Ирина Бабина
План режима «Каникулы» в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН РЕЖИМА «КАНИКУЛЫ» В ДЕТСКОМ САДУ
Первая младшая группа (дети от 2 до 3 лет)
Время проведения – 4-ая неделя декабря.
Базовый режим жизнедеятельности детей (время приема пищи, дневного сна) не изменяется.
Утренняя гимнастика проводится в форме игр, а еще лучше использовать для утренней гимнастики упражнения под музыку Железновой «Аэробика для малышей» : «Автобус», «Танец червяков», «Мороз», «У жирафов», «Зайка» и пр.
Публикация «План режима „Каникулы“ в детском саду» размещена в разделах
Время прогулок увеличивается в дни карантинов и периоды повышенной заболеваемости, в остальное время – соответственно режиму дня для данной возрастной группы.
При укладывании детей во время дневного сна звучит колыбельная (звукозапись или пение воспитателя).
После сна дети выполняют несложные упражнения в постели под стихотворения или потешки, которые произносит воспитатель (а при его отсутствии тот, кто его замещает). В групповой комнате организовывается ходьба по массажной дорожке, затем – водные процедуры.
Понедельник. «Птицы зимой».
После завтрака (в дни карантинов и периоды повышенной заболеваемости после осмотра детей врачом или медсестрой) в гости к детям прилетает «воробышек» : это может быть младший воспитатель (а при его отсутствии муз. руководитель, физорг) или ребёнок из старшей возрастной группы (при отсутствии карантина) в костюме воробья.
Воспитатель: «Посмотрите, ребятки, кто прилетел к нам в гости!» Дети: «Птичка!» Воспитатель: «Да, птичка. Это веселый воробей!» «Воробей» : «Чик-чирик! Здравствуйте. Давайте познакомимся. (Воробышек знакомится с каждым ребенком). Какие вы все хорошие детки! А давайте поиграем. (Если роль воробышка играет ребенок, то условия игры объясняет воспитатель). Вы будете маленькими воробышками, а я – вашей мамой воробьихой.
Мама воробьиха зовет своих детей:
«Ко мне, мои воробышки, летите поскорей!
Сегодня начинаем учиться мы летать.
Скорее в круг вставайте и будем начинать».
(Построение в круг. Ходьба по кругу с характерными движениями рук – «помахивание крыльями». «Мама воробьиха» показывает движение, а затем отходит в сторону, «присматривает за детьми». Пока «воробьиха» смотрит, дети выполняют ходьбу по кругу.
Воспитатель: «Уснула воробьиха, а воробышкам только того и надо. Расправили они крылышки и разлетелись кто куда. Летают воробьи по всей группе. (Бег врассыпную.)
«Воробьиха» просыпается:
Чик-чирик, чик-чирик,
Что за шум? Что за крик?
В круг скорее становитесь
И опять летать учитесь!
Дети встают в круг, игра повторяется. «Воробьиха» делает вид, будто засыпает, дети разбегаются врассыпную, затем «воробьиха» просыпается.
Задремала я всего на минутку,
Воробьишки расшалились не на шутку.
Буду строго я теперь следить за вами,
Чтоб послушными росли вы воробьями.
«Воробей» : Хорошо поиграли? Мне тоже понравилось!»
Воспитатель: Ребятки, у нас в комнате тепло? (Да). А птички днем и ночью находятся на улице. А зимой нас погода не балует. Мы, чтобы защититься от мороза, надеваем теплую одежду. А вот у птичек ее нет. Чтобы птицы могли пережить зиму, они должны хорошо кушать. Но где же воробышки и другие птички достанут зернышки? Всюду лежит снег. В это время только люди могут помочь птичкам. Давайте и мы с вами позаботимся о них. Мы сделаем кормушку для птиц.
Воспитатель изготавливает кормушку из 5-литровой пластиковой бутылки или канистры. Дети помогают воспитателю: размечают окошки, отгибают разрезанные части, держат веревочки, продевают их в отверстия.
Воспитатель: «Вот и готова наша кормушка. Теперь в нее надо насыпать зерна. (Насыпают в кормушку пшено, горох, семечки. Воспитатель называет все виды зерен). Готово! Сейчас мы пойдем на улицу, повесим нашу кормушку на дерево. Воробышек, зови своих друзей, прилетайте кушать!
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо».
(Воробышек благодарит детей и «улетает». При плохой погоде отдаем кормушку «воробышку» с собой).
На прогулке проводится наблюдение за птицами: воробьем, голубем, вороной. (При плохой погоде дети с воспитателем отправляются в спортивный зал. Рассматривают картинки с изображением воробья, вороны, голубя, птиц на кормушке).
Уточняются характерные движения птиц: воробей прыгает, голубь ходит, кивая головой, ворона ходит важно. Пение песенки «Маленькая птичка прилетела к нам…»
Игра «Воробышки».
В гнезде воробышки живут
И утром все они встают. («Воробышки» встают, машут «крылышками», «чирикают»).
«Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик» —
Так весело поют.
Довольно в гнездышке сидеть,
Пора на солнышко лететь. («Вылетают» из угла комнаты, кружатся, «чирикают»).
«Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик» —
И крылышки согреть.
Вот возле домика есть сад,
Летите крошечки искать, («Летят» на другой конец комнаты. Садятся на корточки, постукивают пальцами по полу — клюют).
«Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик» —
И крошечки искать.
Будь осторожен, воробей,
Крадется кошка из дверей. (Появляется «кошка» (взрослый). Воробышки вскакивают и прячутся в гнезде. «Кошка» за ними гонится).
«Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик» —
Все в гнездышко скорей.
(Если игра проводится в спортзале, можно привлечь старших детей поиграть с малышами).
После полдника (в дни карантинов и периоды повышенной заболеваемости после осмотра детей врачом или медсестрой) спросить детей, кто прилетал к ним в гости, кого они видели на прогулке или картинках. Попросить детей показать, как воробьи клюют зернышки и хлеб:
Зимой хлебных крошек не жалей,
Птичек ими угости скорей!
А как ходит ворона? (Если дети затрудняются, воспитатель помогает им) :
Ворона снега съела,
Ангиной заболела!
Хочет крикнуть – да никак!
Снег не будешь есть!
Далее воспитатель и дети выходят на прогулку (при плохой погоде – в другое помещение).
Игра «Воробышки и автомобиль». (При проведении игры в помещении можно использовать музыкальное сопровождение «Воробушки и автомобиль муз. М. Раухвергера, детям на головы надеть ободки с изображением птиц).
Прилетели птички,
Птички-невелички. (Дети-«птички» «летают» — бегают, размахивая крыльями-ручками).
Летали, летали,
Крыльями махали.
Так они летали,
Крыльями махали.
На дорожку сели, («Птички» прыгают, приседают, садятся
на корточки, стучат пальчиками об ладошку другой руки - клюют «зернышки»)
Зернышки клевали
Воспитатель берет в руки игрушечную машинку или руль. Пробегает по комнате, управляя «автомобилем», при этом приговаривая:
Автомобиль по улице бежит,
Пыхтит, спешит, в гудок гудит.
Тыр-тыр-тыр! Берегись,
Ду-ду-ду! Посторонись!
Дети-«птички» быстро разбегаются и прячутся от автомобиля. Пробегает с автомобилем по кругу, а потом говорит: «Автомобиль в гараж уехал, вылетайте, птички!» Игру можно повторить несколько раз.
Вторник. «Снегурочка в гостях у ребят».
После завтрака (в дни карантинов и периоды повышенной заболеваемости после осмотра детей врачом или медсестрой) к детям приходит Снегурочка (переодетый воспитатель, младший воспитатель; при недостаточности персонала – муз. руководитель, методист, физорг или при отсутствии карантина девочка из подготовительной к школе группы).
Снегурочка: «Ребятки, здравствуйте! Какая красивая у вас в группе елочка! На какой праздник вы нарядили елочку? (На Новый год). Правильно, молодцы.
Елка наряжается,
Праздник приближается.
Новый год у ворот –
Ребятишек елка ждет.
А песенку про елочку вы знаете? (Да)
Давайте перед елочкой встанем в хоровод,
И споем, и спляшем в веселый Новый год!
(Хоровод «В лесу родилась елочка»).
Не одна я к вам пришла, я лисичку привела!»
(Мл. воспитатель или другой свободный взрослый надевает костюм или маску лисички. Детям надевают шапочки или ободки с ушками зайчиков).
Игра «Зайчики и лисичка» (сл. В. Антоновой, муз. Г. Финаровского) –
движения соответственно словам песенки.
Снегурочка: «Спасибо, лисичка! Приходи к нам еще! До свидания! А я предлагаю вам еще одну игру!»
Игра «Все захлопали в ладошки».
Все захлопали в ладошки (Дети хлопают в ладошки)
Дружно, веселее.
Застучали наши ножки (Дети топают ножками)
Громче и быстрее.
По коленочкам ударим, (Дети хлопают по коленкам)
Тише, тише, тише…
Ручки, ручки поднимаем (Дети медленно поднимают ручки вверх)
Выше, выше, выше…
Завертелись наши ручки, (Все поворачивают кисти рук то вправо, то влево, опускают ручки)
Снова опустились.
Покружились, покружились
И остановились.
А теперь пора собираться на прогулку. (При плохой погоде все перемещаются в спортивный зал или при отсутствии карантина идут в гости к детям другой группы. Старшие дети показывают малышам «Танец снежинок», читают стихи про елку и новогодний праздник).
На прогулке – наблюдение за елью (колючая, с иголками, зеленая, на ветках шишки и т. д.) Воспитатель поет песенку «Елочка» (муз. и сл. Л. Вахрушевой).
Игра «Снежок».
Воспитатель помогает детям взяться за ручки и сделать кружок. Встает в круг с ними.
Выпал беленький снежок,
Собираемся в кружок.
Мы потопаем, мы потопаем! (Топают ножками)
Будем весело плясать,
Будем ручки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем! (Хлопают в ладошки)
Будем прыгать веселей,
Чтобы было потеплей.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем. (Прыгают на месте).
Игра «На елку».
Ну-ка, елочка, светлей,
Засверкай огнями!
Пригласили мы гостей
Веселиться с нами.
По дорожкам, по снегам,
По лесным лужайкам
Прискакал на праздник к нам
Длинноухий зайка. (Дети скачут, как зайчики).
А за ним, смотрите все,
Рыжая лисица.
Захотелось и лисе
С нами веселиться. (Дети бегут тихо-тихо, как лисонька).
Вперевалочку идет
Косолапый мишка.
Он несет в подарок мед
И большую шишку. (Дети топают медленно, вперевалочку).
Ну-ка, елочка, светлей
Засверкай огнями,
Чтобы лапы у зверей
Заплясали сами! (Педагог напевает веселую мелодию, дети пляшут кто как хочет).
После полдника (в дни карантинов и периоды повышенной заболеваемости после осмотра детей врачом или медсестрой) вновь появляется Снегурочка: «Добрый вечер, а вот и я. Отдохнули? (Да) Покушали? (Да) Поиграем? (Да)»
Игра «На елку» (повторение).
Игра «Снег кружится».
Воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок. Затем предлагает всем участникам игры ободки-снежинки.
Воспитатель предлагает детям покружиться, произнося «Снег, снег кружится, белая вся улица!»
Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок».
Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. Воспитатель произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! («В-в-в-в!» - произносят дети.) Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».
Дети разбегаются по комнате.
Игры могут повторяться несколько раз по желанию детей.
Снегурочка: «Спасибо вам, ребятки, за веселые игры! А завтра приходите все нарядные, я приглашаю вас к себе в гости, на праздник. И Дедушка Мороз обязательно придет, подарки для вас принесет. До завтра, ребятки, до свидания!»
Воспитатель выходит с детьми на прогулку, где можно повторить знакомые игры. При плохой погоде дети играют в группе с любимыми игрушками под руководством воспитателя.
Среда. «Новогодний праздник».
При карантине проводится в групповой комнате.
Утром воспитатель напоминает детям, что скоро наступит Новый год – праздник для всех. Уже везде стоят украшенные елки, и в муз. зале нас тоже ждет нарядная елка. Мы будем около нее петь и плясать, встречать Снегурочку и Деда Мороза.
После завтрака воспитатели и мл. воспитатель одевают детей в праздничную одежду, и все вместе отправляются на праздник.
Праздник проводится по заранее подготовленному муз. руководителем сценарию.
После праздника взрослые одевают детей на прогулку. При плохой погоде воспитатели и дети остаются в группе, беседуют о прошедшем празднике, читают сказку «Снегурочка», рассматривают иллюстрации, играют в игры по желанию детей. По возможности присутствуют в качестве зрителей на праздничном утреннике у детей другой группы.
На прогулке организовываются подвижные игры.
Игра «На елку» (см. выше).
Игра «Снежок» (см. выше).
Игра «Дед Мороз».
Воспитатель напоминает детям, что Дед Мороз живет в лесу, где живут еще зайцы, лисички, мишки, лесные птички.
Воспитатель говорит низким голосом:
Я – Мороз, Красный нос,
Бородою зарос.
Я ищу в лесу зверей.
Выходите поскорей!
Выходите, зайчики!
Дети прыгают навстречу воспитателю, как зайчики.
Воспитатель: «Заморожу! Заморожу!»
Воспитатель пытается поймать ребят. Дети разбегаются.
Каждый раз «Дед Мороз» приглашает выходить из леса новых зверей (мишек, лисичек, лесных птичек. Дети имитируют их движения, а затем убегают от «Деда Мороза».
После полдника (в дни карантинов и периоды повышенной заболеваемости после осмотра детей врачом или медсестрой) театрализованный показ сказки «Теремок» (кукольный театр).
На вечерней прогулке (при плохой погоде – в группе) воспитатель предлагает детям показать, как бежит мышка, прыгает лягушка, скачет зайчик, бегут лисичка и волк, идет медведь косолапый.
Игра «Ворона и собачка».
Воспитатель произносит:
Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны: «Кар! Кар! Кар!»
Дети прыгают, изображая ворон, издают каркающие звуки.
Педагог подходит к «воронам», берет в руки игрушечную собачку и говорит:
Тут собачка прибежала
И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!»
Вороны разбегаются в разные стороны.
Четверг. «В гости к бабушке».
После завтрака (в дни карантинов и периоды повышенной заболеваемости после осмотра детей врачом или медсестрой) воспитатель показывает детям красивый конверт, в нем письмо от бабушки: «Ребята! Внучки и внучата! Сегодня, в этот день и час, я приглашаю в гости вас!» Воспитатель и дети отправляются в спорт. зал, где уже стоит макет домика, за которым спряталась «бабушка» (методист, физорг или муз. руководитель).
Воспитатель: «Ребятки, садитесь в поезд и поехали к бабушке!» Под музыку «Поезд-марш-тренаж» Т. Суворовой дети с воспитателем делают круг по залу и останавливаются возле домика. Постучались. Выходит бабушка: «Здравствуйте, мои хорошие ребятки. Я вас ждала, ждала, все глаза проглядела. Ох вы мои хорошие, ой вы мои пригожие ребятки (всех обнимает). А хотите послушать сказку? Тогда садитесь на лавочку, слушайте и смотрите внимательно. Сказка называется «Кот, петух и лиса». (Показ сказки). Понравилась вам сказка? Про кого эта сказка? Где жил петушок? Как он кричит? Кто жил вместе с петушком? Как котик мяукает? Что сделала лиса? Где лиса живет? Что хотела сделать лиса с петушком? Кто спас петушка? Вы рады за петушка? А теперь я вам напеку вкусных-превкусных оладушков. А может вы, ребятушки поможете мне?
Сначала я замешу тесто. (Бабушка вымешивает заранее приготовленное соленое тесто. Во время вымешивания приговаривает сначала сама, а потом вместе с детьми потешку) :
Ладушки, ладушки,
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Оле дала, Маше дала… (перечисляет всех детей)
Всем дала.
Тесто готово, можно делать оладушки. (Бабушка зовет детей к длинному столу, на котором уже лежат дощечки для лепки и салфетки для рук. Дает каждому ребенку по небольшому кусочку теста, показывает, как сделать «оладушек». Дети начинают лепить: раскатывают тесто между ладонями, придавая ему форму шарика, затем приплющивают шарик с двух сторон. Бабушка помогает детям. Готовые изделия выкладывают на большую тарелку). Вот как много оладьев мы испекли! Давайте теперь пить чай! (Организуется имитация чаепития с игрушечной чайной посудой. Потешка про оладьи проговаривается еще раз).
А теперь можно и поиграть.
Игра «Бабушка Маланья».
Текст сопровождается выразительными движениями:
У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Все без бровей,
С такими ушами,
Такими глазами,
Такими носами
С такой головой,
Такой бородой.
(при этом воспитатель показывает руками «круглые глаза», «большой
нос», закрываете брови и т. д.)
Ничего не ели,
Целый день сидели,
Делали вот так.
Здесь воспитатель показывает какое-нибудь смешное движение, которое может развеселить ребят и которое им легко повторить (можно сделать длинный нос или рожки или принять причудливую позу). Дети с удовольствием будут повторять все эти забавные действия и текст.
Бабушка: Пришло время возвращаться обратно. Садитесь в свой поезд и отправляйтесь в путь. Приезжайте еще, не забывайте бабушку! До свидания!
Дети с воспитателем паровозиком под музыку уходят в группу.
При плохой погоде можно пойти в группу к другим детям, поиграть с ними (при отсутствии карантина); можно почитать сказки или потешки в своей групповой комнате.
В хорошую погоду дети и воспитатель отправляются на прогулку. Наблюдение за кошкой (есть голова, хвост, лапы; она любит молоко, рыбку). Как кошка просит молочка? («Мяу!») А как говорит «спасибо»? («Мур»). Спеть песенку «Кошка» (сл. Н. Френкель, муз. Ан. Александрова).
Игра «Мыши водят хоровод».
Дети – мышки; игрушечный кот Васька. Пока кот спит, мышки бегают, веселятся, но как только Васька просыпается, разбегаются, чтоб кот не поймал».
Воспитатель поет:
Ля-ля-ля!
На печурке дремлет кот.
Ля-ля-ля!
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот –
Разобьет наш хоровод!
Мышки не слушаются, бегают, пищат.
Вот проснулся Васька-кот,
Разбежался хоровод!
Воспитатель берет игрушку и бегает за мышками: «Мяу! Мяу!» Мышки разбегаются.
Игры по желанию детей.
После полдника самостоятельные игры детей с любимыми игрушками под руководством воспитателя, организация сюжетно-ролевых игр: «К куклам в гости», «Угостим мишку чаем», «Полечим зайку» и т. п.
На вечерней прогулке игры детей с лопатками и снегом «Расчищаем дорожку к дому бабушки». Подвижные игры по желанию детей.
Пятница. «Водичка, водичка…»
Утром во время мытья рук вспомнить потешку «Водичка, водичка…»
После завтрака (в дни карантинов и периоды повышенной заболеваемости после осмотра детей врачом или медсестрой) познакомить детей со свойствами воды с помощью простейших опытов.
Цель Оборудование Метод проведения
Показать, что вода не имеет формы Узкая и широкая баночки, песочная формочка в виде звезды
1. Возьмем узкую баночку и наполним ее водой.
2. Перельем эту воду в широкую баночку.
3. Перельем эту же воду в резную формочку.
4. Наблюдаем, как менялась форма воды.
5. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Показать, что чистая вода - прозрачная Стакан с водой, стакан с молоком, стеклышко
1. Возьмем картину и поставим на нее стакан с водой. Нам видно картину.
2. Теперь поставим на картину стакан с молоком. Через молоко картину не видно.
3. Положим стекло на картину – рисунок видно.
4. Вывод: через воду и стекло рисунок виден, а через молоко – нет. Значит, вода прозрачная как стекло.
Сделать воду непрозрачной Краски, кисточки, стакан с водой
1. Намочим кисточку и окунем ее в краску.
2. Добавим краску понемногу в стакан с водой. Наблюдаем, как изменится прозрачность воды.
3. Смотрим через воду на картину – рисунок не виден.
4. Вывод: вода потеряла свою прозрачность.
Увидеть радугу в стакане воды Зеркало, стакан с водой
1. В солнечный день ставим зеркало в воду под небольшим углом. Поймаем зеркалом солнечный луч и направим его на стенку.
2. Поворачиваем зеркало до тех пор, пока не увидим на стакане спектр.
3. Вывод: вода в стакане, преломляя солнечные лучи, образует весь спектр цветов радуги.
Показать детям, как вода может переходить из одного состояния в другое. Вода, форма для льда
1. Налить воду в форму для льда и вынести на холод на улицу.
2. После прогулки принести форму и наблюдать, как вода из жидкости превратилась в лед (стала твердой).
3. Оставить форму на столе. Наблюдать, как лед растает, и вода снова превратится в жидкость. 4. Делаем вывод: вода может быть жидкой и твердой
Прогулка. Понаблюдать с детьми, как идет снег (по возможности). Отметить свойства снега: белый, пушистый, легкий. Помочь детям увидеть красоту зимнего, снежного пейзажа, красоту падающего снега. Загадать загадку:
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка).
Рассматривание снежинок.
Белая, узорная звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку, посиди минутку.
Предложить детям изобразить падающие снежинки.
Игра «Снег кружится» (см. выше).
Прочитать стихотворение М. Познанской «Снег идет» :
Тихо, тихо, снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
Предложить детям лопатами расчистить дорожку от снега.
В плохую погоду можно пойти в муз. зал, еще раз полюбоваться наряженной елкой, попеть знакомые песенки, поплясать; в групповой комнате почитать знакомые стихи и потешки, поиграть в подвижные игры по желанию детей; организовать сюжетно-ролевую игру «Покатаем куклу на санках», прочитать стихотворение О. Высотской:
Покатились санки вниз.
Крепче, куколка, держись!
Ты сиди, не упади –
Там канавка впереди!
Надо ездить осторожно!
А не то разбиться можно.
После полдника (в дни карантинов и периоды повышенной заболеваемости после осмотра детей врачом или медсестрой) театрализованный показ «Лиса, заяц и петух».
На вечерней прогулке поиграть с детьми в любимые ими игры. В плохую погоду организовать игры в групповой комнате.
Литература:
1. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. – М., 2008.
2. Зенина Т. Н. Ознакомление детей раннего возраста с природой. – М., 2006.
3. Смирнова Е. О. Дети раннего возраста в детском саду. – М., 2010
4. Власенко О. П., Ковригина Т. В., Мезенцева В. Н., Павлова О. В. Комплексные занятия, первая младшая группа. – Волгоград, 2012.
5. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А., Праздник каждый день, младшая группа. – С-П., 2007.