Айгуль Гасанова
План работы по самообразованию воспитателя «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию воспитателя на 2022 – 2023 учебный год по теме: «Пальчиковые игры - основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» Составитель: воспитатель Гасанова Айгуль Давлетовна
Ф. И. О. педагога: Гасанова Айгуль Давлетовна
Образование: высшее
Стаж педагогической работы : 25 лет
Наличие квалификационной категории по данной должности: высшая
Публикация «План работы по самообразованию воспитателя „Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Тема самообразования : «Пальчиковые игры - основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»
Возрастная группа: первая младшая
Дата начала работы над темой : сентябрь 2022 г.
Предполагаемая дата окончания работы : май 2024 г.
Цель работы : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников».
Задачи:
1. Изучение учебной, научно – методической литературы по данной теме.
2. Разработать тематическую картотеку пальчиковых игр и упражнений в соответствии с комплексно – тематическим планированием.
3. Пополнить необходимым ППРС группы: атрибутика, массажные мячи, пальчиковые театры, пальчиковые краски.
4. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
5. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.
6. Повысить компетентность родителей, педагогов о значимости пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность: Известный педагог - новатор В. А. Сухомлинский сказал: что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предмета. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулирует творческие способности, фантазию, речь. Пальчиковые игры – хорошие помощники в подготовке руки ребенка к письму.
В процессе своей работы в ДОУ я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чем причина задержки речи?
Чтобы ответить на вопрос, я обратилась к исследованиям известных педагогов Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук для детей раннего возраста», С. О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я решила заняться ее изучением путем самообразования.
Буду создавать картотеки пальчиковых игр, которые будут направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей и развития мелкой моторики рук.
Основные направления работы с детьми :
Пальчиковая гимнастика.
Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок).
Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
Игры в «сухом бассейне», наполненном фасолью или цветными крышками.
Формы работы :
o Совместная деятельность воспитателя с детьми.
o Индивидуальная работа с детьми.
o Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
1 этап: информационно-аналитический (вводно-ознакомительный).
2 этап: внедрение в практику.
3 этап: представление опыта работы по теме.
План работы на 2022-2023 учебный год
Раздел Срок Содержание работы
Методическая работа В течение года -чтение конкретных периодических, педагогических изданий;
-чтение методической, педагогической и предметной литературы;
-обзор в интернете информации по теме;
-посещение семинаров, тренингов, занятий коллег;
-дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
-проведения открытых занятий для анализа со стороны коллег;
-изучение и внедрение новых технологий;
-разработка новых форм, методов и приемов обучения.
Работа с детьми Сентябрь Дидактические игры : «Цветные колечки», «Пирамидка»
Пальчиковые игры : «Ладошки», «Построим дом», «Семья»
Самомассаж : «Прятки»
Октябрь Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»
Пальчиковые игры : «Грибы», «Фрукты», «Овощи»
Перекладывание из одной емкости в другую
Дидактическая игра: «Сухой бассейн»
Ноябрь Пальчиковые игры : «Коза рогатая», «Вот глазки – вот, вот…», «Мухи летели»
Дидактическая игра: «Прищепки»
Самомассаж : «Ручки греем»
Упражнение: «Пуговицы»
Декабрь Пальчиковые игры : «Новогодние игрушки», «Замок», «Этот пальчик в лес ходил»
Конструирование: «Башенка»
Дидактическая игра: «Рисуем на крупе»
Настольная игра: «Мозаика»
Январь Сортировка различных круп, мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц
Игры с карандашами, работа с пластилином
Игры с резиночками, шнуровка, застёгивание молний
Игры с пластмассовыми яичками из киндера
Февраль Пальчиковые игры : «Колючий мячик», «Паучок»,
«Лягушка – попрыгушка»
Игры с предметами : деревянные игрушки со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, резинок.
Самомассаж : «Добываем огонь»
Март Пальчиковые игры : «Червячок», «Пальчики заснули»
Пальчиковое рисование : «Букетик для мамы»
Самомассаж : «Стряпаем»
Апрель Пальчиковые игры : «На лесной лужайке», «Мылом мыли ручки», «Кольцо», «Пальчики здороваются»
Застегивание и расстегивание пуговиц
Игра: «Спрячь в ладошке»
Упражнение: «Фонарики»
Май Пальчиковые игры : «На кухне, на стене», «Кот на печи», «Пряничек», «Курочка – рябушечка»
Игра: «Собери бусы»
Игра: «Где же, где же наши ручки?»
Складывание в бутылочку
Работа с семьей Сентябрь Папка-передвижка «Роль пальчиковых игр в развитии речи вашего ребенка»
Октябрь Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры»
Ноябрь Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей
Декабрь Консультация для родителей «Творческие пальчиковые игры : с использованием песка, пластилина, красок»
Январь Памятка «Пальчиковые игры для малышей»
Февраль Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома»
Март Фотовыставка «Наши с мамой руки»
Апрель Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику пальцев рук путем самомассажа»
Май Индивидуальные беседы с родителями плохо говорящих детей
Изучение методической литературы В течение года 1. Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
2. Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук для детей раннего возраста».
3. С. О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».
4.«Ребенок от рождения до года» под ред. С. Н. Теплюк.
5. Н. А. Ильина «Играем в памперсах» (с рождения).
6. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей» (с рождения).
7. Н. С. Жукова «Учимся говорить правильно» (от 1 г.).
8. Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками».
Систематически Участие в конкурсах, конференциях, и т. д.
В течение года Прохождение курсов повышения квалификации
Самореализация :
Изучение литературы по данной теме.
Подбор материала по теме.
Консультация для педагогов: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Оформить картотеку пальчиковых игр.
Комплекс упражнений для самомассажа кистей рук с природным материалом.
Комплекс упражнений для самомассажа кистей рук с использованием массажного мячика.
Отчёт по теме самообразования.