Дуброва Елена
План работы кружка «Веселый светофор» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Пояснительная записка
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.
Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, ее скорость и переоценивают свои возможности, считая себя ловкими и быстрыми.
Публикация «План работы кружка „Веселый светофор“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ПДД. Планы
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Планирование. Планы работ
- Светофор
- Старшая группа
- Темочки
Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда спасает инстинкт самосохранения. Ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши обладают этими качествами в не полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение.
Избежать опасности можно лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста.
Цель программы – формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
Основные задачи:
1. Углублять знания детей о движении транспорта, работе водителя, сигналах светофора.
2. Расширить знания детей о Правилах дорожного движения для пешеходов и пассажиров.
3. Продолжать знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями.
4. Учить применять правила в различных ситуациях.
5. Воспитывать желание соблюдать Правила дорожного движения, умение ориентироваться в сложившейся ситуации.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
5. Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой.
6. Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Участники: дети 6-7 лет в количестве 12 человек.
Занятия проводятся 1 раз в неделю (25 – 30 мин) во второй половине дня.
При построении системы работы по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
• Ребенок – пешеход;
• Ребенок – пассажир городского транспорта;
• Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).
Материалы, используемые в работе :
• Карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, кисточка, альбомные листы;
• Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
• Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
• Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);
• Плакаты;
• Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
• Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);
• Дорожные знаки.
Дидактические игры:
• «Подумай - отгадай»
• «Поставь дорожный знак»
• «Транспорт»
• «Угадай, какой знак»
• «Доскажи словечко»
• «Кто больше знает?»
• «Запрещается - разрешается»
• «Собери светофор»
• «О чём говорят знаки?»
• «Где спрятался знак»
• «Слушай и запоминай»
• «Отгадай-ка»
• «Почему?»
Подвижные игры:
• «Цветные автомобили»
• «Перекресток»
• «Пешеходы и транспорт»
Методические приё мы:
• Рассказ;
• Беседа;
• Ролевая игра;
• Дидактические игры;
• Чтение и заучивание стихов;
• Рассматривание иллюстраций;
• Наблюдение;
• Экскурсии;
• Целевая прогулка на специально оборудованную площадку.
Литература:
• Э. Я. Степанкова, М. Ф. Филенко «Дошкольникам – о правилах дорожного движения»;
• В. Р. Клименко «Обучайте дошкольников правилам движения»;
• В. Э. Рублях «Правила дорожного движения»;
• Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева «Безопасность».
• Т. И. Данилова программа «Светофор»
• Интернет - ресурсы
ТЕМА ЗАНЯТИЯ ФОРМА
ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОКТЯБРЬ
1 неделя «Дорожная азбука» Беседа, экскурсия. Моделирование ситуаций
2 неделя
«Твой приятель – светофор!»
Беседа, рассматривание иллюстраций Моделирование ситуации
3 - 4 неделя
«Школа пешеходных наук». «Пешеходный и транспортный светофор»
Беседа, рассматривание иллюстраций Моделирование ситуации. Аппликация
НОЯБРЬ
1 неделя «Машины на нашей улице». Беседа. Рассматривание иллюстраций Моделирование ситуации. Чтение.
2 неделя «Транспорт»
Беседа, рассматривание иллюстраций Рисование.
3 неделя «Труд водителя» Беседа, рассматривание иллюстраций Моделирование ситуаций
4 неделя «История транспорта» Беседа, рассматривание иллюстраций Моделирование ситуаций
ДЕКАБРЬ
1 неделя «Цветные автомобили», «Пешеходы и транспорт»
Беседа, подвижная игра. Прогулка.
2 неделя «Строим улицу» Беседа, рассматривание иллюстраций Моделирование ситуации Конструирование.
3 неделя «Здравствуй, улица». Беседа, рассматривание иллюстраций Моделирование ситуации.
4 неделя «О чём разговаривает улица». Беседа, рассматривание иллюстраций Моделирование ситуации. Рисование.
ЯНВАРЬ
1 неделя занятие – тренинг по правилам дорожного движения. Беседа, рассматривание иллюстраций Моделирование ситуаций.
2 неделя «Дорожные нарушения»
Беседа, рассматривание иллюстраций Моделирование ситуаций.
3 неделя «Угадай дорожный знак» Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение, дидактическая игра. Моделирование ситуации
ФЕВРАЛЬ
1 неделя : «Что должен каждый знать обязательно на «пять» Беседа, рассматривание иллюстраций Моделирование ситуаций, викторина
2 неделя «Перейди дорогу»
Беседа, рассматривание иллюстраций Моделирование ситуаций, игра-соревнование
3 неделя «Дорожные знаки» Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение произведений Моделирование ситуаций
4 неделя «Мы идем через дорогу» Беседа, рассматривание иллюстраций
Моделирование ситуаций, практическая работа.
МАРТ
1 неделя «Угадай ребус» Беседа, рассматривание иллюстраций Моделирование ситуации
2 неделя «Дорога в школу» Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение произведений Моделирование ситуаций. Рисование
3 неделя «Работа сотрудника ГИБДД» Беседа, рассматривание иллюстраций Моделирование ситуаций
4 неделя «Сигналы регулирования дорожного движения» Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение произведений Моделирование ситуаций
АПРЕЛЬ
1 неделя «Набери правильно номер» Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение произведений Моделирование ситуации. Игра
2 неделя «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?» Беседа, рассматривание иллюстраций Моделирование ситуации
3 неделя «Знаешь ли ты свой адрес, телефон, можешь ли объяснить, где живёшь?» Беседа, рассматривание иллюстраций Моделирование ситуаций
4 неделя «Конкурс на знание ПДД» Беседа, рассматривание иллюстраций Моделирование ситуаций
МАЙ
1 неделя «В гостях у светофора»
Развлечение
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Диагностика
Октябрь
1. Тема: «Дорожная азбука» (экскурсия)
Цель: знакомить детей с назначением дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», «Телефон», «Остановка пассажирского транспорта»; воспитывать внимание, культуру поведения в общественных местах.
Лит-ра: Т. И. Данилова программа «Светофор», стр. 64
2. Тема «Твой приятель – светофор!»
Цель: знакомить детей с историей изобретения уличного светофора; закреплять знания о сигналах светофора; воспитывать внимание.
Материал: иллюстрации светофоров.
Лит-ра: Т. И. Данилова, стр. 103
3-4. Тема: «Школа пешеходных наук». Аппликация «Пешеходный и транспортный светофор»
Цель: знакомить детей с работой пешеходного светофора, с машинами специального назначения; воспитывать грамотного пешехода.
Материал: макеты пешеходного и транспортного светофоров, иллюстрации - машины специального назначения; для аппликации – картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка.
Лит-ра: Т. И. Данилова, стр. 66
Ноябрь
1. Тема: «Машины на нашей улице». Чтение М. Дружинина «Служебные машины».
Цель: расширять представления детей о пассажирском транспорте; закреплять знания о грузовом транспорте и машинах специального назначения; воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.
Материал: картины с изображением машин.
Лит-ра: Т. И. Данилова, стр. 74
2. Тема: Рисование «Транспорт»
Цель: закрепить знания детей о назначении некоторых видов транспорта; воспитывать аккуратность в работе.
Материал: картины с изображением машин, кисти, краски, салфетки.
3. Тема: «Труд водителя»
Цель: уточнять знания детей об одностороннем и двустороннем движении; о видах транспорта; углублять знания о труде водителя; воспитывать уважение к данной профессии.
Материал: иллюстрации видов транспорта, дорожные знаки.
Лит-ра: Т. И. Данилова, стр. 78
4. Тема: «История транспорта»
Цель: знакомить детей с историей развития транспорта; учить сравнивать старинный транспорт с настоящим; воспитывать чувство ответственности.
Материал: иллюстрации с изображениями старинного транспорта.
Лит-ра: Т. И. Данилова, стр. 84
Декабрь
1. Тема. Прогулка. Подвижные игры «Цветные автомобили», «Пешеходы и транспорт»
Цель: закреплять у детей умения действовать в соответствии с правилами игры; воспитывать дружелюбие.
Материал: цветные ленточки, рули.
Лит-ра: Т. И. Данилова, стр. 196, 197
2. Тема: «Строим улицу»
Цель: закреплять и расширять знания детей о профессии строителя; совершенствовать знания о правилах поведения в общественных местах, умение выполнять ПДД; воспитывать любознательность и интерес к окружающему.
Материал: предметные картинки: транспорт, игрушки, дорожные знаки, строительный материал.
Лит-ра: Т. И. Данилова, стр. 86
3. Тема «Здравствуй, улица». Подвижная игра «Перекресток».
Цель: познакомить детей с понятиями «перекрёсток», «площадь»; учить практически применять правила дорожного движения в различных ситуациях; воспитывать чувство ответственности.
Материал: макет перекрёстка.
Лит-ра: Т. И. Данилова, стр. 95, 196
4. Тема: «О чём разговаривает улица». Рисование «Мой дом - моя улица».
Цель: уточнять представление о специальных световых сигналах : мигающие огни, фары; углублять знания детей о дорожных знаках; воспитывать внимание, сосредоточенность;
Материал: макеты дорожных знаков, карточки с изображением машин; для рисования – краски, кисти, цветные карандаши.
Лит-ра: Т. И. Данилова, стр. 98
Январь
1. Тема: занятие – тренинг по правилам дорожного движения.
Цель: формировать у детей способность регулировать процессы возбуждения и торможения, умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот; развивать произвольное внимание, обучение умению самостоятельно решать проблемы; формировать у ребенка способность прогнозировать развитие событий и последствий в условиях нарушений транспортно-дорожного режим.
Материал: макет улицы, флажки, музыкальная кассета для аутотренинга.
Лит-ра: Интернет-ресурсы
2. Тема: «Дорожные нарушения»
Цель: закреплять правила поведения на улице; развивать умение правильно ориентироваться в создавшейся ситуации; воспитывать
Материал: плакаты, иллюстрации.
Лит-ра: Т. И. Данилова, стр. 27
3. Тема: «Угадай дорожный знак» (дидактическая игра). Чтение Я. Пишумова «Просто это знак такой…»
Цель: закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении; воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок.
Материал: иллюстрации дорожных знаков.
Лит-ра: Т. И. Данилова, стр. 28
Февраль
1. Тема: «Что должен каждый знать обязательно на «пять», (викторина «Что? Где? Когда?».
Цель: закреплять у детей дорожные знание правил дорожного движения и умение соблюдать их в жизни; развивать речь, мышление, внимание; воспитывать дружелюбие, взаимовыручку.
Материал: загадки о дорожных знаках, призы.
Лит-ра: Т. И. Данилова, стр. 36, 117.
2. Тема: «Перейди дорогу» (игра-соревнование).
Цель: развивать у детей внимание, умение выполнять действия по сигналу воспитателя; воспитывать дружелюбие.
Материал: три круга (красный, желтый, зеленый).
Лит-ра: Т. И. Данилова, стр. 36
3. Тема: «Загородные дороги».
Цель: обучать детей движению по загородной дороге; развивать наблюдательность, умение ориентироваться в создавшейся ситуации.
Лит-ра: Т. И. Данилова, стр. 37
4. Тема: «Дорога в школу». Рисование «Моя дорога в школу»
Цель: закрепить знания о правилах поведения на улице, а также понятия «пешеход», «пассажир»; расширять знания детей о правилах перехода проезжей части; закрепить с детьми правила этичного поведения в городском транспорте и на улице.
Материал: картины с изображением школы, улиц, пассажирского транспорта, схема маршрута от дома к школе на фланелеграфе, дорожные знаки на каждого ребенка: «Место остановки автобуса или троллейбуса», «Пешеходный переход»; для рисования: фломастеры и листы бумаги.
Лит-ра: Интернет-ресурсы
Март
1. Тема: «Угадай ребус».
Цель: развивать у детей мышление, память, внимание; расширять у детей знания о ПДД; закреплять умения находить нарушителей; воспитывать дружелюбие, взаимовыручку.
Материал: ребусы.
Лит-ра: Т. И. Данилова, стр. 41
2. Тема: «Про правила дорожного движения». Чтение С. Волкова «Правила дорожного движения».
Цель: развивать у детей умение полным ответом предложением отвечать на поставленный вопрос; закреплять знания ПДД; воспитывать внимательного слушателя.
Лит-ра: Т. И. Данилова, стр. 41
3. Тема: «Работа сотрудника ГИБДД». Чтение произведения С. Михалкова «Дядя Степа -милиционер».
Цель: знакомить детей с работой сотрудника ГИБДД, со значением его жестов; воспитывать внимание, умение понимать сигналы регулировщика.
Материал: иллюстрации, регулировочный жезл.
Лит-ра: Т. И. Данилова, стр. 39
4. Тема: «Сигналы регулирования дорожного движения»
Цель: закреплять у детей знания о сигналах регулировщика с помощью перфокарты; развивать внимание, память.
Материал: жезл; изображение улиц, перекрёстков города; изображение регулировщика в разных положениях, дорожных знаков; макет светофора.
Лит-ра: Т. И. Данилова, стр. 39
Апрель
1. Тема: «Набери правильно номер». Дидактическая игра.
Цель: закреплять у детей знания номеров телефонов экстренных служб: пожарная охрана, скорая помощь, полиция; развивать умение правильного набора номера на телефоне.
Материал: игрушечный телефон.
Лит-ра: Т. И. Данилина, стр. 31.
2. Тема: «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?»
Цель: ребёнок должен усвоить, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу; развивать внимание, память, осторожность.
Материал: сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.
3. Тема: «Знаешь ли ты свой адрес, телефон, можешь ли объяснить, где живёшь?»
Цель: ребёнок должен запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его место жительства; расширять кругозор; развивать внимание, осторожность, память.
Материал: сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.
4. Конкурс на знание ПДД»
Цель: закрепить с детьми знание ПДД; закрепить знания, полученные на занятиях; воспитывать взаимопонимание и доброжелательное отношение друг к другу.
Материал: разноцветные геометрические фигуры, фанты.
Лит-ра: Интернет-ресурс
Май
Развлечение «В гостях у светофора»
Диагностика.