Лучший педагог года

План самообразования «Использование нейроигр в коррекции дефектов звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи»

Веселова Татьяна Викторовна
План самообразования «Использование нейроигр в коррекции дефектов звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ТЕМА: «Использование нейроигр в коррекции дефектов звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи»

Составила учитель-логопед: Веселова Т. В.

Пгт. Селижарово

Тема: «Нейростимуляция в коррекции дефектов звукопроизношения у детей с общим недорозвитием речи»

Обоснование выбранной темы

Публикация «План самообразования „Использование нейроигр в коррекции дефектов звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах

На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушений речи у детей, а значит и путей ее коррекции. Самой многочисленной из групп с нарушенным развитием, является группа детей дошкольного возраста с OНР, число которых бурно увеличивается год от года.

Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка. При нарушениях речи происходит торможение познавательных процессов: затруднены или снижены память, внимание, ребенок с трудом понимает инструкции и удерживает программы, теряя при этом смысловые и логические связи (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. А. Ткаченко). Происходит нарушение коммуникационного компонента (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Ю. Ф. Гаркуша и др., торможение ведущей деятельности этого возраста – игровой (Е. М. Струнина, Т. А. Ткаченко и др., что естественно отражается на формировании психического развития.

Речевые процессы проявляются высшей психической функцией, развиваются в процессе онтогенеза, по определенным законам формирования физического и двигательного развития, напрямую указывая уровень актуального психического развития. Усвоение ребенком родного языка не является исключением и так же происходит строго запрограммированный путь, основанный на законах развития мозга.

По мнению ряда исследований, в том числе А. В. Семенович, развитие речи, на всех этапах, невозможно без активизации трехуровневой системы, разработанной в учении А. Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения.

Для правильного планирования коррекционной работы логопедам необходимо знать научные факты о формировании мозговой организации психических процессов и базовых закономерностях детской нейропсихологии.

Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход позволяет задействовать в работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Нейростимуляция способствует созданию базы для успешного преодоления тяжелых нарушений речи и включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие кинестетического праксиса, межполушарного взаимодействия, динамического (кинетического) праксиса, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания, мышления.

Таким образом, знания смежных наук в настоящее время становится необходимым условием для эффективного коррекционного процесса. Чтобы заинтересовать детей, привлечь к продуктивной работе, нужен нестандартный, системный подход к коррекции речевого и психического развития ребенка. Современные возможности разрешают осуществлять образовательные цели и задачи с помощью различных приёмов нейропсихологии.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования с использованием приёмов нейропсихологии для успешного преодоления речевых нарушений у детей с ОНР.

Задачи:

1. Изучить теоретический материал по теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.

2. Освоить базовые нейропсихологические приёмы, игровые коррекционные технологии и методы нейростимуляции.

3. Внедрить в образовательной процесс современные методы нейростимуляции в области коррекции речевого развития детей.

4. Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения новых технологий.

5. обогащение развивающей предметно-пространственной среды играми и пособиями по нейропсихологическим и телесноориентированным техникам.

6. Просветить родителей в вопросах методов и приёмов коррекции высших психических функций у детей с ОНР.

7. Создать активную коррекционно-развивающую среду с учётом современных требований.

8. Провести стартовую и итоговую диагностику и выявить эффективность использования приёмов нейропсихологии на логопедических занятиях.

Предполагаемый результат:

переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;

желание улучшить образовательный процесс;

повышение эффективности логопедических занятий.

Срок реализации: 1 год (2023 – 2024 учебный год)

Основные этапы работы по самообразованию

1. Установочный

-Выбор темы, формулирование цели работы, осмысление последовательности своих действий.

-Знакомство с современными тенденциями в области нейропсихологии.

-Изучение инновационных нейропсихологических технологий.

2. Обучающий

Участие в серии вебинаров для повышения самообразования и дальнейшего применения нейротехнологий на логопедических занятиях с детьми.

Составление перспективного плана занятий с учётом современных нейропсихологических технологий

Отбор и знакомство с психологопедагогической и методической литературой по выбранной проблеме, обобщение полученных теоретических знаний. - изучение нормативно-правовых документов, методической литературы, журналов; - изучение статей в сети-интернет. - переработка полученной информации;

Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. — М., 2001.

Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. — М., 1994.

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.

Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. — М., 1997.

Никольская И. Л., Тигранова Л. И. Гимнастика для ума. — М., 1997. -Семенович А нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте

Хрестоматия по телесноориентированной психотерапии и 2018 – 2019 гг Приобретение теоретических знаний психотехнике / Под ред. В. Ю. Баскакова. — М., 1992.

Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1997.

3. Практический

Разработка дидактического материала по теме самообразования

участие в курсах повышения квалификации;

участие в мастер-классах, вебинарах;

отбор и внедрение методов и приёмов нейропсихологии в коррекционный процесс

Создание, оформление игр и пособий для работы с детьми; оформление картотеки игр по нейропсихологии.

4. Заключительный

Подведение итогов, оформление результатов, определение перспектив в работе.

самоанализ работы по теме самообразования;

практические рекомендации для педагогов и родителей;

Обобщение опыта работы по использованию приёмов и методов нейропсихологии в воспитательной и коррекционной работе.

Источники самообразования :

специализированная литература (методическая, научно-популярная,публицистическая, художественная);

интернет-ресурсы и медиа-информация;

семинары – практикумы, конференции;

дистанционные курсы повышения квалификации.

Предполагаемый срок реализации: реализация программы по самообразованию рассчитана на два года, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.

№ Этапы работы Содержание работы Сроки реализации Практический выход (результат)

1. Ознакомительный

Подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме самообразования. 2023 – 2024

Теоретическая база по заявленной теме самообразования

Обзор передового педагогического опыта работы по нейропсихологии. Опыт коллег по нейропсихологии

Знакомство с инновационными технологиями. Актуализация информации

и систематизация теоретических знаний

2. Практический Освоение и внедрение базовых нейропсихологических технологий

в коррекции речевого развития. 2023 – 2024

Картотека упражнений для формирования и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий.

Картотека игр и упражнений для развития зрительной и слухоречевой памяти.

Картотека игр и упражнений для формирования навыков внимания и переключения.

Картотека игр и упражнений для развития зрительно-пространственных представлений.

2.1 Методический блок Изучение методической литературы по данной теме, участие в вебинарах, онлайн-конференциях, прохождение курсов повышения квалификации 2023-2024

Внедрение нейропсихолгических игр и упражнений в структуру индивидуальных и фронтальных занятий. 2023 – 2024 Создание картотеки: «Использование нейропсихолгических игр и упражнений в коррекции речедвигательных нарушений»

Организация активной коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда с учётом современных требований. Создание активной коррекционно-развивающей среды за счё т приобретения кинезиологического оборудования: межполушарные доски, «умные мячики», мешочки с песком, стенд-мишень, доска балансировочная. Создание активной коррекционно-развивающей среды за счёт изготовления и приобретения тактильно – кинестетического оборудования: сенсорный материал, колючие коврики, тренажёры, массажёры

2.2 Работа с детьми Диагностика дошкольников с нарушениями речевого развития. 2023 – 2024

Заполнение речевых карт.

Результаты мониторинга (январь,май)

Внедрить в коррекционно-образовательный процесс современные нейропсихологические технологии. 2023 - 2024 Занятия с применением нейроигр.

2.3 Работа с родителями

Проведение родительских собраний (начало года, конец года)

Разработка памяток и буклетов для родителей

Оформление информационного материала в уголке логопеда 2023 – 2024

2023 – 2024 Тема собрания:

«Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения»

Тема собрания: «Образовательная кинезиология»

-Картотека дыхательных упражнений.

-«Веселые упражнения для развития межполушарных связей»

-Кинезиологические упражнения как средство активизации

межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной

деятельности

-Консультация: «Двуручное письмо»

-«Хочу в школу!» (нейропсихологическая готовности ребёнка)

-«Умные мячики» как инновационная технология в логопедической работе» (нейропсихологические игры с мячом).

Работа с педагогами Консультации для педагогов -«Использование нейропсихологических упражнений

в коррекционной работе учителя-логопеда».

Использование нейропсихологических упражнений на этапе

автоматизации звуков»

«Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение

обучения»

3. Отчётный

Обобщение и трансляция опыта 2023 – 2024 Публикация методического материала на образовательных порталах, на сайте ДОУ.

Демонстрация опыта в форме открытого занятия с применением базовых нейропсихологических технологий в коррекции речевого развития.

Оформление результатов работы по теме самообразования 2023 – 2024 Анализ работы по самообразованию, отчёт

о проделанной работе.

Аналитический материал: «Повышение качества речевого развития детей посредством внедрения современных педагогических технологий».

Изучение учебно-методической литературы

«Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста» : Учебное пособие / Под. ред. Л. С. Цветковой. – М., 2001.

«Гимнастика ума».Деннисон П., Деннисон Г. - М. ,1993.

«Основы нейропсихологии». Лурия А. Р. - М. ,1973.

«Психогимнастика» Чистякова М. И. - М. ,1995.

«Нейропсихологические занятия с детьми» в 2ч. Ч1. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. – М. : АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.

«Нейропсихологические занятия с детьми» в 2ч. Ч2. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. – М. : АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.

• «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» Учебное пособие. – М. : Генезис, 2007.- 474с.

• «Нейропсихологические и психофизиологическое сопровождение обучения». Сиротюк А. Л. – М., 2003.

«Упражнения для психомоторного развития дошкольников» : Практическое пособие. Сиротюк А. Л. – М. : Аркти, 2008. -60с.

«Нейропсихология». Хомская Е. Д. - М., 1987г.

Литература:

1. Айрес. Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – 5-е изд. – М. : Теревинф, 2019. – 272 с.

2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии : учебник для студентов вызов. – В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.

3. Крупенчук О. И. Витязева О. В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2019. – 48 с. : ил. – (Серия «В помощь логопеду»).

4. Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том I. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с анг. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. – 3-е изд. – М. : Теревинф, 2018. – 288 с.

5. Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том II. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с анг. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. – 3-е изд. – М. : Теревинф, 2018. – 336 с.

6. Покровская С. В., Цветков А. В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. – М. : «Издание книг ком», 2018. 176 с.

7. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста : Учебное пособие. – 6-е изд. – М. : Генезис, 2020. – 319 с. : ил.

8. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 6-е изд. – М. : Генезис, 2013. – 474 с.

9. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 2007. – 211 с.

10. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей : нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 32 с. ил. – (Школа развития).

11. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. Инститов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М. : Просвещение, 2009. – 223 с.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В последние годы увеличилось количество.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования «Использование нейроигр в коррекции дефектов звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи»
Опубликовано: 4 апреля 2024 в 22:31
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План самообразования «Использование нейроигр в коррекции дефектов звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи»» (включая файлы) размещена пользователем Веселова Татьяна Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД