Градиленко Ольга
План самообразования «Обучение пересказу литературных произведений детей дошкольного возраста«
Ф. И. О. педагога Градиленко Ольга Владимировна
Образование Высшее, Нижегородский государственный
педагогический университет
Специальность Учитель русского языка и литературы
Педагогический стаж 14 лет
Должность воспитатель
Дата начала работы над темой сентябрь 2019 г.
Дата окончания работы над темой май 2021 г.
Возраст детей дошкольный (5-6, 6-7 лет)
Публикация «План самообразования „Обучение пересказу литературных произведений детей дошкольного возраста„» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Тема «Обучение пересказу литературных произведений детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием опорных схем»
Цель:
самосовершенствоватьсвою профессиональную деятельность, профессиональное мастерство и компетентность;
повысить свой теоретический, научно-методический уровень в процессе работы над темой самообразования.
Задачи:
- Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме обучения пересказу детей дошкольного возраста.
- Изучить и применить современные технологии в работе с детьми дошкольного возраста : проектная деятельность по данной теме.
- Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей :повысить компетентность родителей в значимости пересказывания прочитанных литературных произведений; способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно – развивающей среды.
- Оформить коррекционно-развивающую предметно - пространственную среду в группе в соответствии стребованиям ФГОС с использованием различных видов опорных схем.
- Подобрать диагностический материал, и провести диагностику в начале и конце учебного года.
- Обобщить опыт по теме самообразования.
Предполагаемый результат:
- Расширение и обогащение словарного запаса, развитие навыков последовательного пересказаадаптированных литературных произведений у детей с ОНР;
- Умение детей пользоваться схемами для пересказов, воспроизводить их, работать по образцу, по плану, по инструкции.
- Разработка план - программы по обучению дошкольников с ОНР пересказулитературных произведений с использованием опорных схем (картинно-графический план цепной и лучевой структуры, мнемотехника).
- Разработка конспектов ООД по работе над пересказомлитературных произведений с использованиемопорных схем.
- Повышение уровня педагогического мастерства педагога.
- Повышение заинтересованности родителей в развитии речи детей на литературном материале.
Форма самообразования :
- индивидуальная - через индивидуальный план;
- групповая - участие в районном профессиональном конкурсах, участие в жизни ДОУ и сетевое взаимодействие с воспитателями логопедических групп посредством Интернета.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение литературы и интернет - ресурсы по теме;
- посещение ООД у воспитателей своего ДОУ;
- посещение педсоветов, семинаров, конференций;
- самоанализ и самооценка ООД в группе;
- совместная работа с родителями;
- подбор и изготовление методических пособий и дидактических игр по теме;
- обобщение результатов на заседании педагогического совета и в Интернет-сообществах.
Методическая литература :
1. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (Москва, Мозаика – Синтез, 2014г.)
2. Т. А. Куликовская «Сказки – пересказки». Обучение дошкольников пересказу. ФГОС". (СПТ, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016г.)
3. Т. Б. Полянская. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие (СПТ,
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009)
4. О. С. Гомзяк. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе. ГНОМ-ПРЕСС, 2017 г.
5. О. С. Гомзяк. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школелогогруппе. ГНОМ-ПРЕСС, 2017 г.
6. Т. А. Ткаченко «Я говорю правильно». Развивающие сказки о животных. ФГОС. Умка, 2017 г.
План самообразования на 2019 - 2020 учебный год
Сроки работы Формы работы
Практический выход
В течении года Изучение и подбор литературы и интернет-ресурсов по теме самообразования и методов наглядного моделирования для развития речи детей. Каталог адаптированных текстов для дошкольников 5- 7лет.
Проведение диагностики
Анкетирование родителей. Диагностические материалы
В течении года Подбор дидактического материала. Сборник рассказов Е. Чарушина «Моя первая зоология».
Дидактическое пособие «Речевая дорожка».
Опорные схемы к текстам.
Сентябрь Акция «Принеси книгу для чтения в детский сад» Библиотечка группы «Читаем вместе»
Сентябрь - ноябрь Разработать конспекты ООД и совместной деятельности с детьми 5-6 лет по данной теме. Картотека конспектов ООД и совместной деятельности с детьми.
Октябрь Участие во Всероссийской онлайн-конференции на портале «Солнечный свет» в секции «Современные разработки и технологии в коррекционно-развивающем обучении». Доклад «Использование метода наглядного моделирования в развитии речи детей дошкольного возраста с ОНР».
Взаимодействие с педагогами ДОУ. Консультация
для воспитателей на тему:
«Организация образовательной деятельности по обучению пересказу».
В течении года Вовлечь родителей в совместную работу.
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста».
Февраль Участие в районном методобъединении. Практикум для воспитателей «Умные картинки мнемотехники».
Март Провести открытый показ ООД по развитию речи для педагогов. Конспект занятия «Пересказ рассказа Е. Чарушин «Ёж».
Апрель - май Проведение диагностики на конец года. Диагностические материалы.
Распространение педагогического опыта
по теме «Обучение детей пересказу с использованием предметно-графических схем». Публикация статьи в Международном сетевом издании «Солнечный свет» https://solncesvet.ru
План самообразования на 2020 - 2021 учебный год
Сроки работы Формы работы
Практический выход
В течении года Продолжение изучения методической литературы и интернет – ресурсов.
Участие в конкурсах педагогического мастерства по теме самообразования. Пополнить картотеку конспектов по развитию речи.
В течении года Продолжить изучение современных технологий (методов и приёмов) обучения детей пересказу литературных произведений. Лэпбуки «Творчество В. Бианки», «Кот-ворюга».
Дидактические игры.
Разработать конспекты ООД и совместной деятельности с детьми 6-7 лет по данной теме. Картотека конспектов ООД и совместной деятельности с детьми.
В течении года Использование в работе по теме самообразования ИКТ ресурсы (интерактивная доска, ноутбук) Презентации с опорными схемами для пересказов.
Сентябрь Проведение диагностики.
Диагностические материалы
Сентябрь - октябрь Практикум для воспитателей
Тема: «Обучение детей пересказу с использованием предметно - графических схем на занятиях по развитию связной речи» Пополнить копилку предметно - графических схем по развитию связной речи.
Взаимодействие с педагогами ДОУ. Консультация
для педагогов по теме:
«Приёмы работы по обучению пересказу литературных текстов
детей дошкольного возраста»
Ноябрь Вовлечь родителей в совместную работу. Выставка рисунков к рассказу «Кот-ворюга» К. Паустовского.
Декабрь-февраль Участие во Всероссийском вебинаре «Мнемотехника как один из основных вспомогательных приёмов обучения».
Март Разработка проекта «Картинки учат говорить». Проект.
Апрель Открытый показ занятия для педагогов ДОУ по пересказу рассказа «Первая охота» В. Бианки. Конспект ООД. Модель пересказа с опорными картинками.
Апрель - май Проведение диагностики на конец года. Диагностические материалы
План самообразования на 2018- 2019 учебный год
Сроки работы Формы работы
Практический выход
В течении года Продолжение изучения методической литературы и интернет – ресурсов.
Работа над темой: «Организация познавательно-речевого развития у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС».
Оформление РПП среды в
группе в соответствии требованиям ФГОС по речевому развитию с использованием мнемотехники. Пополнить картотеку
Участие во Всероссийскомвебинаре.
Изготовление дидактического и игрового материала по теме самообразования.
В течение года Продолжить изучение технологии мнемотехники при обучении детей пересказу и придумыванию сказок. Картотека для педагогов и родителей «Рассказываем вместе с детьми»
В течение года Использование в работе по теме самообразования ИКТ ресурсы (интерактивная доска, ноутбук) Разработка интерактивных презентацийсмнемотаблицамидля детей по сказкам и рассказам.
Дидактические игры «Расскажи сказку», «Распутай сказки».
Сентябрь Проведение диагностики.
Познакомить родителей с приёмами работы с мнемотаблицами. Диагностические материалы.
Консультация для родителей «Учим детей пересказу».
Сентябрь - октябрь Консультация для воспитателей и родителей Подготовка презентации по теме: «Развитие речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста»
Ноябрь Разработать мастер-класс для педагогов ДОУ по теме самообразования Мастер-класс «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью приёмов мнемотехники».
Участие в онлайн-конференции на портале «Солнечный свет» Доклад «Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно - речевого развития дошкольников»
Декабрь -февраль Разработать проект:
«Рисунки помогают красиво говорить».
Оформление папки «Золотая книга сказок» с работами детей.
Март Разработать комплекс дидактических упражнений для детей по теме самообразования.
Игровой дидактический комплекс «Путешествие с Говорушей»
Апрель Подобрать материал для выставки с мнемотаблицами и коллажами, выполненными детьми совместно с педагогом и родителями, фотографии с фрагментами работы по теме самообразования.
Фото-отчёт «Наши сказки- рассказки».
Апрель - май Проведение диагностики Диагностические материалы