Мария Ионова
План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей через нетрадиционную технику рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования : «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
Введение
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Рисование. Планирование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.
Творческая личность – это достояние всего общества. Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Актуальность
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техникамипозволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Пояснительная записка
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Именно нетрадиционные техники рисованиясоздают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Распределение техники по возрастным группам.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
рисование пальчиками;
оттиск печатками из картофеля;
рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
- тычок жесткой полусухой кистью.
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- с помощью ватных дисков;
- кляксография с трубочкой.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники :
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Цель: развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования и формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств.
Задачи:
1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
2. Развивать творческие способности детей.
3. Формировать умение оценивать созданные изображения.
4. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
5. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования и стимулировать их совместное творчество с детьми.
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2019 – 2020 уч. год.
Старшая группа.
Сентябрь.
Определение тематики, подбор литературы в периодической печати и в интернете. Исследовательская работа в малых группах. Знакомство детей с искусством.
Изучение литературы:
1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""
2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"
5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".
6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений.
Консультация на тему: «Значение рисования нетрадиционными способами».
Октябрь.
Изучение методической литературы по данной теме.
Работа с детьми : «Осенний лес» (отпечатывание сухих листьев).
Консультация «Нетрадиционные техники рисования в старшей группе»
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
Ноябрь.
Работа с детьми : «Дождливый день» (рисование по мокрому листу).
«Дымковская игрушка» (тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном, ватными палочками.)
Консультация: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства».
Декабрь.
Работа с детьми : «Снежинки» (рисование методом тычка).
«Сказочный лес» (рисование солью).
Памятка для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми».
Январь.
Создание картотеки занятий по развитию творческих способностей через нетрадиционную технику рисования.
Работа с детьми : «Весёлый снеговик» (рисование пальчиками).
«Зимний лес» (рисование восковыми мелками, свечой).
Консультация: «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях».
Февраль.
Применение разработанных картотек занятий в образовательных и самостоятельных деятельностях.
Работа с детьми : «Мы – волшебники» (кляксография с трубочкой).
«Разноцветные шары» (рисование мыльной пеной).
Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей «Пластилиновая живопись»
Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей «Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка»
Март.
Совместная творческая деятельность педагога и детей
Работа с детьми : «Открытка для мамы» (печать по трафарету + рисование пальчиками).
«Букет незабудок для мамы» (рисование ватными палочками).
Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей «Что означают рисунки детей»
Апрель.
Работа с детьми : «Солнышко» (рисование ладошками).
«Веселые матрешки»(граттаж.)
Консультации для родителей «Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей».
Май.
Самоанализ и самооценка НОД в своей группе.
Работа с детьми : «Праздничный салют над городом» (восковые мелки + акварель).
«Цветочная поляна» (печатки из пластилина).
Советы родителям «Как оформить уголок для рисования детям в домашних условиях».
Презентация «Мы любим рисовать!»
Отчет о проделанной работе по самообразованию за учебный год (старшая группа).