Ирина Устимова
План самообразования «Художественная литература как средство эстетического развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
«Художественная литература как средство эстетического развития детей дошкольного возраста»
Воспитатель младшей группы: Устимова И. С.
Тема: «Художественная литература как средство эстетического развития детей дошкольного возраста»
Актуальность данной темы:
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Цель:
• Эстетическое развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе
Для реализации этой цели мною поставлены следующие задачи :
- проанализировать методическую литературу по данной теме
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
- разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.
- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно- развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
Этапы работы.
Сентябрь
- Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.
2. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.
3. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.
4. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.
- Изучение методической литературы и периодических изданий
Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,«Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч» В течение года Изучить статьи из журналов по данной теме.
1. Акулова О. А. Театрализованные игры «Дошкольное воспитание». – 2005, № 4.
2. Дунаев Н. О. Значение художественной литературы в формировании личности ребёнка «Дошкольное воспитание». – 2007, № 6.
3. Миронова Н. П. Как научить ребёнка любить литературу? «Дошкольное воспитание».- 2005, № 5.
Октябрь.
1. Разучивание: И. Такмакова «Дожди».
Цель: Развивать способность эмоционально воспроизводить стихотворение.
2. Чтение: «Кто у нас трудолюбивый?»
Цель: Развивать способность слушать, эмоционально реагировать на содержание.
Ноябрь.
1. Чтение: Э. Мошковская «Митя-сам!»
Цель: Развивать способность слушать, эмоционально реагировать на содержание.
2. Игра-драматизация «Волк и козлята».
Цель: Развивать умение детей участвовать с воспитателем в драматизации знакомого произведения.
Декабрь.
1. Разучивание стихотворений: «Чудо-елка», «К детям елочка пришла».
Цель: Развивать способность эмоционально воспроизводить стихотворение.
2. Чтение: А Кольцов «Дуют ветры».
Цель: Развивать способность слушать, эмоционально реагировать на содержание.
Январь.
1. Чтение и рассматривание иллюстраций: сказки: «Колобок», «Теремок», «Волк и козлята».
Цель: Развивать способность слушать, эмоционально реагировать на содержание Сказок; учить следить за развитием сюжета.
2. Разучивание стихотворений: Е. Ильина «Наша ёлка», потешка «Как у нашего кота»
Цель: Развивать способность эмоционально воспроизводить стихотворение.
Февраль.
1. Драматизация русской народной сказки «Теремок».
Цель: Привлекать к участию в совместных с педагогом инсценировках знакомых сказок.
2. Чтение: К. Чуковский «Ежики смеются», «Радость»
Цель: Продолжать развивать способность слушать и эмоционально реагировать на содержание литературного произведения.
Март.
1. Разучивание стихотворения: И. Такмакова «К нам весна шагает».
Цель: Развивать способность эмоционально воспроизводить стихотворение.
2. Рассказывание: Л. Н. Толстой «Пришла весна, потекла вода…»
Цель: Развивать способность слушать и эмоционально реагировать на содержание литературного произведения.
Апрель.
1. Чтение: А. Майков «Колыбельная песня», В. Антонова «Зайки серые сидят», А. Александрова «Белки».
Цель: Учить слушать стихотворение, эмоционально реагировать на его содержание и участвовать в его драматизации.
2. Разучивание: Е. Благинина «Дождик, дождик…»
Цель: Развивать способность эмоционально воспроизводить стихотворение.
Май.
1. Чтение: К. Чуковский «Путаница», «Чудо дерево», В. Берестов «Коза», С. Маршак «Усатый-полосатый».
Цель: Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем чтении стихотворений; создавать благоприятную атмосферу для восприятия игровых и юмористических текстов.
2. Рассказывание: «Три поросенка» (англ. сказка, обр. С. Михалкова).
Цель: Развивать способность слушать и эмоционально реагировать на содержание литературного произведения.
В этот период планирую :
- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
- разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.
- оформить сборники сочинённых детьми сказок, рассказов, проиллюстрированных детскими рисунками.
Взаимодействие с родителями воспитанников.
Каждый месяц в группе организуется тематическая выставка детских книг с иллюстрациями из семейных библиотек.
Октябрь - Анкетирование родителей на тему: «Читаем книги с ребёнком дома»;
Ноябрь - Круглый стол с родителями «В гостях у сказки».
Декабрь - Реализация проекта: «В гостях у сказки».
Январь - Участие родителей и детей в книжном марафоне «Читаем сказки» (Дети и родители заводят специальный альбом, в котором записывают все прочитанные сказки и сказочные повести. К каждой сказке рисуют картину).
Март - Стенгазета «Мои любимые книги».
Май - Совместный выход воспитателя, родителей и детей в театр Юного зрителя.