Косоногова Дарья Игоревна
План самообразования «Правовое воспитание дошкольников через проектную деятельность» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«ТЫ - гражданин России. У тебя, как и у любого человека есть гражданские обязанности и права. Но знай: твои права особые. Это права ребёнка. Они дают тебе преимущество перед взрослыми. Они защищают тебя от несправедливости».
А. Тулеев.
Цель темы самообразования – формирование правосознания, правовой культуры детей и родителей через проектную деятельность.
Паспорт проекта
Публикация «План самообразования „Правовое воспитание дошкольников через проектную деятельность“ в старшей группе» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Наименование проекта: «Я знаю свои права!»
Цель проекта: разработка, апробация и внедрение модели системы правового воспитания в детском саду, основанной на соци-альном партнерстве дошкольного образовательного учреждения, детей и родителей.
Задачи:
1. Познакомить воспитанников с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности;
2. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать основы толерантности;
3. Повышать правовую и педагогическую культуру родителей для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей;
4. Объединить участников проекта – детей и родителей в рамках создания коллективной творческой работы.
5. Создание необходимых материально-технических ус-ловий для реализации проекта.
Сроки реализации проекта:
Дата начала: сентябрь 2020.
Дата окончания: бессрочно.
Актуальность темы
Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям.
Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей является процесс правового воспитания, который приобретает особую актуальность на этапе подготовки дошкольника к обучению в школе. Правовое воспитание дошкольников включает в себя выработку положительного отношения к правовым требованиям, формирование правовых убеждений и готовность действовать в направлении правовых требований.
Соответственно правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, в умении использовать свои права, соблюдать существующие запреты и исполнять общественные обязанности. Но в обществе не всегда создаются соответствующие условия, в которых ребенок может развиваться, как полноценный и полноправный член общества и одновременно сохранять свою индивидуальность и уникальность.
Формирование правовой компетентности у дошкольников невозможно без активного участия родителей. Семья – естественная среда для жизни ребёнка. Это своего рода убежище, обеспечивающее выживание растущему человеку. Права ребёнка неотделимы от семьи. Семья несёт за них ответственность.
Гипотеза и новизна проекта
Гипотеза: систематическая работа по правовому просвещению детей старшего дошкольного возраста позволит качественно повысить представления дошкольников о правовой культуре, закрепить знания и понятия о том, что у каждого человека есть права при условии активного участия родителей в совместной деятельности.
Новизна проекта заключается в реализации правового воспитания, основанного на системе активного взаимодействия всех участников педагогического процесса: педагогов, дошкольников, их родителей с интегрированным использованием разнообразных форм, видов и способов совместной детско-взрослой деятельности.
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий, долгосрочный.
Участники проекта: воспитатели; воспитанники группы; родители.
Продолжительность проекта: бессрочный (1 год для каждой группы детей старшего и подготовительного возраста). Сроки реализации проекта: август – июнь каждого года.
Ожидаемые результаты:
1. создание воспитательно – образовательной системы в работе с детьми старшего дошкольного и подготовительного возраста по правовому воспитанию;
2. освоение родителями положений «Конвенции о правах ребенка» приведет к осознанию прав детей и своих родительских обязанностей;
3. усвоенные знания будут способствовать улучшению детско-родительских отношений в семье;
4. данный аспект в деятельности детского сада создаст еще один канал взаимодействия с родителями, привлечет их к участию в образовательном процессе.
Формы реализации проекта: НОД, сюжетно-ролевая игра, совместная деятельность родителей и детей, беседы, дидактические игры, рассматривание иллюстраций к Конвенции о правах ребенка, праздник.
Продукт проектной деятельности:
1. Выставки поделок «Моё имя» и «Генеалогическое древо» в группе.
2. Создание дидактической игры «В гостях у Конвенции».
3. Презентация на тему «Я знаю свои права!».
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап.
2. Деятельностный этап.
3. Заключительный этап.
1 этап – подготовительный (сентябрь)
- Изучение литературы.
- Подбор материала по правовому воспитанию.
2 этап – деятельностный (октябрь-июнь)
Содержание цикла:
«В мире людей - права детей» октябрь
- Оформление информационного стенда для родителей «Конвенция по правам ребенка».
- НОД "Что такое право?"
«Право на медицинский уход» ноябрь
- НОД «К нам приехал Айболит».
- Сюжетно-ролевая игра «Больница».
«Право на имя» декабрь
- НОД «Путешествие в историю имён».
- Продуктивная деятельность «Наши имена».
«Право на отдых и досуг» январь
- Беседа «Мои любимые занятия».
«Право на жизнь»;«Право на защиту» февраль
- НОД «Жизнь дана на добрые дела».
- Дидактическая игра «Я имею пра-во».
«Право на гражданство» март
- НОД «Я гражданин своей страны».
- Цикл бесед для родителей «В гостях у Конвенции».
«Право на бесплатное образование» апрель
- Сюжетно-ролевая игра «Когда мы пойдём в школу».
- Дидактическая игра «В гостях у Конвенции».
«Право на воспитание в семье» май
- Консультация для родителей «Как создать генеалогическое древо своей се-мьи».
- Составление генеалогического дерева.
- НОД «Моя семья - моя гордость».
«Вместе с мамой, вместе с папой изучили мы права!» июнь
- Показ презентации «Есть права у всех детишек».
- Оформление демонстрационного плаката-ромашки «Каждый имеет право».
- Праздник - развлечение с родителями, посвященное Дню защиты детей «Мы на свет родились, чтобы радостно жить».
3 этап – заключительный (июнь)
- Праздник, посвященный Дню защиты детей
- Обработка и оформление материалов проекта.
Список источников
1. Антонов В. А. Изучаем права человека. – «Вита-пресс», 1997.
2. Доронова Т. Н, А. Е. Жичкина, Л. Г. Голубева, О. Л. Князева. «Защита прав и достоинства маленького ребёнка: Координация усилий семьи и дет. сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2003.
3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Я – ребенок, и имею право», - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
4. Шорыгина Т. А. «Беседы о правах ребенка». Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
5. Борисова О. «Правовое образование дошкольников». Ребенок в детском саду №4 2002г. 6. Денисова Р. «Патриоты дошкольного образования, обогащающие личностное развитие». Дошкольное воспитание №12 2004г.
7. Доронова Т. Н. «Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребёнка в семье» Дошкольное воспитание №8 2001г.
8. Доронова Т. Н. «Право на воспитание». Дошкольное воспитание №10 2001г.
9. Доронова Т. Н. «Защита прав и достоинства ребёнка». Дошкольное воспитание №12 2001г.
10. Егорова О. В. «Прививаем детям дошкольного возраста основы правового сознания». Дошкольное воспитание №2 2007г.
Электронные ресурсы удаленного доступа:
1. Конвенция о правах ребенка в стихах и картинках. – Режим доступа: http://sredd-d.my1.ru/publ/2-1-0-4