Мария Зеленова
План работы по самообразованию «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»
Актуальность:
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Поэтому, одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; обогащению словарного запаса детей.
Публикация «План работы по самообразованию „Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.
Знакомство с народным фольклором всегда обогащает и облагораживает. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цель: повышение уровня педагогической компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников. Приобщения детей среднего дошкольного возраста к русскому фольклору, народным и семейным традициям, праздникам и обычаям.
ЗАДАЧИ:
1. По данной теме изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу
2. Познакомить с жанрами фольклорного творчества.
3. Воспитывать у детей любовь и интерес к народной культуре, народному творчеству, обычаям, народным играм.
4. Использовать в работе все виды фольклора (сказки, песни, потешки, заклички, пословицы, былины, поговорки, загадки.
5. Сформировать у детей представления о семейных и народных традициях, народных праздниках
6. Воспитывать у детей уважение и любовь к своей семье, дому, малой Родине
7. Пополнение театрального уголка
8. Пополнение книжного уголка
Примерный план работы с детьми :
№ Месяц Мероприятие Цель
1. Сентябрь Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.
Диагностика на начало года Повысить уровень педагогических знаний.
2. Октябрь «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки». Знакомство с малыми формами русского фольклора (потешками, прибаутками, заклички, считалки)
3. Ноябрь «Русские забавы» Познакомить детей с русскими народными играми (Хороводные, подвижные)
4. Декабрь «В гости сказка к нам пришла» Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.
5. Январь «Колядки» Познакомить детей с народными традициями русского народа
6. Февраль «Эх, масленица» Продолжать приобщать детей к традициям р/н творчества, познакомить с народными играми, развивать умение играть в них. Познакомить детей с национальными русскими костюмами
7. Март «Сундучок загадок» Познакомить детей с загадками и научить их разгадывать
8. Апрель «Любимые сказки» Создание альбома с иллюстрациями по мотивам русских сказок
9. Май Выставка «Народные ремесла»
Диагностика на конец года Познакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством (гжель, хохлома, городецкая роспись)
Примерный план работы с родителями :
№ Месяц Название мероприятия Цель
1. Сентябрь Консультация для родителей: «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка». Цель: формирование у родителей представлений о роли Фольклора, как средства патриотического воспитания ребенка.
2. Октябрь Консультация для родителей
«Потешка в помощь маме». Цель: формирование у родителей представлений о роли потешек в воспитании детей.
3. Ноябрь Изготовление папки-передвижки: «Что такое хоровод?». Цель: познакомить родителей с видами русских народных игр.
4. Декабрь Оформление альбома-коллекции открыток «Наши праздники» Цель: Привлечение родителей к создание альбома-коллекции для пополнения патриотического уголка
5. Январь Пополнение театрального уголка в группе Цель: Формирование у родителей интереса к театру, пополнение театра инвентарём и реквизитами при непосредственной помощи родителей (костюмы, маски, ширма); обогащение развивающей среды.
6. Февраль Совместное оформление газеты с родителями «Наша масленица» и «Мой фирменый рецепт блинов»
Посиделки «Чаепитие с домашними блинами». Цель: сплочение родительского коллектива и совместное времяпровождение с детьми.
7. Март Консультация «Загадки, поговорки, пословицы в воспитании дошкольников».
Выучить с детьми дома загадки «Самая сложная загадка». Цель: познакомить родителей с жанрами русского фольклора.
8. Апрель Акция: «Книги – лучшие друзья» Цель: пополнение книжного уголка
9. Май Родительское собрание с отчётом о проделанной работе за учебный год.
Цель: подведение итогов
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) ДО.
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Журналы «Дошкольное воспитание»
7. Журналы «Ребёнок в детском саду»
8. Ресурсы интернета.