Анна Романенко
Предпосылки речевого общения у неговорящих детей с расстройством аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
ПРЕДПОСЫЛКИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
Аннотация
В данной статье представлены варианты коррекционного воздействия с неговорящими детьми с РАС.
Ключевые слова
Аутизм, коммуникация, развитие ребенка, коррекционное воздействие.
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) являются наиболее сложной группой «особенных» детей. На фоне глубокого нарушения всей познавательной деятельности отчётливо выступает недоразвитие речию. Большая часть детей данной категории поступает в деский сад и школу без речи. Речь говорящих детей имеет своеобразие, которое проявляется в недоразвитии лексико – грамматического строя, нарушение звукопроизношения, сформированности смысловой стороны.
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Неговорящие дети
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В работе по развитию речи следует учитывать ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, элементарность потребностей и мотивов, снижение в целом активности всей деятельности.
Коррекционное воздействие необходимо вести в двух направлениях:
1. Создание предпосылок речевого развития.
2. Развитие основных функций речи (функции общения, познавательной функции и функции регуляции деятельности).
Коррекционная работа проводится по следующим направлениям:
1. Развитие психических функций.
2. Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентаций.
3. Развитие дыхания, голоса и артикуляционной моторики.
4. Развитие импрессивной речи (восприятие, понимание речи, анализ и синтез разных комбинаций звуков речи или письменных знаков, т. е. пассивной речи).
5. Развитие экспрессивной речи (произношение звуков речи, речевые высказывания).
Развитие психических функций.
Первый шаг – развитие произвольного внимания.
Важно, чтобы ребёнок нас «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Далее начинается работа с развития подражательной способности ребёнка. Нужно научить подражать действиям с предметами (мячом, кубиками, движениями рук, ног, головы.
Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.
Работу по развитию импрессивной базы нужно начинать с создания сенсорной базы. Важно, чтобы процесс восприятия предметов был сопряжен со словом.
Развитие моторики, пространственных представлений и ориентации.
Развитию способствуют физминутки, речевые игры с движением. Педагог читает текст, а ребёнок выполняет соответствующее движение. Это ходьба на месте, носочках, пятках, с движениями рук, прыжки, игры в мяч (ловить, катать). Сжимание предметов, в кулак, сгибание и разгибание.
Построение из кубиков домика, работа с разборными игрушками, мозаикой, составление разрезных картинок, завязывание шнурков, пальчиковую гимнастику.
Развитие дыхания, голоса, артикуляционной моторики.
Здесь ведётся работа над формированием долгого выдоха с усилением воздушной струи. (Моем куклу, пена, перья).
Формирование простейших артикуляционных движений.
Упражнения для губ: сжатие, вытягивание трубочкой, растягивание в улыбку, открывание и закрывание рта, вибрация. Упражнения для языка: движение языка вперёд – назад, вправо – влево, вверх, вниз, щёлканье.
Все упражнения даются дозированно, что-бы не утомить ребёнка.
Развитие импрессивной речи.
Дети с расстройством аутистического спектра имеют разный уровень развития импрессивной речи. У одних понимание обращённой речи в пределах бытовой ситуации, у других практически отсутствует.
Развитие импрессивной речи предполагает развитие понимания обращённой к ребёнку речи. Далее идёт работа над обогащением словарного запаса и его активизации.
Все занятия логопеда с данной категорией детей проходят в игровой форме, что позволяет гибко переключать внимание ребёнка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса. (Все пособия должны быть под рукой в случае немедленной смены деятельности).
Медленно, но речь детей развивается, они начинают использовать её как средство общения.