Веселова Татьяна Викторовна
План самообразования «Использование нейроигр в коррекции дефектов звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ТЕМА: «Использование нейроигр в коррекции дефектов звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи»
Составила учитель-логопед: Веселова Т. В.
Пгт. Селижарово
Тема: «Нейростимуляция в коррекции дефектов звукопроизношения у детей с общим недорозвитием речи»
Обоснование выбранной темы
Публикация «План самообразования „Использование нейроигр в коррекции дефектов звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушений речи у детей, а значит и путей ее коррекции. Самой многочисленной из групп с нарушенным развитием, является группа детей дошкольного возраста с OНР, число которых бурно увеличивается год от года.
Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка. При нарушениях речи происходит торможение познавательных процессов: затруднены или снижены память, внимание, ребенок с трудом понимает инструкции и удерживает программы, теряя при этом смысловые и логические связи (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. А. Ткаченко). Происходит нарушение коммуникационного компонента (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Ю. Ф. Гаркуша и др., торможение ведущей деятельности этого возраста – игровой (Е. М. Струнина, Т. А. Ткаченко и др., что естественно отражается на формировании психического развития.
Речевые процессы проявляются высшей психической функцией, развиваются в процессе онтогенеза, по определенным законам формирования физического и двигательного развития, напрямую указывая уровень актуального психического развития. Усвоение ребенком родного языка не является исключением и так же происходит строго запрограммированный путь, основанный на законах развития мозга.
По мнению ряда исследований, в том числе А. В. Семенович, развитие речи, на всех этапах, невозможно без активизации трехуровневой системы, разработанной в учении А. Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения.
Для правильного планирования коррекционной работы логопедам необходимо знать научные факты о формировании мозговой организации психических процессов и базовых закономерностях детской нейропсихологии.
Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход позволяет задействовать в работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Нейростимуляция способствует созданию базы для успешного преодоления тяжелых нарушений речи и включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие кинестетического праксиса, межполушарного взаимодействия, динамического (кинетического) праксиса, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания, мышления.
Таким образом, знания смежных наук в настоящее время становится необходимым условием для эффективного коррекционного процесса. Чтобы заинтересовать детей, привлечь к продуктивной работе, нужен нестандартный, системный подход к коррекции речевого и психического развития ребенка. Современные возможности разрешают осуществлять образовательные цели и задачи с помощью различных приёмов нейропсихологии.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования с использованием приёмов нейропсихологии для успешного преодоления речевых нарушений у детей с ОНР.
Задачи:
1. Изучить теоретический материал по теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
2. Освоить базовые нейропсихологические приёмы, игровые коррекционные технологии и методы нейростимуляции.
3. Внедрить в образовательной процесс современные методы нейростимуляции в области коррекции речевого развития детей.
4. Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения новых технологий.
5. обогащение развивающей предметно-пространственной среды играми и пособиями по нейропсихологическим и телесноориентированным техникам.
6. Просветить родителей в вопросах методов и приёмов коррекции высших психических функций у детей с ОНР.
7. Создать активную коррекционно-развивающую среду с учётом современных требований.
8. Провести стартовую и итоговую диагностику и выявить эффективность использования приёмов нейропсихологии на логопедических занятиях.
Предполагаемый результат:
переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;
желание улучшить образовательный процесс;
повышение эффективности логопедических занятий.
Срок реализации: 1 год (2023 – 2024 учебный год)
Основные этапы работы по самообразованию
1. Установочный
-Выбор темы, формулирование цели работы, осмысление последовательности своих действий.
-Знакомство с современными тенденциями в области нейропсихологии.
-Изучение инновационных нейропсихологических технологий.
2. Обучающий
Участие в серии вебинаров для повышения самообразования и дальнейшего применения нейротехнологий на логопедических занятиях с детьми.
Составление перспективного плана занятий с учётом современных нейропсихологических технологий
Отбор и знакомство с психологопедагогической и методической литературой по выбранной проблеме, обобщение полученных теоретических знаний. - изучение нормативно-правовых документов, методической литературы, журналов; - изучение статей в сети-интернет. - переработка полученной информации;
Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. — М., 2001.
Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. — М., 1994.
Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. — М., 1997.
Никольская И. Л., Тигранова Л. И. Гимнастика для ума. — М., 1997. -Семенович А нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте
Хрестоматия по телесноориентированной психотерапии и 2018 – 2019 гг Приобретение теоретических знаний психотехнике / Под ред. В. Ю. Баскакова. — М., 1992.
Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1997.
3. Практический
Разработка дидактического материала по теме самообразования
участие в курсах повышения квалификации;
участие в мастер-классах, вебинарах;
отбор и внедрение методов и приёмов нейропсихологии в коррекционный процесс
Создание, оформление игр и пособий для работы с детьми; оформление картотеки игр по нейропсихологии.
4. Заключительный
Подведение итогов, оформление результатов, определение перспектив в работе.
самоанализ работы по теме самообразования;
практические рекомендации для педагогов и родителей;
Обобщение опыта работы по использованию приёмов и методов нейропсихологии в воспитательной и коррекционной работе.
Источники самообразования :
специализированная литература (методическая, научно-популярная,публицистическая, художественная);
интернет-ресурсы и медиа-информация;
семинары – практикумы, конференции;
дистанционные курсы повышения квалификации.
Предполагаемый срок реализации: реализация программы по самообразованию рассчитана на два года, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.
№ Этапы работы Содержание работы Сроки реализации Практический выход (результат)
1. Ознакомительный
Подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме самообразования. 2023 – 2024
Теоретическая база по заявленной теме самообразования
Обзор передового педагогического опыта работы по нейропсихологии. Опыт коллег по нейропсихологии
Знакомство с инновационными технологиями. Актуализация информации
и систематизация теоретических знаний
2. Практический Освоение и внедрение базовых нейропсихологических технологий
в коррекции речевого развития. 2023 – 2024
Картотека упражнений для формирования и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий.
Картотека игр и упражнений для развития зрительной и слухоречевой памяти.
Картотека игр и упражнений для формирования навыков внимания и переключения.
Картотека игр и упражнений для развития зрительно-пространственных представлений.
2.1 Методический блок Изучение методической литературы по данной теме, участие в вебинарах, онлайн-конференциях, прохождение курсов повышения квалификации 2023-2024
Внедрение нейропсихолгических игр и упражнений в структуру индивидуальных и фронтальных занятий. 2023 – 2024 Создание картотеки: «Использование нейропсихолгических игр и упражнений в коррекции речедвигательных нарушений»
Организация активной коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда с учётом современных требований. Создание активной коррекционно-развивающей среды за счё т приобретения кинезиологического оборудования: межполушарные доски, «умные мячики», мешочки с песком, стенд-мишень, доска балансировочная. Создание активной коррекционно-развивающей среды за счёт изготовления и приобретения тактильно – кинестетического оборудования: сенсорный материал, колючие коврики, тренажёры, массажёры
2.2 Работа с детьми Диагностика дошкольников с нарушениями речевого развития. 2023 – 2024
Заполнение речевых карт.
Результаты мониторинга (январь,май)
Внедрить в коррекционно-образовательный процесс современные нейропсихологические технологии. 2023 - 2024 Занятия с применением нейроигр.
2.3 Работа с родителями
Проведение родительских собраний (начало года, конец года)
Разработка памяток и буклетов для родителей
Оформление информационного материала в уголке логопеда 2023 – 2024
2023 – 2024 Тема собрания:
«Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения»
Тема собрания: «Образовательная кинезиология»
-Картотека дыхательных упражнений.
-«Веселые упражнения для развития межполушарных связей»
-Кинезиологические упражнения как средство активизации
межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной
деятельности
-Консультация: «Двуручное письмо»
-«Хочу в школу!» (нейропсихологическая готовности ребёнка)
-«Умные мячики» как инновационная технология в логопедической работе» (нейропсихологические игры с мячом).
Работа с педагогами Консультации для педагогов -«Использование нейропсихологических упражнений
в коррекционной работе учителя-логопеда».
-«Использование нейропсихологических упражнений на этапе
автоматизации звуков»
«Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение
обучения»
3. Отчётный
Обобщение и трансляция опыта 2023 – 2024 Публикация методического материала на образовательных порталах, на сайте ДОУ.
Демонстрация опыта в форме открытого занятия с применением базовых нейропсихологических технологий в коррекции речевого развития.
Оформление результатов работы по теме самообразования 2023 – 2024 Анализ работы по самообразованию, отчёт
о проделанной работе.
Аналитический материал: «Повышение качества речевого развития детей посредством внедрения современных педагогических технологий».
Изучение учебно-методической литературы
• «Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста» : Учебное пособие / Под. ред. Л. С. Цветковой. – М., 2001.
• «Гимнастика ума».Деннисон П., Деннисон Г. - М. ,1993.
• «Основы нейропсихологии». Лурия А. Р. - М. ,1973.
• «Психогимнастика» Чистякова М. И. - М. ,1995.
• «Нейропсихологические занятия с детьми» в 2ч. Ч1. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. – М. : АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.
• «Нейропсихологические занятия с детьми» в 2ч. Ч2. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. – М. : АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.
• «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» Учебное пособие. – М. : Генезис, 2007.- 474с.
• «Нейропсихологические и психофизиологическое сопровождение обучения». Сиротюк А. Л. – М., 2003.
• «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» : Практическое пособие. Сиротюк А. Л. – М. : Аркти, 2008. -60с.
• «Нейропсихология». Хомская Е. Д. - М., 1987г.
Литература:
1. Айрес. Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – 5-е изд. – М. : Теревинф, 2019. – 272 с.
2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии : учебник для студентов вызов. – В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
3. Крупенчук О. И. Витязева О. В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2019. – 48 с. : ил. – (Серия «В помощь логопеду»).
4. Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том I. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с анг. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. – 3-е изд. – М. : Теревинф, 2018. – 288 с.
5. Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том II. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с анг. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. – 3-е изд. – М. : Теревинф, 2018. – 336 с.
6. Покровская С. В., Цветков А. В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. – М. : «Издание книг ком», 2018. 176 с.
7. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста : Учебное пособие. – 6-е изд. – М. : Генезис, 2020. – 319 с. : ил.
8. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 6-е изд. – М. : Генезис, 2013. – 474 с.
9. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 2007. – 211 с.
10. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей : нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 32 с. ил. – (Школа развития).
11. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. Инститов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М. : Просвещение, 2009. – 223 с.