Эльвира Музяева
План по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»
▼ Скачать +Заказ
«Учите ребенка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам
— он будет долго напрасно
мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
К. Д. Ушинский
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Актуальность
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Поэтому важно использовать более эффективные, интересные, занимательные для детей приемы и средства. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Публикация «План по самообразованию „Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством наглядного моделирования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Повышение собственного профессионального уровня, мастерства и компетентности путем изучения наглядного моделирования.
Задачи работы:
1. Изучить методики, технологии по данной теме;
2. Изучить особенности для построения соответствующей работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста;
3. Изучить педагогическую литературу, опыт работы других педагогов по теме;
4. Определить эффективность работы (системы работы) по применению наглядного моделирования у детей младшего дошкольного возраста;
5. Составить план работы по данной теме.
Предполагаемый результат:
1. Повышение уровня самообразования посредством изучения литературы, информационных интернет ресурсов и опыта коллег;
2. Активизация родителей в совместную деятельность;
3. Расширение и обогащение словаря, развитие связной речи воспитанников младшей группы;
4. Улучшение показателей связности речи у детей.
Чей опыт предполагается изучить по данной теме:
1. Т. А. Ткаченко «Методика использования схем и моделей»
2. В К. Воробьева «Сенсорно-графические схемы»
3. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
4. И. А. Поташко «Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных
представлений у дошкольников»
5. Л. В. Омельченко «Использование приёмов
мнемотехники в развитии связной речи»
План работы по самообразованию
На 2020-2021 учебный год
№ Содержание работы Срок выполнения
Информационно – подготовительный этап
1. Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования. Октябрь-Декабрь
2020г.
2. Изучение дидактического пособия Н. В. Нищеева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»
Ноябрь
2020г.
3. Методическое пособие Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Декабрь 2020г.
4. Подготовка к выступлению на педсовете для педагогов «Наглядное моделирование как
эффективное средство развития речи» Январь 2021 г.
5. Подготовка к проведению родительского всеобуча на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Февраль 2021 г.
6. Изучение методической литературы, статей в журналах, газетах, интернет -ресурсах направленных на развитие речи у детей дошкольного возраста.
В течение года
Практический этап
1. Картотека занятий с детьми младшего дошкольного возраста с использованием наглядного моделирования. В течение года
2. Создание картотеки стихов и мнемотаблиц
для заучивания с детьми 2–3 лет.
В течение года
3. Создание картотеки с использованием мнемотаблиц
«Сказки для малышей» В течение года
4. Разработка информационного материала для родителей. Январь-февраль
5. Выступление на педсовете «Наглядное
моделирование как эффективное средство развития речи» (презентация) Февраль
6. Организационно-образовательная деятельность с использованием метода наглядного моделирования «Куда убежал снег?» Февраль
7. Пополнение наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала в группе. В течение года
10. Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию по теме «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством наглядного моделирования» (презентация). Май
Работа с родителями
1. Консультации для родителей:
1. «Как помочь ребенку заговорить»
2. «Мнемотехника для малышей. Развиваем память"
3. «Использование мнемотехники в развитии речи детей».
Памятка для родителей «Как работать
с мнемотаблицами» В течение года
2. Родительский всеобуч «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Март
План работы по самообразованию
На 2021-2022 учебный год
№ Содержание работы Срок выполнения
Информационно – подготовительный этап
1. Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования. Октябрь-Декабрь
2021г.
2. Методическое пособие Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Декабрь 2021г.
3. Подготовка к выступлению на педсовете для педагогов «Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»
эффективное средство развития речи» Январь 2021 г.
4. Подготовка к проведению родительского всеобуча на тему «Секреты развития речи»
Февраль 2022 г.
5. Изучение темы «Инновационные
образовательные технологии по формированию связной речи у детей дошкольного возраста» Октябрь- Январь
6. Изучение методической литературы, статей в журналах, газетах, интернет- ресурсах направленных на развитие речи у детей дошкольного возраста.
В течение года
Практический этап
1. Создание с картотеки с использованием мнемотаблиц «Сказки» В течение года
2. Изготовление атрибутов к играм-драматизациям В течение года
3. Организационно-образовательная деятельность с использованием метода наглядного моделирования «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» Декабрь
4. Разработка информационного материала для родителей. Речевые игры своими руками. Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр по развитию речи. Январь
5. Выставка детских работ «Моя любимая сказка». Январь
6. Выступление на педсовете «Наглядное
моделирование как эффективное средство развития речи» (презентация) Февраль
7. Пополнение наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала в группе. В течение года
8. Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию по теме «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством наглядного моделирования» (презентация). Май
Работа с детьми
1. Рассказывание сказки «Репка» с использованием моделирования
Модель : вырезанный из желтой бумаги кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей.
Первый этап: выразительное чтение сказки, обсуждение с детьми, кого из героев сказки будет заменять та или иная полоска.
Второй этап: по мере прочтения сказки, дети раскладывают заместители в нужном порядке. Сентябрь
2. Рассказывание сказки по мнемотаблице
Л. Толстого «Три медведя» Ноябрь
3. Дидактическая игра «Расскажи сказку» по серии картинок. Декабрь
4. Рассказывание сказки
«Рукавичка» с использованием моделирования
Модель : рукавичка, 7 геометрических фигур разных по величине, и цвету.
Январь
5. 1. Рассказывание сказки по мнемотаблице
«Лиса, заяц и петух»
2. Пересказ сказки с использованием наглядного моделирования.
Модель : круги одинакового размера, но разных цветов: белый (заяц, оранжевый (лиса, серый (собака, коричневый (медведь, красный (петух).
На столе декорации, вырезанные из бумаги: домики (лисы и зайца) и елочки.
Март
6. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото) В течение года
7. Заучивание стихов с помощью наглядного
моделирования. В течение года
Работа с родителями
1. Консультации для родителей
1. Консультация для родителей по теме: Что такое моделирование?
2. Памятка: «Развитие связной речи детей через использование приема моделирование»
3. Консультация для родителей «О пользе чтения книг дошкольникам».
4. Мастер-класс для родителей «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми».
Цель: Ознакомление и последующее применение родителями мнемотаблиц в домашних условиях.
5. Оформление папки – передвижки
«Речевые игры»;
«Читаем ребёнку правильные сказки»;
«Как и зачем учить стихи с ребёнком». В течение года
2. Родительский всеобуч «Секреты развития речи» Февраль