Получи документы

Предпосылки речевого общения у неговорящих детей с расстройством аутистического спектра

Анна Романенко
Предпосылки речевого общения у неговорящих детей с расстройством аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы

ПРЕДПОСЫЛКИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

Аннотация

В данной статье представлены варианты коррекционного воздействия с неговорящими детьми с РАС.

Ключевые слова

Аутизм, коммуникация, развитие ребенка, коррекционное воздействие.

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) являются наиболее сложной группой «особенных» детей. На фоне глубокого нарушения всей познавательной деятельности отчётливо выступает недоразвитие речию. Большая часть детей данной категории поступает в деский сад и школу без речи. Речь говорящих детей имеет своеобразие, которое проявляется в недоразвитии лексико – грамматического строя, нарушение звукопроизношения, сформированности смысловой стороны.

Темочки:

В работе по развитию речи следует учитывать ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, элементарность потребностей и мотивов, снижение в целом активности всей деятельности.

Коррекционное воздействие необходимо вести в двух направлениях:

1. Создание предпосылок речевого развития.

2. Развитие основных функций речи (функции общения, познавательной функции и функции регуляции деятельности).

Коррекционная работа проводится по следующим направлениям:

1.  Развитие психических функций.

2.  Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентаций.

3.  Развитие дыхания, голоса и артикуляционной моторики.

4. Развитие импрессивной речи (восприятие, понимание речи, анализ и синтез разных комбинаций звуков речи или письменных знаков, т. е. пассивной речи).

5. Развитие экспрессивной речи (произношение звуков речи, речевые высказывания).

 Развитие психических функций.

Первый шаг – развитие произвольного внимания.

Важно, чтобы ребёнок нас «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Далее начинается работа с развития подражательной способности ребёнка. Нужно научить подражать действиям с предметами (мячом, кубиками, движениями рук, ног, головы.

Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.

Работу по развитию импрессивной базы нужно начинать  с создания сенсорной базы. Важно, чтобы процесс восприятия предметов был сопряжен со словом.

Развитие моторики, пространственных представлений и ориентации.

Развитию способствуют физминутки, речевые игры с движением. Педагог читает текст, а ребёнок выполняет соответствующее движение. Это ходьба на месте, носочках, пятках, с движениями рук, прыжки, игры в мяч (ловить, катать). Сжимание предметов, в кулак, сгибание и разгибание.

Построение из кубиков домика, работа с разборными игрушками, мозаикой, составление разрезных картинок, завязывание шнурков, пальчиковую гимнастику.

Развитие дыхания, голоса, артикуляционной моторики.

 Здесь ведётся работа над формированием долгого выдоха с усилением воздушной струи. (Моем куклу, пена, перья).

  Формирование простейших артикуляционных движений.

Упражнения для губ: сжатие, вытягивание трубочкой, растягивание в улыбку, открывание и закрывание рта, вибрация. Упражнения для языка: движение языка вперёд – назад, вправо – влево, вверх, вниз, щёлканье.

Все упражнения даются дозированно, что-бы не утомить ребёнка.

Развитие импрессивной речи.

Дети с расстройством аутистического спектра имеют разный уровень развития импрессивной речи. У одних понимание обращённой речи в пределах бытовой ситуации, у других практически отсутствует.

Развитие импрессивной речи предполагает развитие понимания обращённой к ребёнку речи. Далее идёт работа над обогащением словарного запаса и его активизации.

Все занятия логопеда с данной категорией детей проходят в игровой форме, что позволяет гибко переключать внимание ребёнка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса.   (Все пособия должны быть под рукой в случае немедленной смены деятельности).

Медленно, но речь детей развивается, они начинают использовать её как средство общения.

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Дидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возраста Я презентую для Вас 4 дидактические игры. Дидактическая игра – это важное средство обучения и развития дошкольника. Она способствует развитию.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предпосылки речевого общения у неговорящих детей с расстройством аутистического спектра
Опубликовано: 27 января 2025 в 17:47
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предпосылки речевого общения у неговорящих детей с расстройством аутистического спектра» (включая файлы) размещена пользователем Анна Романенко (УИ 366382) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки.
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД