Евгения Хрипкова
План самообразования «Приобщение детей дошкольного возраста к истории донского края» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие у дошкольников 5-6 лет ценностно-смыслового отношения к культуре, истории и природе Донского края.
Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к истории донского края»
Задачи:
•Дать общее представление о культуре, истории и природе родного края;
•Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, природе родного края;
•Развивать духовно-ценностное ядро личности, его внутреннее «Я» : познавательно-эстетические интересы и способности, умение творчески воспринимать искусство родного края и реализоваться в нем;
Публикация «План самообразования „Приобщение детей дошкольного возраста к истории донского края“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
•Углублять знания о родном городе, формировать интерес к малой родине;
•Познакомить с художественными произведениями литературы родного края;
•Развивать интерес к быту, традициям и культуре донских казаков;
•Формировать представление детей о традиционном казачьем костюме, символике его цвета и деталей.
Сентябрь:
Тематика:
1. Край в котором я живу. Донской край
2. Природа Донского края.
Формы работы:
1. Занятие: «Моя родина. Мой город».
2. Беседа на тему: «История возникновения родного города».
3. Разучивание пословиц и поговорок о Родине.
4. Просмотр видеопрезентации «Улицы родного города».
5. Занятие «В степях Донского края».
6. Занятие: «В лесах Донского края»
7. Беседа с детьми об охране исчезающих растений.
8. Разучивание подвижной игры «Волк».
9. Разучивание народной игры «Мак»
Октябрь:
Тематика:
3. Человек без родины, что птица без крыльев.
4. Кто такие казаки?
Формы работы:
1. Семейная викторина: «Мы казаки Донского края».
2. Чтение и разучивание стихов, пословиц и поговорок о родном крае.
3. Рисование на тему: «Мой край родной»
4. Оформление фотовыставки: «Мы донские казачата».
5. Занятие: «Ветру – поле, казаку – воля».
6. Разучивание пословиц и поговорок о дружбе и товариществе.
7. Чтение сказки донских казаков : «Что на свете всего милее».
8. Слушание песен в исполнении ансамбля казачьей песни.
Ноябрь.
Тематика:
5. Жилище казаков.
6. Чем славится земля донская?
Формы работы:
1. Занятие «курень – традиционное жилище казаков»
2. Изготовление макета куреня.
3. Разучивание казачьей песни «Горенка»
4. Рассматривание иллюстраций, изображающие курени.
5. Декоративное рисование «Украшение наличника».
Ручной труд: «Украшение силуэта печи».
7. Занятие «Казачьи промыслы».
8. Чтение рассказов К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», «Куй железо пока горячо», стихотворения Н. Некрасова «Накануне праздника».
9. Повторение основных элементов хохломской и городецкой росписи.
Декабрь:
Тематика:
7. Казачий костюм
8. Традиционная казачья кухня
Формы работы:
1. Занятие «Казачий костюм»
2. Беседа с детьми о традиционном казачьем костюме, символике цвета и узора.
3. Рассматривание иллюстраций, изображающих казаков в костюмах разных эпох.
4. Изготовление бус из ягод рябины.
5. Раскрашивание силуэтов предметов казачьего костюма.
6. Пошив детских костюмов для праздников и развлечений.
7. Разучивание народных казачьих игр «Редька», «Хрен».
8. Лепка на тему: «Корзина овощей».
Январь.
Тематика:
9. Семейный уклад казаков
10. Рождение ребенка в казачьей семье
Формы работы:
1. Разучивание пословиц и поговорок о семье, маме
2. Беседа об обязанностях членов семьи по дому
3. Занятие «Не нужен клад, если в семье лад».
4. Изготовление «кукольной семьи» (тряпичные, нитяные куклы).
5. Чтение сказки «Слезы казачьих матерей», «Ск5азка о жемчугах Богородицы».
6. Прослушивание казачьей колыбельной (на стихах М. Ю. Лермонтова).
7. Занятие: «Рождение ребенка в семье».
8. Разучивание казачьей потешки «Ой, батя, батя родненький…»
Февраль.
Тематика:
11. Казаки – защитники родной земли.
12. Роль боевого коня в жизни казака.
Формы работы:
1. Занятие: «Воинская слава казаков».
2. интегрированное занятие с элементами театрализации «Проводы казака на службу».
3. Разучивание пословиц и поговорок о казачьей доблести и славе.
4. Прослушивание казачьих песен «Слава Платову герою», «Конь боевой»
5. Разучивание казачьих песен «Шашка», «Как у нашей сотни…», «Как за Доном»
6. Прослушивание казачьей военной песни «Во саду дерево цветет» в исполнении ансамбля «Благовест».
7. Рассматривание иллюстраций с изображением казачьего оружия
8. Беседа о казаках – защитниках отечества.
9. Рассматривание портрета М. И. Платова.
10. Роль боевого коня в службе казака».
11. Лепка «Конь вороной».
Март.
Тематика:
13. Воспитание мальчика в казачьей семье.
14. Воспитание девочки в казачьей семье.
Формы работы:
1. Занятие: «Воспитание мальчика в казачьей семье».
2. Разучивание элементов упражнений казаков-пластунов.
3. Разучивание подвижной игры «В нарывы».
4. Дидактическая игра «Убери лишнее»
5. Занятие: «Воспитание девочки в казачьей семье».
6. Разучивание казачьих песен «Прялица», «В низенькой светелке», частушек
7. Рассматривание узоров вышивки и кружевоплетения: традиционный орнамент, использование как оберегов.
Апрель.
Тематика:
15. Детский игровой фольклор.
16. Сказки и придания.
17. Песенный фольклор
Формы работы:
1. Занятие: «Чему учат игры?»
2. Беседа с детьми о правильном поведении в общении со сверстниками.
3. Разучивание народных игр «У перепелки», «Колпачок», «Грушица»; считалочек.
4. Занятие: «Сказки и предания».
5. Рассматривание иллюстраций к казачьим сказкам, прослушивание сказки по выбору детей.
6. Рисование «Герои любимых сказок».
7. Занятие: «Песенный фольклор»
8. Разучивание казачьей песни «Пчёлочка».
Май:
Тематика:
18. Православные праздники.
19. Календарно-обрядовые праздники.
Формы работы:
1. Беседа о православных традициях казачества.
2. Чтение детской библии, рассматривание иллюстраций.
3. Прослушивание аудиозаписи праздничного колокольного звона.
Разучивание хоровода «Трава моя, трава».
4. Казачья игра «По-за городу гуляет»
5. Разучивание народных игр «Заря-зарница», «Горелки», «Тетера», «Летят-не летят», «Чиж».
6. Рассказ воспитателя о календарно-обрядовом празднике Кузьминки, о традиционной каше.
7. Рассказ о Васильеве дне, Крещении, традициях святочных развлечений
8. Беседа о народном празднике масленицы.
9. Разучивание весенних закличек, знакомство с народными весенними приметами.