Кучева Александра Александровна
План самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17 структурное подразделение «Лесная сказка»»
План по самообразованию
Тема:
«Развитие творческих способностей
детей дошкольного возраста
через изобразительную деятельность.»
Воспитатель: Кучева А. А.
Категория-первая
2021-2022гг
Актуальность:
Публикация «План самообразования „Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Планирование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Потенциал творческих возможностей, заложенных в человеке, не имеет границ. Важно создать все необходимые условия для того, чтобы с раннего детства человек имел возможность воспользоваться своим богатством, мог свободно ориентироваться в любой ситуации. Чтобы он стал находчивым и изобретательным. Именно такой человек способен легко перенести все невзгоды, трудности и не будет зависеть от обстоятельств. Дети дошкольники еще не знают, на что они способны. Вот почему следует максимально использовать их эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному, их тягу к открытиям для развития их творческих способностей во всех видах деятельности, а в изобразительной – особенно.
Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, являясь доступной, свободной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и т. п. В то же время, это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат.
В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение.
Цель: всестороннее развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности.
Задачи:
1. Изучить различные методы и способы изобразительной деятельности, их применение на практике;
2. Развивать художественно-творческие способности посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка аппликация, в том числе используя нетрадиционные способы;
3. Организовать предметно-развивающую среду для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста;
Формы проведения:
-подгрупповая и индивидуальная деятельность;
-дидактические игры;
-театрализация;
-выставки рисунков и поделок;
-беседа;
-художественное экспериментирование;
-рассматривание иллюстраций;
-решение проблемных ситуаций.
-словесные;
- наглядные;
- практические;
- игровые.
Приемы проведения:
-игра, которая является основным видом деятельности детей;
-сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
-просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
-музыкальное сопровождение;
-создание игровой ситуации;
-показ воспитателя;
-использование движения руки;
- проговаривание последовательности работы.
Принципы работы с детьми:
• доступность отбираемого материала;
• постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
• индивидуальный подход к детям.
Форма обучения: ООД (Организация образовательной деятельности); игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению художественными техниками.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.
Предполагаемый результат:
1. У детей повысится уровень художественных способностей;
2. Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
3. Освоят технику изобразительной деятельности.
Педагогическая диагностика
Уровень подготовки знаний воспитанников ДОУ можно также определить,
воспользовавшись разработкой д-ра пед. наук профессора Т. С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».
Анализ продукта деятельности
1. Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения, движение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
2. Композиция: 3балла – расположение по всему листу, соблюдается
пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.
3. Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков; 3 балла – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
4. Ассоциативное восприятие пятна: 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощи взрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
1. Изобразительные навыки : 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл - рисует однотипно, материал использует неосознанно.
2. Регуляция деятельности : 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла –эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена,занижена, заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности, творчества : 3 балла – выполняет задания
самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее
полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция
деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, неинициативен, не стремится к полному раскрытию замысла. Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень;
17-21 – высокий уровень.
Теоретический аспект
Развитие творческих способностей у дошкольников способствует всестороннему развитию личности воспитанников, повышает возможности их дальнейшего обучения. В этой деятельности идет интенсивное развитие эстетического мировосприятия, развитие интеллекта, нравственности. Дети, занимающиеся художественной деятельностью, способны эмоционально откликаться на окружающий мир, чувствовать красоту в природе, в человеческих отношениях, в мире вещей, способны осознавать и выражать свои чувства.
В процессе изобразительной деятельности развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и различное, быть внимательным, усидчивым, тренировать руку и глаз, упражняться в координации зрительных и двигательных анализаторов.
Процесс изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха
Практический аспект:
План мероприятий по теме самообразования
Мероприятия Срок проведения
Изучение специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в дошкольном возрасте Август 2021 года
Диагностическое обследование с целью определения, уровня развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста Сентябрь 2021 года
Май 2022 года
Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к художественно-творческой деятельности детей Сентябрь 2021 года
Организация выставок детских работ в группе В течение учебного года
Оформление поздравительных открыток к памятным и торжественным датам (например, ко дню дошкольного работника, к Новому году, к 8 Марта и т. п.)
В течение года
Организация фотовыставки для родителей «Мы рисуем и растем» Март 2022
Проведение открытого занятия (мероприятия) по ИЗО Апрель 2022
Организация и оборудование уголка ИЗО в группе согласно требованиям ФГОС ДО и возрасту детей, пополнение уголка разнообразными атрибутами и материалами. В течение учебного года
Консультации для родителей «Развитие изодеятельности в семье», «Лепим с мамой», др. В течение учебного года
Список изучаемой литературы:
1. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».
2. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Цветные ладошки».
3. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду»,
4. Изучение методик и технологий педагогов в сети Интернет;
Итоговый практический выход:
Презентация педагогам ОУ промежуточного этапа опыта работы по теме самообразования (май 2022 года)
Итоговые продукты по теме самообразования :
1. Создание конспектов занятий по развитию творческих способностей
2. Подбор материалов для творческого развития : лепки, аппликации, рисования.
3. Создание атрибутов для развития творческих способностей : картофельные печатки, поролоновые тампоны для рисования и т. д.
4. Создание папки «Разнообразные техники, применяемые на занятиях по изобразительной деятельности. Делимся опытом»
5. Организация и оборудование уголка ИЗО в группе согласно требованиям ФГОС ДО и возрасту детей.
6. разработан буклет для родителей «Правила для родителей по развитию художественных способностей ребенка»;
7. консультации для родителей «Как организовать домашние занятия по рисованию и лепке», «Лепка»
8. раскраски «Транспорт», «Герои сказок», «Игрушки»
9. собрана картотека трафаретов и паспарту для оформления детских работ (животные и рыбы, листья и цветы).
Организован и оборудован уголок ИЗО в группе согласно требованиям ФГОС ДО и возрасту детей. Кроме того создана папка «Разнообразные техники, применяемые на занятиях по изобразительной деятельности. Делимся опытом» с целью сбора и накопления материала по созданию творческих работ для выполнения их с детьми на занятиях ИЗО или в режимные моменты.