Галина Кузнецова
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство - период интенсивного развития ребенка. Опыт, приобретенный ребенком в это время, во многом определяет его будущую взрослую жизнь. Приходит время, когда ребенку недостаточно общения только с близкими людьми: нужны друзья, новые впечатления, развитие в социуме. И ребенок идет в детский сад. Чтобы малышу было комфортно в дошкольном учреждении, необходим комплексный подход к решению проблем адаптации.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
Поступление в ДОУ – это серьезное стрессовое переживание, которое отражается на психофизическом состоянии ребенка. От того как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт. От своевременного решения проблем адаптационного периода зависит уровень физической и умственной работоспособности, а так же здоровья ребенка. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Н. Д. Ватутина, Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, К. Л. Печора, Р. В. Тонкова- Ямпольская, В. А. Сухомлинский. Авторы пришли к выводу, что важная роль отводится воспитателю, а именно его работе с семьей ребенка.
В адаптационный период дети испытывают эмоционально отрицательные переживания: страх, тоску, тревожность, ухудшение самочувствия, частую смену настроения, что в последствие может привести к заболеваемости ребенка. Малыш включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя, согласования намерений и желаний разных детей.
Практика показывает, что при поступлении в детский сад ежегодно выделяется небольшая группа детей с осложненным течением адаптационного периода. Чтобы адаптация ребенка была максимально безболезненной, усилия педагогов и родителей должны быть сконцентрированы на создании нормального психологического климата ребенка, как в стенах ДОУ, так и за пределами.
В своей работе изначально планирую и провожуродительское собрание, на котором родители получают рекомендации, как готовить ребенка к поступлению в ДОУ: говорим о необходимости приблизить режим дня ребенка к принятому в саду, обсуждаем : почему важно формировать у ребенка навыки самообслуживания, как помочь ребенку адаптироваться. Так же советую родителям познакомить ребенка с участком в детском саду, приводить на адаптационные прогулки.
Взрослые, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за своего малыша. Считаю своей задачей подготовить и родителей к поступлению малыша в детский сад: успокоить их, настроить на позитивную адаптацию, подчеркнуть важность организации подготовительного периода, что в дальнейшем позволит пройти адаптацию легче и гораздо спокойнее.
Важнейшей задачей родителей является мотивация ребенка, формирование у него заинтересованности в посещении дошкольного учреждения. Для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендую прогулки и игры совместно с другими детьми, участие в детских коллективных мероприятиях. Советую родителям проводить с ребенком беседы о поступлении в детское учреждение. Возможность посещать детский сад в них должна подаваться как нечто важное, значительное. Можно почитать малышу книги о ребятах в детском саду, поиграть в «детский сад», сходить туда на день открытых дверей. Ни в коем случае нельзя пугать детским садом или показывать свою тревогу и обеспокоенность.
В работе с детьми:провожу адаптационные игры-занятия. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения. Дети двух – трех лет еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут наблюдать друг за другом, прыгать, повторять движения педагога и оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению других детей. Взрослый должен научить их общаться и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.
Важным моментом при проведении игровых упражнений является эмоциональный настрой педагога. Прежде всего педагог должен заряжать детей своей эмоциональностью, радостью, добротой, хорошим настроением, стараясь отвлечь их от негативных переживаний, переключив внимание детей на интересную деятельность. Чем разнообразнее поведение воспитателя (мимика, жесты, интонация, тем легче и быстрее малыши включаются в предложенную деятельность.
Проведенная работа показала, что в силу значимости и необходимости адаптации к дошкольному образовательному учреждению в жизни ребенка, необходимо всячески помогать малышу и его родителям. В ходе работы, важно отобрать такие формы и методы работы с детьми и их родителями, которые были бы интересны для них и вызывали положительные эмоции. Используя в практике данную систему организации работы педагога-психолога, адаптационный период детей проходит легче, меньше волнуются и родители.
Список литературы:
1. Алямовская В. Ясли – это серьезно. -М. :Линка-Пресс,1999.
2. Белкина В. Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. -Воронеж:Учитель,2006.
3. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. -М. ,Просвещение,1986.