Елена Ковалева
План работы по самообразованию «Проблема развития социально-коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Повышение профессионального уровня. Внедрение методики обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста в практику.
• Развивать социально-коммуникативных компетенции каждого ребнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми и взрослыми посредством игры.
Задачи:
1. Расширение представлений о развитии личности ребёнка, его коммуникативных способностях.
Публикация «План работы по самообразованию „Проблема развития социально-коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
2. Формирование умений и навыков практического использования методов и приёмов развития социально- коммуникативной деятельности детей, направленных на:
• пробуждение и укрепление у детей интереса к окружающим людям и воспитание чувства взаимоуважения и взаимодоверия;
• создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои индивидуальные способности;
• развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей;
• обучение искусству общения в различных формах и ситуациях.
3. Апробирование методов проведения целенаправленной работы с семьёй.
Актуальность.
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка
Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника.
Одной из основных форм организации педагогического процесса - образовательная ситуация, то есть такая форма взаимодействия, благодаря которой обеспечивается развитие и саморазвитие личности ребёнка.
Основными направлениями моей педагогической работы являются :
• применение развивающие игры с детьми по овладению знаниями и представлениями о различных средствах коммуникации;
• чтение художественной литературы для развития эмоциональной сферы воспитанников;
• широкое использование игр и специальных упражнений для целенаправленного
формирования социально-коммуникативных навыков;
• активное включение родителей в процессы воспитания и развития детей, повышения уровня педагогической компетенции.
Ожидаемый результат:
• повышен собственный профессиональный уровень знаний в вопросах формирования социально-коммуникативных умений воспитанников;
• сформирован уровень необходимых коммуникативных умений воспитанников, что
позволяет свободно вступать и развивать общение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, соблюдать правила и культуру общения;
• повышен уровень компетенции родителей в вопросах коммуникативного и речевого развития детей.
Перспективное планирование работы с детьми 6-7 лет
на 2019-2020 учебный год
Месяц Формы работы
сентябрь Подбор и изучение методической литературы по теме.
Составление плана работы.
Чтение художественной литературы о дружбе.
октябрь Подобрать комплекс игр коммуникативного содержания.
НОД «Кого можно назвать другом?»
ноябрь Обыгрывание стихотворения А. Кузнецовой «Подружки»
Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр «Дочки-матери», «Почта», «На выставке народного творчества» - «Ярмарка»
декабрь Подвижная игра «Нам не тесно»
Занятие с детьми «Кто такой настоящий друг?»
Январь Сюжетно-ролевая игра «В гостях»
Проведение игр с детьми «Изобрази пословицу», «Управляем
роботом»
Февраль Изучение вопросов организации и проведения коммуникативных игр.
Упражнение «Отдыхаем»
Игра «Соседи»
Март Беседа «Что делают наши мамы и папы?»
Проведение с детьми дидактической игры «Мальчик или девочка?»
Апрель
Показ воспитателем драматизации по стихотворению З. Мошковской «Вежливое слово» (отрывок)
Игра-упражнение «Передай другому»
Май Игры и игровые упражнения для проведения с детьми: «Передай
привет по кругу», «Самопрезентация», «Купаемся в хорошем
настроении», «Мы одно большое животное», .«Бездомный заяц»
Отчет по реализации проекта, итоги мониторинга.
Презентация - отчёт на педагогическом совете для педагогов.
Отчет о проделанной работе на итоговом родительском собрании.
Перспективное планирование по работе с родителями.
Месяц Формы работы
сентябрь Консультация для родителей «Формирование социально-коммуникативных
способностей у детей старшего дошкольного возраста»
октябрь Изготовление дидактических игр по социально-коммуникативному развитию.
Консультация для родителей «Учимся общаться с ребёнком»
ноябрь Дсосуг «День мамы»
Акция для родителей «Игрушка своими руками»
декабрь Мастер-класс «Игротерапия общения с дошкольниками»
Январь Досуг «Папа, мама, я – дружная семья»
Ознакомление родителей с исследованием внутрисемейных отношений (по тесту «Рисунок семьи»)
Февраль Консультация для родителей «Развитие социально-коммуникативных способностей или учим детей общению».
Папка-передвижка для родителей «Гармония общения»
Март Информированность родителей об особенностях развития ребенка.
Памятка для родителей «Формирование коммуникативных качеств у детей
6-7 лет»
Фото - альбом созданный родителями совместно с детьми «Я общительный»
Апрель
Правила личностного взаимодействия с ребенком «Не рядом и не над, а вместе»
Памятка для родителей «Волшебный справочник добрых слов и выражений»
Май Вечер коммуникативных игр с родителями.
Отчет о проделанной работе на итоговом родительском собрании
Литература:
Шипицына Л. М «Программа практического курса «Азбука общения».;
Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. «Ступени общения: от года до семи лет». М. ,1992;
Репина Т. А., Стерхина Р. Б. «Общение детей в детском саду и в семье» М. ,1990»
Петровский В. А, Виноградова А. М, Кларина Л. М. «Учимся общаться с ребёнком. Руководство для воспитателя детского сада» М. ,1993;
Гурин Ю. В., Монина Г. Б. Игры для детей от трех до семи. СПб, «Речь», 2008. 2.
Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург, У- Фактория, 2004. Орлова Ф. М. Нам весело. М., «Просвещение», 1993.
Уликова Н. А. Словом душа растет». СПб, «Старт», 1999.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 2006. 1. Князьков А. А.
Словарь. Педагогическое речеведение. М – Флинта, Наука, 1998. 2. Немов Р. С.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мне бы очень хотелось, чтобы моя работа по развития социально-коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста моей группы была эффективной. Я стараюсь, чтобы дети не просто научились навыкам общения, а умели бы легко ориентироваться в любой жизненной ситуации, вступать в общение с людьми любого возраста, правильно оценивали свои поступки и поступки сверстников. Чтобы подобная деятельность объединила детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями. Стараюсь прививать детям уважительное и доброжелательное отношение к окружающим. Игры и занятия социально-коммуникативной деятельности формируют готовность детей к совместной деятельности, развивают умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. Появился бы интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась бы мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой. Успехи воспитанников в социально-коммуникативной деятельности обеспечивают в будущем, и в большей мере определяют, успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка взаимодействия и речевого общения. Мне как педагогу это очень импонирует. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания социально-коммуникативной деятельности детей.