Светлана Петровская
Сказкотерапия как средство развития связной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
КАРТА САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА на 2020-2021гг
Петровская Светлана Валерьевна
Тема по самообразованию: «Сказкотерапия, как средство развития связной речи у дошкольников»
Цель: повысить профессиональную компетентности педагога по вопросу развития речевой системы детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Задачи:
1. Изучение методической литературы по данной теме.
Публикация «Сказкотерапия как средство развития связной речи у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
2. Применение полученных знаний в работе с детьми.
3. Сотрудничество с другими педагогами, изучение опыта работы.
4. Обобщение опыта работы по данной теме.
Работа ведется по направлениям:
1. Чтение, прослушивание сказок.
2. Рассказывание сказки
3. Анализ сказки
4. Рисование сказки
5. Инсценировка сказки
6. Сочинение сказок
7. Работа с родителями
Форма работы:
• чтение, прослушивание сказок;
• рассказывание, пересказ по опорному плану;
• обсуждение и словесный анализ;
• рисование сказки и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением смысла изображаемых событий;
• артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, арт-терапия;
• театрализация — роль исполняется самостоятельно или с помощью игрушек;
• изотерапия: марания, техника каракуль, рисование листьями, песком и манкой, другими сыпучими материалами, монотипия (рисование с помощью уникального отпечатка);
• дидактическая, ролевая, театрализованная, подвижная игра (куклотерапия, песочная терапия, инсценировки, психодинамические упражнения на релаксацию);
• сочинение собственных сказочных сюжетов;
• решение сказочных задач, выполнение творческих заданий (смена места, времени, событий, введение нового сказочного героя, перепутывание сюжетов);
• подготовка декораций, костюмов и масок к сказкам: рисование, аппликация, лепка и т. д
Предполагаемый результат:
- знание определенных сказочных сюжетов;
- умение понимать сюжетную линию сказки;
- развивается речь детей; умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;
- выражать свои мысли и чувства в речи;
- умение передавать художественный образ в рисунке, в словесной форме;
-развитие потенциала, фантазии, воображения, способность к словотворчеству.
Представление результата и распространение опыта: творческий отчет, создание презентации для педагогов.
Необходимая методическая помощь: консультации по детской педагогике и психологии, отдельным методикам, просмотр занятий, курсы, лекции, вебинары.
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2020 – 2021 уч. год подготовительная группа.
1 Сентябрь
Этапы
1. Изучение методической и научно-популярной литературы, обзор публикаций в журналах и Интернет-ресурса на выбранную тему по самообразованию.
2. Подбор дидактических игр и упражнений. Подбор русских народных сказок, соответствующих лексическим темам недели.
3. Познакомить родителей с задачей на учебный год «Развитие речи дошкольников через сказкотерапию». Анкетирование родителей воспитанников «Сказка в воспитании ребенка».
Цель:
Определить уровень развития речи детей – диагностирование. Выявление трудностей у детей. Подбор и приобретение необходимого материала и оборудование по теме самообразования.
Материал
Подбор и изучение педагогической литературы.
2 Октябрь
Этапы:
1. Беседа с детьми по теме «Что такое сказка»
2. Чтение русских народных сказок.
3. Пальчиковая игра «КОЛОБОК»
4. Дидактическая игра «Отгадай-ка!»
5. Игры и упражнения для развития связной речи
6. Консультация: «Роль сказки в развитии детей»
7. Список рекомендованных произведений для домашнего чтения.
Цель:
Развивать интерес к прослушиванию произведений.
Учить выделять смысл сказки, правильно излагать свои мысли.
Способствовать развитию подвижности и гибкости кистей рук детей, развитию речи.
Учить детей отгадывать сказку по словам героев.
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде сюжетных картинок из сказки, отображающих последовательность событий.
Материал:
Русские народные сказки:
Гуси-лебеди
https://nukadeti.ru/skazki/gusi_lebedi
Война грибов
https://nukadeti.ru/skazki/vojna-gribov
Колобок
https://nukadeti.ru/skazki/kolobok
Как собака друга искала
https://nukadeti.ru/skazki/kak_sobaka_druga_iskala
Сюжетные картинки по русским народным сказкам.
Материал для игр.
3 Ноябрь
Этапы:
1. Чтение русских народных сказок.
2. Игры с кубиками: «Собери сказку»
3. Рассматривание игрушек и иллюстрации к сказкам;
4. Взаимодействие с логопедом и муз. руководителем: открытый показ сценки «На лесной полянке»
5. Памятка для родителей по обучению связной речи.
6. Список рекомендованных произведений для домашнего чтения.
7. Проведение индивидуальных консультаций и бесед для родителей.
Цель:
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде сюжетных картинок из сказки, отображающих последовательность событий.
Развитие внимания, памяти, речи.
Вызвать желание участвовать в театрализованной игре.
Материал:
Сивка-Бурка
https://nukadeti.ru/skazki/sivka_burka
Лиса, заяц и петух
https://nukadeti.ru/skazki/lisa_zayac_i_petukh
Лисичка-сестричка и волк
https://nukadeti.ru/skazki/lisichka_sestrichka_i_volk
Волк и козлята
https://nukadeti.ru/skazki/bratya_grimm_volk_i_semero_kozlyat
Сюжетные картинки по русским народным сказкам.
Костюмы героев для сценки.
Иллюстрации к сказкам, игрушки. Кубики.
Материал для игр.
4 Декабрь
Этапы:
1. Чтение русских народных сказок.
2. Инсценировка сказки «Зимовье зверей»
3. Консультация: «Игры (дидактические и лексико – грамматические, влияющие на развитие связной речи детей».
4. Список рекомендованных произведений для домашнего чтения.
Цель:
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде сюжетных картинок из сказки, отображающих последовательность событий.
Познакомить с волшебным миром театра.
Развивать эмоциональный мир ребёнка,
обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния.
Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.
Материалы:
Зимовье зверей
https://nukadeti.ru/skazki/zimove_zverej
Лиса и тетерев
https://nukadeti.ru/skazki/lisa_i_teterev
Красная Шапочка
https://nukadeti.ru/skazki/sharl-perro-krasnaya-shapochka
Ёлка - сказка Сутеева
https://nukadeti.ru/skazki/vladimir-suteev-jolka
Морозко
https://nukadeti.ru/skazki/morozko
Сюжетные картинки по русским народным сказкам.
Костюмы героев для инсценировки.
Пальчиковый театр.
Материал для игр.
5 Январь
Этапы:
1. Чтение русских народных сказок.
2. Инсценировка сказки «Три медведя» с помощью театра на ложках
3. Мимика – «Подбери маску».
4. Этюды «Зеркало»
Цель:
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде сюжетных картинок из сказки, отображающих последовательность событий.
Учить видеть в различных предметах возможных заместителей других предметов, пригодных для той или иной игры, учить пользоваться заместителями, соотносить картинки с определёнными значками.
Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.
Развивать умение выражать свои эмоции жестами, мимикой.
Продолжать развивать умение использовать заместители персонажей сказки, умение понимать сказку на основе построения наглядной модели.
Материал:
Заяц хвастун
https://nukadeti.ru/skazki/zayac_khvastun
Три медведя
https://nukadeti.ru/skazki/tri_medvedya
Сюжетные картинки по русским народным сказкам.
Театр на ложках.
Материал для игр.
6 Февраль
Этапы:
1. Чтение русских народных сказок.
2. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».
3. Пантомимика – игра «Кто как ходит»
4. Консультация для родителей: «Список рекомендованных произведений для домашнего чтения»
5. Индивидуальные беседы с родителями.
Цель:
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде сюжетных картинок из сказки, отображающих последовательность событий.
Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.
Материал:
Лисичка со скалочкой
https://nukadeti.ru/skazki/lisichka-so-skalochkoj
Мужик и медведь
https://nukadeti.ru/skazki/muzhik-i-medved
Рассказ Цветок Бориса Житкова
https://nukadeti.ru/skazki/boris-zhitkov-cvetok
Каша из топора
https://nukadeti.ru/skazki/kasha_iz_topora
Сюжетные картинки по русским народным сказкам.
Разные виды театров.
Материал для игр.
7 Март
Этапы:
1. Чтение русских народных сказок.
2. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»
3. Моделирование сказки «Теремок»
4. Этюды «Зеркало»
5. Список рекомендованных произведений для домашнего чтения.
Цель:
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде сюжетных картинок из сказки, отображающих последовательность событий.
Развитие речи.
Развитие фантазии.
Материал:
Терешечка
https://nukadeti.ru/skazki/terjoshechka
Заюшкина избушка
https://nukadeti.ru/skazki/zayushkina_izbushka
Теремок
https://nukadeti.ru/skazki/teremok
Лиса и журавль
https://nukadeti.ru/skazki/lisa_i_zhuravl
Крылатый, мохнатый да масленый
https://nukadeti.ru/skazki/krylatyj-mokhnatyj-da-maslenyj
Сюжетные картинки по русским народным сказкам.
Костюмы героев для инсценировки.
Материал для конструирования (кубики деревянные, цветная бумага, клей)
Материал для игр.
8 Апрель
Этапы:
1. Чтение русских народных сказок.
2. Жесты – этюды на выразительность жестов.
3. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».
4. Игра-пантомима «Поиграем-угадаем» А. Босеева.
5. Театрализованные этюды «Весна!»
6. Чтение стихов о весне.
7. Список рекомендованных произведений для домашнего чтения.
Цель:
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде сюжетных картинок из сказки, отображающих последовательность событий.
Учить детей, не говоря ни слова, с помощью языка выразительных движений показывать своё настроение.
Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.
Материал:
Медведь и солнце — рассказ Николая Сладкова
https://nukadeti.ru/skazki/medved-i-solnce
Лиса и рак
https://nukadeti.ru/skazki/lisa_i_rak
По щучьему велению
https://nukadeti.ru/skazki/po-shhuchemu-veleniyu
Лев и Коза
https://nukadeti.ru/skazki/lev_i_koza
Сюжетные картинки по русским народным сказкам.
Материал для игр.
9Май
Этапы:
1. Чтение русских народных сказок.
2. Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»
3. Список рекомендованных произведений для домашнего чтения.
4. Анкетирование родителей воспитанников «Сказка в воспитании ребенка».
Цель:
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде сюжетных картинок из сказки, отображающих последовательность событий.
Материал:
Никита Кожемяка
https://nukadeti.ru/skazki/nikita_kozhemyaka
Муха-Цокотуха
https://nukadeti.ru/skazki/chukovskij_mukha_cokotukha
Полкан и медведь
https://nukadeti.ru/skazki/polkan_i_medved
Лиса и козёл
https://nukadeti.ru/skazki/lisa_i_kozel
Сюжетные картинки по русским народным сказкам.
Материал для игр.