Виктория Каргина
План работы по самообразованию «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре Донского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Каргина Виктория Борисовна
Период: 2024 -2025 г
Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре Донского края.»
Актуальность: Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемой. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента».
Народная культура — это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, костюме, труда и быта. Это традиции, обряды, обычаи, верования.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В силу многих причин большая часть духовного наследия народной культуры оказались утрачены. Обращение к фольклору в современном дошкольном воспитании актуально. Игровые, художественно- образные формы взаимодействия взрослых с малышами и детей друг с другом, запечатленные в жанрах фольклора, близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствует психике ребенка, отвечают его возможностям и потребностям.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Малую Родину- задача особенно актуальна сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и его культуры.
Цель: работы в группе казачьей направленности в ДОУ является духовно- нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе историко-культурных традиций казачества.
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника;
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе ознакомления с обычаями и традициями донского казачества
Задачи:
• Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения библиотек и интернет ресурсов.
• Сформировать духовно - нравственные качества и творческие способности у детей
• Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка,изо деятельность, художественное слово;
• Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения истории и культуры своего народа, государственной символики России и Донского казачества
• Оформить в группе уголок по теме: "Наш Донской край"
Литература:
1. Астапенко Е. М. Старочеркасск – легенда Дона. – Ростов-на-Дону: ООО
«Мини Тайп», 2007.
2. Астапенко М. П., Астапенко Е. М. История Донского края. Ростов-наДону: ООО «Мини Тайп», 2005.
3.
4. Гончарова О. В., Овчарова Л. А. Воспитание национального самосознания
старших дошкольников на традициях Донского казачества в процессе
реализации дополнительной образовательной программы «Мы – казаки»
// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11.
– С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95126.htm
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования – Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации 17 октября 2013 г. N 1155 - http://минобрнауки. рф/
6. Чумичева Р. М. и др. Доноведение для дошкольников. – Ростиздат,
Ростов-на-Дону, 2011г.
7. Чумичева Р. М. и др. Методическое обеспечение к региональной
программе «Родники Дона». Ростов-на Дону, 2005г.
8. Чумичева Р. М. и Ведмедь О. Л. Путешествие в историю и культуру
Донского края, «Синтез технологий», Ростов-на Дону, 2007г
9. Козаченко, А. С. Былинная традиция на Дону / А. С. Козаченко. — Ростов-на-Дону: Дон. изд. дом, 2002.
10. Край родной : Хрестоматия для чтения мл. школьников (на регион. материале) : [1-4 кл. / Сост. : Т. А. Бутенко, В. Б. Небратенко]. — Ростов н/Д : Баро-Пресс, 2003.
ПЕПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Учебный год Содержание работы Сроки выполнения Результат
2024-2025 Раздел 1: Теоретический
Выборочное изучение научной, научно-популярной, методической, художественной литературы, опыт работы коллег в интернет -сообществах, журнальные статьи; Июнь 2024-октябрь2024 Сбор наиболее интересного опыта работы, анализ и выбор оптимальных форм работы для использования в своей практической деятельности
2024-2025 Раздел 2: Практическая детальность
Применение в системе приобретенные знания, навыки и умения в собственной практической деятельности в организации воспитательно -образовательного процесса с детьми октябрь 2024-
апрель 2025 Перспективно-тематический план работы с детьми, организация занятий с использованием полученных знаний,
Организация выставки;
Разработка занятий;
Подготовка материала к семинару;
2025 Раздел 3: Подведение итогов самообразования
Обобщение итогов самообразования, анализ достижений апрель2025– май 2025 Представление опыта по теме в личном блоге.
http://www.maam.ru/users/1843335Публикация на сайте Педразвитие. ру
Автор: Каргина Виктория Борисовна
Реализация плана по самообразованию
За период с июля 2024 по май 2025
Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы (новизна идеи при изучении литературы, рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т. д.)
Теоретический
06.2024
07.2024
Чтение, конспектирование Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека" В книгу включены беседы, которые учитель может использовать в воспитании у учащихся патриотизма, гражданственности, любви к близким, природе, учителю
Калугина Н. Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников: из опыта работы прогимназии «Казачья» // Дошкольное воспитание. 2008. №4. С. 66-70 О направлениях работы. Приведены методические рекомендации по проведению занятия "Казачий курень".
07. 2024 –
8.2024
Чтение,
Конспектирование,
«Приобщение дошкольников к традициям родного края: программа, конспекты занятий»/ Тимофеева Л. О., Волохова Н. Н и др. : Учитель, 2015Программа направлена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Дети углубленно познакомятся с различными формами народного творчества, овладеют певческими и танцевальными умениями. В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к русской традиционной культуре в условиях дополнительного образования. Главная задача работы состоит в том, чтобы помочь ребенку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности
Истоки: опыт работы детских казачьих общественных организаций и объединений. Ставрополь: Ставрополь сервис школа, 2001. 230 с. Образовательная программа по истории казачества, казачьего фольклора, истории культуры, народного творчества и основ Православия
Е. И. Демешина, К. А. Хмелевский «Истории донского края». В пособии дан краткий популярный очерк истории донского края с начала XX века до наших дней, подготовленный в соответствии со школьной программой по истории СССР. Глава I написана доктором исторических наук Е. И. Демешиной, главы II-V - доктором исторических наук К. А. Хмелевским. Методический материал подготовлен методистом средней школы Л. А. Мицкун
08.2024 – 09. 2024
Чтение,
Конспектирование,
Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников»: М, УЦ «Перспектива», 2008 Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегративного обучения дошкольников, позволяет: значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры»/ Князева О. Л., Маханёва М. Д. : Детство-Пресс. 1999 Учебно-методическое пособие содержит тематический годовой план работы в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях ДОУ. Книга является частью учебно-методического комплекта, который включает в себя помимо публикуемых материалов рабочие тетради для самостоятельной деятельности детей в условиях дошкольного учреждения и в семье. Содержание комплекта соответствует государственным образовательным стандартам по направлению развития у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре
10.2024 – 11. 2025
Чтение,
Конспектирование,
Елжова Н. В. «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края» Методическое пособие содержит развитие познавательного интереса к истории Донского края и воспитание чувства любви к своей маленькой родине. Данная цель будет осуществлена через решение следующих задач: * формировать у детей начала нравственного сознания и начала самосознания личности на основе культурно-этнических норм данного региона; * продолжать расширять содержание сознания ребенка за счет сведений и событий, явлений, недоступных его непосредственному наблюдению; * способствовать обогащению представлений о прошлом маленькой родины
Астапенко, М. П. Природа и история родного края. [Текс]: учебное пособие / М. П. Астапенко. – Ростов-на-Дону: БАРО-ПРЕСС, 2005. – 170 с. В книге собраны знания об окружающем мире, о природе донского края, о народах, населявших территорию края, героических событиях происходивших на этой территории
11. 2024 – 12. 2024
Чтение,
Конспектирование,
Бажанов Е. А. Казаки. Истоки традиций // Москва. 2010. №2. С. 140-167. О казачестве, как об одном из самых сочных и колоритных пластов народной культуры
Дорина Л. Край ты мой казачий!: из опыта работы // Дошкольное воспитание. 2008. №8. С. 119-120 Педагогика Дошкольная педагогика Кл. слова (ненормированные): воспитание дошкольников -- гражданское воспитание -- дошкольники -- казачество -- казачьи традиции -- краеведение -- кружки в детском саду -- национальное воспитание -- патриотическое воспитание -- региональный компонент -- регионоведение Из опыта работы кружка в детском саду, цель которого - воспитывать чувство патриотизма у дошкольников, пробуждать любовь к родному краю.
01.2024
Чтение,
Конспектирование,
Жарков А. Д. Теория и технологии культурно-досуговой деятельности: учебник. М. : МГУКИ, 2007. 480 с Это огромный культурный комплекс, потенциал которого не используется более чем на 30 % по многим причинам, в том числе и из-за отсутствия научно-обоснованной технологии культурно-досуговой деятельности. Разнообразие форм их деятельности, постоянный поиск интересного материала, выбор нетрадиционного пути к уму и сердцу постоянных. участников объединений и коллективов, а также разовых посетителей позволяют лучше понять суть происходящих в нашем обществе перемен. Все это предъявляет к кулътурно-досуговой деятельности повышенные требования, ибо она своими корнями уходит в самую гущу широких народных масс
. Рабочая тетрадь «Кто мы и откуда?» к региональной программе «Родники Дона» Р. В Чумичева, О. Л Ведмедь, Н. А Платохина Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми. документами, регламентирующими дошкольное образование: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29. 08. 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
Практическая детальность 08.2024– 05. 2025
Проектирование, дополнение рабочей программы подготовительной группы
Интеграция деятельности со специалистами ДОУ Перспективно –тематический план по всем видам деятельности с воспитанниками 6–7 лет;
Перспективный план работы с родителями на - 2024-2025 уч. Год
https://28176.maam.ru/maps/news/668471.html
09. 2024
Работа с родителями Создание консультативно – информационного сайта для родителей подготовительной группы.
28176.maam.ru
Новости о тематических мероприятиях на
странички подготовительной группы.
28176.maam.ru
Консультация: Воспитание казачат.
https://28176.maam.ru/maps/news/668474.html
Консультация Казачество на Дону
https://28176.maam.ru/maps/news/674640.html
Консультация для родителей «Казачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества»
https://28176.maam.ru/maps/news/678248.html
Консультация для родителей: «Формирование у дошкольников интереса к Донскому фольклору и истории казачества» https://28176.maam.ru/maps/news/681060.html
Консультация Культура казачьей семьи. Традиции воспитания
28176.maam.ru
Консультация Наш родной казачий край.
28176.maam.ru
Консультация «Культура ребёнка рождается в семье».
28176.maam.ru
Изготовление буклетов,памяток
Анкетирование родителей, анализ.
28176.maam.ru
18.07.2024
Участие в методической работе ДОУ,
Мастер класс для детей по изготовлению тряпичной куклы зайчик на пальчик
https://28176.maam.ru/maps/news/682256.html
29.09.2024
Участие в семинаре – практикуме.
Форум-«Воспитатели России: дошкольное образование Югры» vospitateli.org
Форум-«Воспитатели России: дошкольное образование в республике Башкортостан» vospitateli.org
Казачий диктант 2024
казачийдиктант2024. рф
Вебинар «Акватерапия как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста»
solncesvet.ru
Вебинар «Использование ТРИЗ-технологии в развитии детей дошкольного возраста»
solncesvet.ru
Распространение опыта в сетевом взаимодействии.
Опыт работы в блоге:
Проектная деятельность с детьми подготовительной группы «Перелетные и зимующие птицы» https://28176.maam.ru/upload/maps/news682072/proekt-pticy_7e5i4.docx
Проектная деятельность с детьми подготовительной группы «животные севера»
28176.maam.ru
Мастер класс с детьми подготовительной группы «Подарок папе на 23 февраля»
28176.maam.ru
Мастер класс с детьми подготовительной группы «Букет для мамы»
28176.maam.ru
Проектная деятельность с детьми подготовительной группы «Волшебница зима»
https://28176.maam.ru/maps/news/682283.html
Проектная деятельность с детьми подготовительной группы «Казачий край родной»
28176.maam.ru
Проектная деятельность с детьми подготовительной группы «Насекомые»
28176.maam.ru