Инна Дунаускене
План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры у детей 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Формирование экологической культуры у детей 5-6 лет»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; внедрение в свою работу новых методов в воспитание и обучение детей; привлечение родителей в воспитание экологической культуры у детей.
Задачи: углублять представление о взаимосвязях в природе;
учить выделять взаимосвязь и взаимодействия живых организмов в сообществах экосистемы;
Публикация «План работы по самообразованию „Формирование экологической культуры у детей 5–6 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
дать представления о том, что растения, животные, человек представители живого в мире природы;
воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные
ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное
отношение к окружающей природной среде.
Актуальность темы.
Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей
средой могут быть решены только при условии формирования
экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым.
Каждый человек наделен какими-либо индивидуальными особенностями, талантами, умениями или мастерством. Как правило, эти отличительные характеристики берут начало в раннем детском возрасте. В этот период у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возникло и закрепилось чувство сострадания к живой природе, интерес к окружающему миру растений и животных, воспитателям необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников.
Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое состояние. Проблемы экологического воспитания рассматриваются не изолированно, а в связи с эстетическим, физическим, нравственным формированием уровня развития ребенка. Чем раньше и целенаправленнее организовывать и проводить эту работу с дошкольниками, тем больше можно рассчитывать на решение современных проблем экологии.
Изучение учебно-методической литературы.
1. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников : перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет / Н. С. Голицына. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 39 с. - (Библиотека воспитателя).
В данном пособии представлены перспективные планы работы по экологическому воспитанию в виде таблиц. Фронтальные занятия взаимосвязаны, на их основе можно разработать собственные занятия о лесе, огороде, временах года, животных и других понятиях, формируя у ребенка единую картину мира природы и человека как ее частицы.
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группа. -М. : ВАКО, 2011.-240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
В данной книге даются подробные сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников для каждой возрастной группы. Цель занятий – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения на природе и в быту.
3. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников : методическое пособие / ред. С. Н. Николаева. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 95 с.
В данной книге собраны конспекты занятий, экскурсий, сценарии экологических праздников, а также советы и рекомендации эколога родителям по воспитанию ребенка в семье. Какие книжки читать с ребенком, как смотреть с ним телепередачи о природе, как проводить с ним досуг на свежем воздухе и как ухаживать вместе с вашим ребенком за домашними питомцами.
4. Лопатина А. А. Сказы матушки Земли : экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - М. : Амрита-Русь, 2007. - 256 с. - (Образование и творчество).
В данной книге собраны добрые сказки и стихотворения, которые помогут глубоко раскрыть перед детьми чудо природы, а также творческие задания и игры, направленные на то, чтобы развить в детях ощущение взаимосвязи природы и человека.
5. Морозова Г. В. Ознакомление с окружающим миром. Комплексные занятия с использованием приемов изодеятельности для детей подготовительной к школе группы/ Г. В. Морозова. - М. : Издательство ГНОМ, 2011.-200 с.
В пособии представлена система комплексных занятий, предполагающая пополнение знаний 6-7 летних детей о предметах и явлениях окружающего мира, обучение их некоторым техникам изобразительного искусства, формирование у детей экологического сознания.
6. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном учреждении. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: пособие для воспитателя / С. Н. Николаева. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2005. - 141 с. - (Дошкольный мир).
Книга – методическое пособие к программе «Юный эколог». Она содержит конкретную технологию формирования начал экологической культуры у детей 6-7 лет. В предложенной технологии познание явлений живой и неживой природы, окружающей детей, их практическая деятельность – все выстраивается вокруг чтения книги В. Танасийчука «Экология в картинках» (текст приводится в приложении к пособию).
План работы.
Месяц Формы работы
С детьми С родителями
сентябрь НОД «Планета Земля в опасности» Советы родителям по
воспитанию у детей
бережного отношения к
природе
октябрь НОД «Кому нужна вода»
ноябрь НОД «Сбережем удивительный
мир растений и животных» Консультация
«Экологическое
воспитание в семье»
декабрь НОД «Воздушный океан»
январь НОД «Кто главный в лесу?
Живые цепочки.» Информация «Прогулка в
лес»
февраль НОД «Жизнь птиц зимой» Информация для
родителей «О Земле надо
заботиться»
март Викторина «Природа вокруг нас»
апрель НОД «Планета Земля- наш
общий дом»
май НОД «Через добрые дела
можно стать юным экологом»