Елена Шибанова
План самообразования педагога «Развитие речи старших дошкольников в процессе наблюдения за явлениями природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Развитие словаря дошкольников - актуальная проблема методики развития речи. Содержание словарной работы в дошкольном учреждении определяется программой развития и воспитания детей. Одним из путей ее решения нам представляется ознакомление с природой, формирование у детей эмоциональной отзывчивости и эстетического сознания.
Публикация «План самообразования педагога „Развитие речи старших дошкольников в процессе наблюдения за явлениями природы“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Согласно программе дошкольники усваивают природоведческий словарь: названия животных, растений, явлений неживой природы. Ребенок приобщается к природе очень рано. Он интересуется окружающим с ранних лет, по-своему хочет ощутить то, что видит, или просто хочет вступить в игру с той живой «игрушкой», которая ползает рядом, порхает поблизости, ласкается к нему (Николаева).
Великий Ушинский утверждал, что неоценимо значение родной природы как средства развития речи и воспитания любви к Родине. Он писал, что природа - один из могущественных факторов (агентов) воспитания и развития человека. И самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Природа - это мир, который начинают познавать с детства. А для этого важно научить ребенка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать, как прекрасно то, что связывается с понятием Родина.
Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром, в том числе и с природой, осуществляется с помощью различных методов и средств. Важнейшим методом является наблюдение (О. И. Соловьева, А. М. Бородич). Авторы подчёркивают, что наблюдение широко используется на экскурсиях в природу, за каким-нибудь процессом (трудом взрослых, уходом за животными и т. п.).
Дети дошкольного возраста высказывают свои суждения о вещах, явлениях и переживают в связи с этим эстетические чувства. Мы убеждены, что природа, со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником эстетических переживаний ребёнка, которые ребёнок передаёт посредством языка в своей речевой деятельности.
Умение видеть, понимать и создавать прекрасное в природе обогатит духовную жизнь маленького человека, сделает её богаче, интереснее, даст ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. Огромная роль в этом процессе отводится взрослым, и в первую очередь родителям и педагогам (Н. Ф. Виноградова).
Цель:
Повышение компетенции воспитателя в вопросах развития речи старших дошкольников в процессе наблюдения за явлениями живой и неживой природы.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Обогащать развивающую среду группы дидактическими материалами и играми по развитию речи.
3. Разработать систему работы по обогащению словаря дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности и самостоятельных наблюдений за природными явлениями.
4. Привлекать родителей к образовательному процессу.
Этапы работы.
Изучение методической литературы.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи дошкольников/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М., 2006.
2. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в природе/ Н. Ф. Виноградов. - М., 1984.
3. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В. В. Гербова. - М., 2007.
4. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Под редакцией П. Г. Саморуковой. – 2-е изд., - М. : Просвещение, 1983. – 207с.
5. Колодина, Л. Воспитание бережного отношения к природе // Дошкольное воспитание. – 1981- №10.-с. 34.
6. Кондратьева, Н. Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста// Автореф. дисс. канд. пед. наук/ Н. Н. Кондратьева. - Л., 1986.
7. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. Пособие для пед. училищ по спец. «Дошк. Воспитание»/ Под ред. П. Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1991. - 240с.
Посещение городских методических объединений.
Повышение квалификации педагога.
Просмотр материалов и методических рекомендаций на сайте по дошкольному образованию
(http://www.maam.ru, «Детский сад. ру» http://wwwdetskisad.ru, «Фестиваль педагогических идей» http//festival.1september.ru)
Пополнение развивающей среды группы новыми материалами:• Д/и «Прогноз погоды»
• Альбом «Животные Севера»
• Альбом «Животные жарких стран»
• Макет «Животные Севера»
• Энциклопедия «Моя первая энциклопедия»
• Энциклопедия «Географический атлас»
• Энциклопедия «Атлас животного мира»
• Журналы «Насекомые и их знакомые»
• Природный уголок для старших дошкольников.
Работа с родителями.
• Консультация на тему «В союзе с природой»
• Родительское собрание «Значение уровня развития речи детей для успешного обучения в школе»
• Выставка поделок из природного материал (совместное творчество детей и родителей) «Осень пора золотая, осень – пора урожая»
• Консультация на тему «Развиваем речь детей, читая книги о природе»
• Консультация на тему «Однажды в студёную зимнюю пору… или как обучить ребёнка описательному рассказу»
• Совместная экскурсия в весенний дендрарий «Лес проснулся веткой каждой»
Творческий отчёт о проделанной работе.