Колбасова Наталья
План работы по пропаганде ЗОЖ у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
План работы
по пропаганде здорового образа жизни
на 2019 – 2020 учебный год
Месяц Тема Формы работы
сентябрь «Я – человек»
Программные задачи:
-продолжать знакомить детей с внешним строением тела, с возможностями организма: я умею прыгать, смотреть, слушать, есть, переносить боль, дышать, думать, петь;
- формировать представления об уникальности человека;
- формировать представления о разумном образе жизни для человека. -Беседы об отличии человека и животного.
-Беседы об отличии мальчиков и девочек
Темочки:
- Дидактические игры «Умею-не умею», «Угадай по описанию», «Зачем нужны глаза, нос, уши и т. д.).
- «Помощники здоровья» - зарядка, закаливание, занятия физкультурой, дыхательные упражнения.
- Чтение художественной литературы, загадки о частях тела.
- Проблемно-игровые тренинги.
- Проектная деятельность.
- НОД по валеологии:
«Путешествие по тропинке здоровья», «Я – человек», «Познай себя», «Путешествие на планету Здоровинка».
«Ухаживай за своими руками и ногами
Программные задачи:
- продолжать формировать представления о том, как следует ухаживать за своими руками и ногами;
- закреплять у детей умение пользоваться мылом при мытье рук, разъяснять значение мыла для чистоты тела;
-формировать умение правильно и самостоятельно выполнять мытье рук. - Рассматривание разнообразных сортов мыла, определение запаха.
- Беседы о личной гигиене в детском саду и дома.
- Рассматривание схемы мытья рук.
- Дидактические игры «Что такое хорошо и что такое плохо», «Хвастунишки» (например, мои руки самые лучшие, они помогают мне делать)
- Игры с мыльными пузырями, п/и «Раздувайся пузырь».
- Решение проблемных ситуаций «У медвежонка грязные лапы», и др.
- Чтение художественной литературы.
- Просмотр презентации «Как уберечься от микробов».
- НОД по валеологии: «В гости к тётушке Федоре».
октябрь «Почему я вижу»
Программные задачи:
- сообщить детям простейшие сведения о строении глаза (зрачок, радужка, веки, ресницы, брови) и роли зрения в жизни человека;
- дать детям представления об очках, их значении и применении. - Рассматривание в зеркало своих глаз (расскажи, что ты видишь).
- Беседы о назначении очков, показать разные очки (при плохом зрении, от солнца, для защиты от повреждений)
- Беседа «Бережем глазки».
- Коррекционные упражнения для глаз.
- Зрительная гимнастика в стихах.
- Цветотерапия.
- Чтение художественной литературы, загадки про очки.
- Дидактические игры «Собери по цвету», «Жмурки».
«Как нужно ухаживать
за собой»
Программные задачи:
- продолжать формировать представления о значении воды для здоровья человека (для умывания, закаливания, уборки);
- знакомить с предметами, необходимыми для гигиены, объяснить, что они должны быть индивидуальными.
- Беседы: «Почему не нужно бояться мыла», «Почему нельзя пользоваться чужой расческой, зубной щеткой и т. д.», «Для чего придумали зеркало», «Всегда и везде вечная слава воде!»
- Дидактические игры: «Хорошо и плохо», «Для чего нужно» (значение предметов для гигиены, «Я умываюсь», «Что в мешочке», «Чего не стало».
- Чтение художественной литературы, загадки о воде, предметах для гигиены.
- Презентация «Чистота – залог здоровья».
- НОД по валеологии: «»Радуга здоровья».
- Сказкотерапия «Колобок», «Страна волшебных слов».
ноябрь «Для чего нам нужны уши?»
Программные задачи:
- расширять знания детей о строении и значении органов слуха;
- продолжать формировать правила ухода за ушами (нельзя ковырять в ушах, не допускать попадания воды в уши, нужно защищать уши от ветра и шума, нельзя сильно сморкаться). - Экспериментально-практическая деятельность: «Для чего нам нужны уши», «Зачем нам два уха».
- Беседы: «Как мы распознаем различные звуки», «приятные и неприятные звуки», «Что опасно для ушей», «как ухаживать за ушами».
- Дидактические игры: «Кто позвал», «Найди игрушку по звуку», «Самолеты», «Скажи, что ты слышишь».
- Самомассаж ушной раковины.
- Музыкотерапия.
- Рассматривание таблиц по правилам ухода за ушами (нельзя ковырять в ушах, не допускать попадания воды в уши, нужно защищать уши от ветра и шума, нельзя сильно сморкаться).
- Чтение художественной литературы.
«Моя одежда»
Программные задачи:
- формировать представления о том, что одежда должна быть чистой, опрятной, что мальчики и девочки надевают разную одежду;
- формировать привычку держать свою одежду в чистоте;
- учить детей одеваться с учетом времени года;
- познакомить с последовательностью стирки белья. - Беседы: «Почему одежда должна быть чистой», «Какая одежда нужна девочкам, а какую носят мальчики».
- Экскурсия в прачечную.
- Сравнение иллюстраций опрятного человека в чистой одежде и человека в грязной одежде.
- Стирка кукольной одежды.
- Дидактические игры: «Я умею одеваться», «Кому что нужно», «Что за чем».
- Чтение художественной литературы.
декабрь «Зачем человеку язык и зубы»
Программные задачи:
- формировать представления детей о том, для чего нужны зубы и язык, как нужно беречь их;
- развивать у детей умение делать простые выводы о необходимости языка для определения вкуса, разговора, пережевывания пищи;
- формировать представления о значении зубов в процессе пережевывания пищи;
- расширять представления о правилах ухода за полостью рта на основе собственного опыта.
- Беседа «Для чего нужен язык?» (где находится язык, как мы ощущаем вкус пищи, как используют язык животные).
- Сравнение зубов животного и человека.
- Беседа о правилах ухода за полостью рта с практической деятельностью.
- Артикуляционная гимнастика.
- Дидактические игры: «Определи на вкус», «Что вредно, сто полезно для зубов».
- Чтение художественной литературы.
«В гостях у тётушки
Зубной Щётки»
Программные задачи:
- продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены, дать представление о детской зубной щетке и зубной пасте, подвести к пониманию их назначения и функции;
- продолжать знакомить с методами ухода за зубами;
- формировать желание ухаживать за зубами;
- познакомить детей с профессией стоматолога.
- Беседа «Когда и зачем мы чистим зубы».
- Рассматривание таблиц о последовательности чистки зубов.
- Игровые ситуации: «У Мишки заболел зуб», «Научим Незнайку чистить зубы»,
«Как правильно чистить зубы».
- Просмотр мультфильма «Королева Зубная Щётка».
- Чтение художественной литературы.
- НОД по валеологии: «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить».
январь «Почему заболели ребята?»
Программные задачи:
- познакомить детей с некоторыми ситуациями,
при которых ребенок может заболеть;
- дать простейшие представления о микробах;
- формировать представления о правилах поведения в случаях болезни. - Игровые ситуации: «Пришла чумазая девочка, у нее болит живот», «Полечим куклу».
- Составление рассказа по картинкам «Почему заболел каждый из ребят?», «Маша заболела».
- Беседы: «Что нельзя делать во время прогулки?», «Как вызвать скорую помощь», «Гость с планеты здоровья», «Почему нездоров Незнайка?», «Проделки Королевы Простуды».
- Сюжетно-ролевая игра «Больница».
- Рисование микроба.
- Чтение художественной литературы.
- НОД по валеологии: «Волшебная страна Здоровье», «Если хочешь быть здоров…».
-Вечер загадок и отгадок.
- Развлечение «В здоровье – сила», «Дорога к доброму здоровью».
«Чтобы нам не болеть»
Программные задачи:
- подводить детей к пониманию того, физкультура и спорт укрепляют организм и защищают от многих болезней;
- воспитывать желание совершенствовать свое физическое развитие;
- воспитывать потребность делать зарядку, закаляться.
- учить детей не пользоваться лекарством без присмотра взрослых;
- дать представления о правилах обращения с лекарствами. - Беседы: «Что мы делаем, чтобы быть здоровыми?», «В бой с простудой», «Где живут лекарства» (рассказ об аптеке, о пользе и вреде лекарств, «Зарядка и Простуда».
- Проведение подвижных игр.
- Обращать внимание детей на ловкость, силу, осанку во время прогулки, утренней гимнастики, физкультурных занятий.
- «Волшебная зарядка» (закаливающие процедуры).
- Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Поликлиника», «Аптека».
-Комплексы дыхательной гимнастики.
- Самомассаж ладоней, ушей, носа.
- «Неделя зимних развлечений».
- Развлечения: «Веселые эстафеты», «Спорт и я – верные друзья», «Весёлые старты».
- Чтение художественной литературы.
-Информационно-творческий проект «Здоровое питание-здоровый ребенок».
- НОД по валеологии: «Как победить грипп», «Сохрани свое здоровье», «Витаминный калейдоскоп», «Путешествие по улице правильного питания».
- Викторина о спорте.
- Частушки о спорте и здоровье.
февраль «Мои защитники: кожа, ногти, волосы»
Программные задачи:
- продолжать расширять знания детей о роли кожи, волос, ногтей в жизни человека (основная функция – защита);
- развивать понимание значения кожи для познания окружающего мира.
- Сравнение животных и человека по следующим признакам: кожный покров, шерсть/волосы, когти/ногти (с использованием демонстрационного материала).
- Беседа с практической деятельностью «Что можно почувствовать кожей?»
- Игра «Хвастунишки» (расскажи о своей коже, волосах, ногтях)
- Использование массажных дорожных «Почувствуй ступнями»
-Пескотерапия
- Чтение художественной литературы.
- НОД по валеологии.
«Как нужно ухаживать за кожей, ногтями, волосами»
Программные задачи:
- подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты кожи, ногтей, волос и здоровья;
- воспитывать бережное отношение к своим волосам, ногтям, коже; желание быть чистоплотными;
- освоение детьми правил ухода за кожей, ногтями, волосами посредством обобщения собственных гигиенических навыков и умений. - Беседа «Уход за волосами, ногтями и кожей».
- Пальчиковая гимнастика.
- Самомассаж ладоней, ушей.
- Игровая ситуация «Кукла порезала палец» (оказание первой помощи при ссадинах, царапинах, синяках).
- Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».
- Чтение художественной литературы.
- НОД по валеологии:
«Страна Микробия».
март «Правильное питание»
Программные задачи:
- помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания;
- сформировать знания о том, какие продукты полезные, а какие вредные для здоровья, подвести к пониманию, что не все вкусное полезно;
- дать знания о безопасном питании, то есть сформировать осторожное отношение к незнакомым продуктам;
- закрепить навыки санитарно-гигиенических правил при употреблении пищи;
- воспитывать у детей осознанное отношение к своему питанию. - Создание центров этикета в группах.
- Беседы: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!», «Полезные и вредные продукты» и др.
- Просмотр мультфильмов.
- Опытно-исследовательская и проектная деятельность («Очень любим мы морковь», «Молоко и молочные продукты», «Лук-всем полезный друг»).
- Работа в мини-музее «Бурёнушка».
- Выставки детского творчества.
- Игровые методики: дидактические игры, сюжетно-ролевые, ситуационные, кулинарные, сенсорные игры.
- Проектная деятельность.
- Чтение художественной литературы.
- НОД по валеологии: «Здоровое питание-здоровая жизнь», «Путешествие в страну Витаминию», «Сказка-беседа «Витаминка», «О здоровом питании».
- Развлечения: «В гости Карлсон к нам пришел».
«Твой режим дня»
Программные задачи:
- дать детям представления о режиме дня,
о последовательности действий человека утром, днем, вечером; о значении режимных моментов для здоровья человека;
- формировать потребность соблюдать режим дня.
- Рассматривание иллюстраций о последовательности режимных моментов, беседа об их значении для здоровья.
- Дидактические игры «Разложи картинки по порядку», «Что за чем».
- «Волшебная зарядка» (закаливающие процедуры).
- Просмотр презентации «Режим дня».
- Чтение художественной литературы.
- НОД по валеологии: «Веселые воробышки», «Волк и козлята», «Морское путешествие», «С утра до вечера», «Где прячется здоровье?».
апрель «Как я распознаю запахи»
Программные задачи:
- дать знания о своем организме – о функциях носа, форме носа, значении носа;
- развивать интерес к собственному здоровью;
- знакомить с правилами ухода за носом;
- воспитывать у детей культуру здоровья. - Беседа «Для чего нужен нос?»
- Сравнение носов людей, животных и птиц.
- Дидактическая игра «Угадай по запаху»
- Опыт «Значение носа для речи» (закрыть нос и проговаривать слова).
- Рассматривание своего носа в зеркало и сравнение носов друг друга.
- Знакомство правилами гигиены и безопасности носа.
- Чтение художественной литературы.
- НОД по валеологии: «Зачем нужен нос?» (оздоровительно-познавательная деятельность).
«Красивая осанка»
Программные задачи:
- развивать у детей понимание о функции позвоночника;
- донести значение осанки для здоровья и красоты человека;
- формировать желание заниматься физической культурой и спортом. - Проверка правильной осанки.
- Игры с «пластилиновым человечком».
- Комплекс упражнений для хорошей осанки.
- Рассматривание иллюстраций разных видов спорта.
- Спортивные эстафеты.
- Чтение художественной литературы.
- Валеологические игры.
май «Почему мы такие разные»
Программные задачи:
- формировать знания о различиях между мальчиками и девочками;
- формировать представления о принадлежности к определенному полу;
- воспитывать дружеские взаимоотношения. - Рассматривание одежды мальчиков и девочек.
- Беседа об игрушках для мальчиков и девочек.
- Дидактические игры: «Узнай по голосу», «Кто это?».
- Подвижная игра «Зеркало».
- Сказкотерапия.
- Проектная деятельность.
- Проблемно-игровые тренинги.
- Чтение художественной литературы.
- НОД по валеологии: «Дружат в нашей группе девочки и мальчики».
«Солнышко –
друг или враг?»
Программные задачи:
- продолжать формировать представления о пользе солнца в жизни людей;
- продолжать формировать простейшие представления о помощи в случае солнечного удара;
- продолжать формировать знания о правилах пребывания на солнце. - Наблюдение за растениями на подоконнике, в темноте.
- Беседа «Может ли быть солнце врагом?»
- Игровая ситуация «Кукла перегрелась на солнце».
- Подвижная игра «Солнышко и дождик».
- Продуктивная деятельность.
- Просмотр презентации «Правила поведения летом».
- Чтение художественной литературы.
- НОД по валеологии: «Мое здоровье в моих руках».