театров (настольный, пальчиковый, театр картинок.)
В познавательном, речевом развитии ребенка создается центр речевого развития «Мы познаем мир», «Здравствуй, книжка», центр развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция данных центров направлена на развитие познавательной активности детей; приобщению к чтению познавательной и художественной литературы; формирование сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения. В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами, шнуровки, разные виды мозаик.
Работа организуется по двум направлениям:
- проводятся игры-занятия с небольшой группой детей и индивидуально;
- побуждать детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом.
В дидактических играх содержание и правила во многом зависят от воспитательных задач, которые мы ставим перед детьми. Для дидактических игр большое значение имеет:
- наглядность
- сюжет
- слово
Все игры детей развиваются под руководством воспитателя, он знакомит их с окружающей жизнью, обогащает их впечатлениями, оказывает помощь в организации и проведении игр.
Работа с родителями:
Родительское собрание на тему : «Игры и игрушки наших детей» (Октябрь 2017г.)
Папка-передвижка: «Воспитание дружеских отношений в игре» (в течении года)
Анкетирование «Любит ли играть ваш ребёнок?» (Ноябрь 2017г.)
Памятка для родителей: «Чему научит игра?» (Декабрь 2017г.) Консультация: «Сколько игрушек и каких важно иметь в игровом уголке?» (Февраль 2018г.)
Выставка детских рисунков: «Играя - учимся, играя—познаём!» (Февраль 2018г.) Вечер игр: «Весёлые игры» (Март 2018г)
Буклет для родителей: «Игры на внимание» (Апрель 2018г.)
Неделя игры в детском саду (Май 2018г.)
Взаимодействие с педагогами.
Посещение МО, изучение опытов других воспитателей с использованием статей из журналов и интернет источников. (В течение года)
3. Заключительный (обобщающий) этап
Создать картотеки игр. Пополнение атрибутами центров для игр: центры сюжетно-ролевых игр, центр ряженья, центр творчества, центр музыкально театрализованной деятельности и так далее. Составление конспектов.
Проект на тему: «Игра как средство развитие речи»
Отчёт по проделанной работе по плану самообразования на педагогическом совете (май)
«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
В современных условиях детского сада так трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни группы и детского сада. Только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни и сочувствовать, который может всё!
Ведь именно во взаимодействии и сотрудничестве с родителями можно добиться полноценного развития ребенка, правильного его воспитания. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности воспитателей, родителей и детей. При этом целью семейного воспитания, так же как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка.
К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Воспитатели стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т. е. обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают.
Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Возникает вопрос: почему воспитатели и родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками? Мне кажется, что они просто не знают основные функции игры, а ведь их много, это и воспитательная функция, и развивающая, обучающая, организаторская, коррекционная, реабилитационная, а так же функция саморазвития.
Ведь в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Игровой опыт каждого ребенка становится предметом осмысления воспитателя. Я задаю себе множество вопросов: почему ребенок играет постоянно в одни и те же игры? Почему его игровые действия мало прогрессируют и сохраняют рисунок, свойственный малышам? Почему ребенок всегда находится "в тени игры" и выполняет только второстепенные роли или просто наблюдает за играми других? Почему дети не играют? Почему родители не играют с детьми? А как здорово всё делать вместе —играть, гулять, разговаривать на разные темы, делиться секретами, придумывать разные истории, делать поделки. Не удивительно, что проблема игры привлекала меня для создания этого проекта.
Ответы на эти вопросы помогают мне найти правильную тактику подхода к детям. Я это хочу донести до родителей моих воспитанников, проводя с ними необычные беседы, консультации, семинары, практикумы, родительские собрания по разным интересным темам, которые так их волнуют. Опираюсь на запросы родителей, а эти запросы легко выявить по анкетированию, а бывает, освещаю те темы и вопросы, которые интересны нам воспитателям и, думаю, будут интересны родителям.
Наблюдая за играми детей, необходимо помнить особенности ребенка средней группы : он, как и младший дошкольник, любит многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты. Поэтому, если сюжет игры воспроизводится с энтузиазмом и увлечением, не надо побуждать детей к новой игре. Пусть они насладятся знакомым сюжетом в полной мере. Если же в игре наблюдается снижение эмоционального фона, речевой активности, игра быстро сворачивается, – это сигнал о необходимости дальнейшего развития игровых интересов и воображения
Ребенок среднего дошкольного возраста придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы.
В условиях современного общества у большинства родителей формируется понятие о том, что развивать ребенка нужно только обучая его, а игровая форма обучения это просто приятное времяпрепровождение. По их мнению, жестко поставленные рамки и явная цель дает более лучший результат, чем ребенок, который развивается играя. Интенсивный жизненный ритм, быстрая динамика смены действий, нацелена на достижение результатов проецируемых на своих маленьких детей без учета психологических и возрастных возможностей, индивидуальных и физиологических особенностей. Таким образом, возникает противоречие, с одной стороны- возможность и необходимость всестороннего развития ребенка с активным участием родителей, с другой- отсутствие понимания того, что сильные перегрузы несопоставимые с возрастом ребенка задачи могут вызвать серьезные психические нарушения, ограничить в адаптации к социуму, развивать фобии, поэтому разъяснение о том, что игра является ведущей формой развития позволяющая всесторонне охватить интересы и потребности ребенка соответствует его возрасту привели в выбору темы проекта.
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
Для развития ребенка важно научить играть, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО) :
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам
• • других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.