gabitova
План самообразования по патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Актуальность темы:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Возрождение духовнонравственного воспитания — это шаг к возрождению России.
Публикация «План самообразования по патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 гг.», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493, определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов».
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень яркие и сильные, и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина - Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, поселка, а в дальнейшем - и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной - Россией - является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине - значит, он является её сыном, значит Россия для него - Родина.
В комплексных программах воспитания и обучения дошкольников определены основные задачи и содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию, опираясь на них, нужно вести целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с понятием “Родина”.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Родной край, район, поселок. Надо показать ребенку, что родной край, район, поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Край, район, село - частица Родины.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек, прабабушек, участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг”, и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит
своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. “В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям”, - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя с детьми, и с их родителями.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Моя задача— выбрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т. п. Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, я обязана сама хорошо его знать. Я должна продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Встает вопрос - как обеспечить и правильно организовать более плодотворную воспитательную работу в детском саду, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Поэтому, моя тема самообразования в этом учебном году посвящена вопросу нравственно -патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО.
Цель самообразования.
Цель: повысить профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО.
Задачи.
• повысить свой теоретический и научно - методический уровень. через подборку и изучение методической литературы;
• проанализировать условия, созданные в детском саду для патриотического воспитания;
• разработать консультации для родителей;
• разработать перспективно-тематический план работы по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников и применить его на практике.
• -разработать методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО»;
• оформление тематической выставки «Нравственно - патриотическое воспитание» (картотека дидактических и мультимедийных игр для детей, художественная литература, методическая литература, пособия);
• круглый стол для педагогов «Растим детей патриотами».
• провести самоанализ и подготовить творческий отчет о проделанной работе на итоговом педсовете.
Формы и методы работы.
• Занятия.
• Беседы.
• Рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий.
• Наблюдения.
• Метод решения проблемных ситуаций.
• Загадки, пословицы.
• Чтение художественных произведений.
• Виртуальные прогулки и экскурсии.
• Экскурсии. (в библиотеку, к обелиску)
• Изобразительная деятельность.
• Настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры.
• Семейный творческий конкурс, рисунки, поделки, советы родителям.
• Конкурс детского рисунка, детский вернисаж.
• Встреча детей с защитниками Отечества.
• Досуги.
Этапы, содержание работы, форма отчёта о проделанной работе.
Этап, срок реализации Содержание работы Форма отчёта
1 этап организационно
— 1. Составление библиографии по теме самообразования.
2. Изучение и анализ 1. Список библиографии.
ознакомительный (сентябрь - октябрь 2023 г.) методической литературы и современных подходов в вопросе патриотического воспитания.
3. Составление плана работы с детьми и родителями по следующим блокам:
• «Я и моё ближайшее окружение»
(моя семья, мой детский сад).
• «Мой дом, моя улица».
• «Мое родное село».
• «Наша Родина - Россия».
• «Защитники Отечества»
4. Подготовка практического материала: (наглядные пособия, настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, альбомы, оформление уголка по патриотическому воспитанию) 2. Оформление папки по самообразованию.
3. Перспективный план работы с детьми в
разновозрастной группе
4. Уголок
патриотического воспитания.
5. Альбом «Моя семья».
2 этап - основной
(сентябрь2023 - май 2024 г.) 1. Внедрение в работу подготовленного материала.
• Практическое применение наработанных материалов с детьми старшего возраста.
• Промежуточная диагностика детей по данной теме.
• Проведение мероприятий с родителями, согласно плана работы. 1. Конспекты ООД.
3. Консультации для родителей по данной теме.
4. Папки - передвижки.
3 этап - заключительный (май 2024г.) 1. Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы.
2. Самоанализ педагогической деятельности.
3. Обобщение и распространение педагогического опыта. 1. Оформление папки по обобщению опыта.
2. Создание презентации о проделанной работе.
Перспективно - тематический план работы по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников в разновозрастной группе
Месяц Работа с детьми Работа с родителями
Мероприятия
Сентябрь Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.
Картотека дидактических и подвижных игр
Тематический день ко дню национального костюма Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»
Октябрь. Поздравление бабушек с днем пожилых. Беседа по теме «Улица, на которой я живу».
Ознакомление с символикой Республики Башкортостан
Экскурсии по улицам села Изготовление альбома «Улицы моего села»
Ноябрь. Выставка работ детского творчества. ООД «Это я и моя дружная семья».
Подготовка и
проведение праздника «День матери».
Ознакомление с обычаями и традициями нашего народа.
Подготовка и проведение Фотоальбом «Семейные традиции»
Фотовыставка «Мама, милая моя»
Декабрь. Оформление группы в соответствии с праздником.
Подготовка и
проведение праздника «Новый год».
Конкурс поделок «Новогодняя композиция» выставка рисунков «Новый год»
Лепка снежных фигур
Январь. Экскурсии по родному селу Профессии наших родителей
Изготовление лэпбуков
Февраль. Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества». Масленица
Оформление группы в соответствии с праздником. Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».
Фотовыставка «Мой папа самый самый»
Март. Беседы «Мама, как пуговка - на ней всё держится», «Что умеет моя бабушка?» Выставка Выставка поделок руками бабушек и мам
детских работ «Мамин портрет».
Оформление группы в соответствии с праздником.
Апрель. ОД «Первые в космосе»
Викторина «Я познаю космос». Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».
«День земли» - посадка семян Совместный труд детей и родителей на субботниках по уборке участка ДОУ «Марафон добрых дел»
Май. Экскурсия к обелиску воинской славы, приуроченная ко Дню Победы.
Утренник, посвящённый Дню Победы. Выпускной «До свидания детский сад»
Оформление группы в соответствии с праздником. Консультация «Воспитание
патриотических чувств у дошкольника». Встреча с ветеранами – «Детьми войны»
Сентябрь- май. Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.
Отчёт по теме самообразования.
Рекомендации для родителей.
• Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для
него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
• Обращайте внимание ребенка на красоту родного села
• Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице,
поговорите о значении каждого объекта.
• Дайте представление о работе общественных учреждений:
магазина, библиотеки, медпункта и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
• Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и
озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор
• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других
людей.
• Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего
народа
• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное
поведение в общественных места
Список литературы:
1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»
2. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»
3. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»
4. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно - патриотического воспитания дошкольников.
5. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»
6. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России». Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. - М. : Изд. СКРИПТОРИЙ 2003, 2019 г.
7. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»
8. Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»
9. «Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)
10. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
11. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
Статьи:
1. Дмитриева Э. А. «Патриотическое воспитание в ДОУ»
2. Базарова О. Б. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
3. Петрова В. И. «Нравственное воспитание в детском саду»
4. Иванова Т. В. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет»