Наталья Шиловская
Педагогический проект. Адаптация детей раннего возраста к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта педагогический.
Участники проекта : воспитатели, педагог психолог, муз. руководитель, методист, заведующая, родители.
Сроки проекта : 2 месяца (сентябрь, октябрь).
Проблема
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Проблема адаптации детей к ДОУ – одна из главных в работе педагогов и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для детей. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей младшего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Для оптимального течения адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста необходимо взаимодействие как педагогов и специалистов детского сада, так и родителей, объединяющих свои усилия и обеспечивающих малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Актуальность
Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. От того, как он пройдет, зависит формирование основных базисных новообразований детей раннего возраста.
С поступлением ребё нка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений:
- строгий режим дня; - отсутствие родителей в течение 9 и более часов;
- новые требования к поведению; - постоянный контакт со сверстниками;
- новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;
- другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т. е адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Общая задача нас, педагогов и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Цель проекта : - создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
Задачи:
1. Привлечь внимание родителей к периоду адаптации ребенка к условиям ДОУ, вызвать желание участвовать в совместной работе с педагогами, направленной на помощь ребенку в адаптации к условиям ДОУ.
2. Формировать знания о специфике развития ребенка раннего возраста и особенностях адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
3. Обеспечить включнность родителей в процесс совместной с педагогами деятельности, направленной на помощь ребенку в адаптации к условиям ДОУ.
4. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
Гипотеза: если во взаимодействие с семьями детей раннего возраста вести предварительную работу перед поступлением детей в детский сад (путём консультирования, родительских собраний, знакомства с режимом детского сада, использованием игр и мероприятий по сближению детей друг с другом и взрослыми в период адаптации, то адаптация к условиям детского сада пройдёт в короткие сроки, достаточно легко, не нанося вреда здоровью ребёнка.
Этапы проекта :
Содержание Сроки Ответственные
1 этап Подготовительный этап
- Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;
-Заключение договора с родителями;
- Организационное родительское собрание по теме «Адаптация детей в ДОУ»;
- Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»;
-Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;
- Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;
-создание методического обеспечения;
-подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
- разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
- разработка анкет для родителей;
-создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группе;
-помещение информации в родительский уголок.
На данном этапе ожидается сформировать доброжелательное отношение родителей к группе, которую будет посещать ребенок.
Сентябрь
Сентябрь
Воспитатели
Методист
Заведующая
Воспитатели
Педагог психолог
Воспитатели
Воспитатели
методист
2этап Основной:
- знакомство с семьей;
-ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
- информационная деятельность:
-организованные тематические встречи;
- беседы с родителями.
-Индивидуальные беседы и консультации с родителями:
- практическая деятельность:
-совместные праздники, развлечения;
Работа с родителями:
1. Групповое и индивидуальное консультирование родителей - повышение психолого - педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Круглые столы, семинары - практикумы, родительские клубы, родительские собрания – способствуют овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе дети - родители.
3. Подбор специальной психолого - педагогической литературы по вопросу адаптации детей к условиям детского сада.
4. Анкетирование родителей – изучение уровня адаптации и удовлетворенности родителями работой.
5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Работа с педагогами :
1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду.
2. Круглые столы, семинары - практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ.
3. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
4. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми.
5. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
6. Тренинги - способствуют снятию эмоционального напряжения, формирование гуманистической позиции в общении с детьми младшего возраста; обучение педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка.
На данном этапе ожидается Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.
Сентябрь
Октябрь
Сентябрь
Октябрь
Сентябрь
Октябрь
Сентябрь
Октябрь
Сентябрь
Октябрь
Воспитатели
Заведующая
Методист
Педагог психолог.
Муз. руководитель
Педагог психолог
Воспитатели
Воспитатели
Педагог психолог
Методист
Методист
Педагог психолог
Методист
Педагог психолог
3 этап Заключительный
Задачи работы с родителями:
1. Формирование положительного настроя на поступление в детский сад.
2. Снижение эмоционального напряжения и тревоги.
3. Просвещение родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению ДОУ.
Задачи работы с педагогами :
1. Актуализировать знания педагогов о возрастных особенностях детей.
2. Развивать профессиональные компетенции, профессионально - личностные качества, способствующие построению эмоционально доверительных отношений с воспитанниками и родителями.
На данном этапе ожидается:
Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с родителями.
Октябрь
Октябрь
Воспитатели
Методист
Педагог психолог
Методист
Педагог психолог
Предполагаемый продукт проекта.
Работа с родителями.
1. Групповое и индивидуальное консультирование родителей - повышение психолого - педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Круглые столы, семинары - практикумы, родительские клубы, родительские собрания – способствуют овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе дети - родители.
3. Подбор специальной психолого - педагогической литературы по вопросу адаптации детей к условиям детского сада.
4. Анкетирование родителей – изучение уровня адаптации и удовлетворенности родителями работой.
5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
6. Презентация по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ».
Работа с педагогами.
1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду.
2. Круглые столы, семинары - практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ.
3. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
4. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми.
5. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
6. Тренинги - способствуют снятию эмоционального напряжения, формирование гуманистической позиции в общении с детьми младшего возраста; обучение педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка.
Ожидаемый результат:
1. Сформированное доброжелательное отношение родителей к группе, которую будет посещать ребенок.
2. Просвещение родителей с целью формирования единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей.
3. Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.
4. Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников.
5. Активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.
На сроки проекта могут повлиять следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка, и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость, посещаемость, недостаточная заинтересованность, и активность родителей в педагогическом процессе; невозможность родителей активно принимать участие в мероприятиях, организуемых ДОУ, из за сильной загруженности.
Выводы.
Сопровождение адаптации детей к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов детского сада при обязательной поддержке родителей и включает следующие направления деятельности: психологическую и педагогическую диагностику, консультирование, методическую и организационную работу. По моему мнению, педагог – профессионал должен владеть целым арсеналом приемов, позволяющих тормозить негативные эмоции малыша в период адаптации, педагог должен уметь проектировать взаимодействие с родителями своих воспитанников, давать необходимые рекомендации родителям и сам придерживается определенных правил. В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование (см. приложение, папки-передвижки, консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания. Фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого педагога, который, несомненно, должен любить детей, быть внимательным, отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в ДОУ: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т. д. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша и активно взаимодействовать с детским садом, помогая сделать адаптацию ребенка максимально безболезненной.
От того, как прошло детство, кто вл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский