Светлана Слюсарева
План кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста «Минеральные Воды– частичка России»
▼ Скачать + Заказать документы
План кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста «Минеральные Воды– частичка России».
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Пояснительная записка.
Публикация «План кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста „Минеральные Воды– частичка России“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Планирование, тематические недели
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Родина, Россия. Планы, планирование
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольное детство – это важнейший период становления личности человека, время, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию. С. И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». А Г. Бакланов писал, что чувство патриотизма это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя помимо всего прочего, чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через приобщение к культуре, природе; обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой так нуждаются дошколята. «Главное в работе с детьми…- воспитание чувств, т. е. динамика от чувств к идеям» М. Монтессори.
Актуальность кружковой работы.
Базой патриотического воспитания является нравственное,эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. Только в процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско – патриотических чувств.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей улицей, городом, областью, а затем и со страной, ее столицей и символикой.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, своими новинками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом.
Поэтому воспитание любви к своему Отчеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение
Цель и задачи кружковой работы
Цель:Создание условий для формирования и воспитания у детей старшего дошкольного возрастагражданско - патриотических чувств, воспитания духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
1. Формировать чувства привязанности к своему дому, своим близким,детскому саду.
2 .Формировать у дошкольников чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3. Воспитывать гражданско - патриотические чувства посредством ознакомления с историей родного края, его настоящим и будущим;
чувство гордости за свою малую Родину.
4. Воспитывать у дошкольников чувства уважения и заботы к землякам - защитникам Отечества.
5. Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Педагогические принципы кружковой работы.
1. Доступность: соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2. Непрерывность : сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
3. Научность: планирование изучаемого материала на основе сведений об истории и культуре родного края.
4. Последовательность: планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.
5. Тематическое планирование материала : подача изучаемого материала по тематическим блокам: «Семья и детский сад», «Родная природа», «Родной город - малая родина», «Родная страна».
6. Преемственность: патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Законодательно – нормативное обеспечение кружковой работы.
- Закон РФ «Об образовании».
- Национальная доктрина образования Российской Федерации
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 " Дельфиненок" г Минеральные Воды, разработанная на основе программы воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой-М. : Мозаика-Синтез, 2015 г.
Содержание тематического планирования материала.
«Семья и детский сад».В рамках этого блока дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о семейных ценностях, о профессии своих родителей. Воспитанники знакомятся с историей детского сада и профессиями сотрудников.
«Родной город». Дети получают краеведческие сведения о родной улице, о районе, месторасположение города, знакомятся с символикой родного города, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках, героями труда, и ветеранами ВОВ. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.
«Родная природа». Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с природой дети получают сначала сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе своего города, округа, края (реках, растениях лекарственных травах, животном мире) и, наконец, общие географические сведения о России. Воспитывается бережное отношение к природе, желание больше узнать о ней,вносить посильный вклад в ее защиту.
«Родная страна» В этом блоке дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России : герб, флаг, гимн. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия-многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
Ожидаемые результаты.
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально- экономической значимости, символике родного города, края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, любви и патриотизма. Привлечение семей воспитанников к совместной деятельности по патриотическому воспитанию детей.
Целевые ориентиры
Ребенок 6-7 лет:
- Знает краткие сведения об истории города, края.
- Знает дату своего рождения, свое отчество, имена и отчество родителей, домашний адрес, адрес детского сада.
- Узнаетгерб, флаг г. Минеральные Воды.
- Имеет представление о Президенте, Правительстве России; имеет представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.
- Знает о подвигах знаменитых земляков. ; о воинах – защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- Понимает свою сопричастность к социальной и окружающей среде, осознает себя полноправным членом общества.
Возраст детей
В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети подготовительной к школе группы, возраст 6 –7 лет.
Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев (с 01.09 по 31.05.)
В течение 1 месяца предусмотрено 4 занятия.
Расписание занятий кружка строится из расчета одно занятие в неделю.
Режим занятий: пятница, 15.50-16.30.
Календарно-тематическое планирование для детей старшего возраста 6 -7 лет.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
дата Тема занятия Программное содержание Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь
1-2 неделя
. «Мир вокруг нас» Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России.. Работа с глобусом, беседы о разных странах и их жителях; чтение стихов, сказок авторов разных стран
Д/игра «Кто в какой стране живет» Консультация
3 -4 неделя
Октябрь
1 -2 неделя
3 -4 неделя
Ноябрь
1 -2 неделя
3 -4 неделя
Декабрь
1 -2 неделя.
3 – 4
Неделя.
Январь.
3 -4 неделя.
Февраль 1 -2 неделя.
3 – 4
неделя
Март
1 -2 неделя
3 -4 неделя.
Апрель
1 – 2 неделя.
3 – 4 неделя
Май
1 -2 неделя.
3 – 4 неделя.
«Наша Родина - Россия».
«Моя малая Родина. История моего города»
Мой город Минеральные Воды.
Памятники моего города.
Знаменитые земляки
Мой детский сад
Животный и
растительный мир нашего региона
10 января – день освобождения города от фашистов
. «Труд взрослых в родном городе».
«Наши защитники в мирные дни».
Мамин праздник
Минеральные Воды – ворота КМВ.
Мой край – родное Ставрополье.
Многонациональная
Родина.
9 мая – День Победы.
Итоговая диагностика. Формировать в воображении детей образ Родины, представление о Росси как о родной стране, закрепить символику России, воспитывать чувство любви к своей Родине
Формировать у детей понятие «малая Родина»; уточнить и расширить знания детей об истории родного города.
Закреплять представления детей об особенностях расположения города; о горе Змейке; улицах и площадях родного города. Формировать интерес к малой Родине.
Познакомить детей с памятниками и стелами города уточнить представление детей о назначении этих памятниках; воспитывать патриотические чувства
Познакомить детей со знаменитыми людьми нашего города, своими делами и подвигами, прославившими его; сформировать понимание значимости их
Деятельности.
Познакомить детей с историей детского сада «Дельфиненок»; дать представление о том, что в строительстве детского сада принимали люди разных профессий; воспитывать чувство гордости за свой детский сад.
Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире ; побуждать детей восхищаться красотой родного края; воспитывать патриотические
чувства.
Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших земляков в годы ВОВ; воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла.
Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного города, формировать уважение к труду людей, направленному на благо родного города, формировать первичное понимание слова «Родина».
Продолжать формировать знания детей о подвигах людей, совершающих в наши дни; закреплять знания о службе в армии; познакомить с качествами личности героев; воспитывать желание приходить на помощь людям.
Воспитывать добрые и нежные чувства к своим мамам; познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, спорта, космонавтики
Дать детям понятие,что такое город – курорт, расширить знания о городах – курортах КМВ, рассказать о значимости родного города в этом ряду,прививать чувство гордости за свою малую Родину.
Расширить и пополнить знания детей о родном крае, рассказать о том, какое важное место занимает он среди российских регионов; вызвать чувство гордости за свой край.
Формировать представление о том, что в родном городе дружно живут люди разных национальностей; воспитывать уважительное отношение детей к людям разных национальностей.
Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы ВОВ; воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла.. Беседы о Родине, чтение стихотворений, пословицы и поговорки; рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России; прослушивание музыкальных»; Д/игра «Узнай наш флаг.
Просмотр презентации о городе; экскурсия в краеведческий музей.
Рассматривание слайдов и альбомов с фотографиями, составление рассказов из личного опыта «Что я видел в краеведческом музее».
Д\и «Мой адрес».
Просмотр презентации «Памятники нашего города»; экскурсия к памятнику Сергия Радонежского; с/р игра «Экскурсия на автобусе по родному городу»
Беседы, выставка книг,
рассматривание фотографий. Чтение, заучивание стихотворений. Конкурс чтецов, посвященный детской писательнице В. Милославской.
Рассказать детям историю детского сада «Дельфиненок»; дать представление о том, что в строительстве детского сада принимали люди разных профессий; воспитывать чувство гордости за свой детский сад
Рассматривание карты ; беседы о жизни диких животных родного края, рассматривание иллюстраций с травами и ягодами, выделить их целебные свойства. Познакомить детей с назначением «Красной книги»;
Д/игра «С какого дерева листок», «Зеленая аптека»,
. Беседы,
рассматривание иллюстраций из книг о ВОВ, чтение книг о подвигах русских людей; Рассматривание альбома: «Памятники города Минеральные Воды воинам ВОВ»;составление рассказов о близких родственниках – участниках ВОВ.
Беседы о труде взрослых в родном городе; составление рассказов о труде родителей; фотовыставка «Мама и папа на работе»; рассматривание видео -слайдов с изображением людей разных профессий. Подборка фотографий и составление рассказа по теме: «Мама и папа на работе».
Рассматривание альбомов о разных родах войск, праздник посвященный, Дню Защитников Отечества, изготовление подарков к празднику.
Чтение стихов, рассказов о маме ;беседы об известных землячках,изготовление подарков мамам и бабушкам, утренник «Самая любимая».
Беседы, рассказы,
рассматривание альбомов, буклетов о городах КМВ, чтение легенд, составление рассказов из личного опыта о посещении городов – курортов,д/и «Виртуальное путешествие на электричке».
Рассматривание альбомов, фотографий, буклетов о Ставропольском крае, рассказы, беседы, чтение произведений ставропольских авторов, составление рассказов «Я здесь живу»
Беседы о многонациональной Родине, рассматривание национальных костюмов; чтение стихотворений, литературных произведений;
Настольно- печатная игра: «Собери костюм». Пошив русского костюма для куклы.
Беседа, рассматривание иллюстраций из книг о ВОВ; чтение книг о подвигах русских людей;
Экскурсия к памятнику на площади Победы,
Возложение цветов к Вечному огню.
Обследование детей на определение итоговых знаний по программе. Беседы с детьми; дидактические игры. Анкетирование родителей.
Рекомендации в
подборке фотографий, открыток с изображением разных городов России.
Участие в мероприятиях, посвященных Дню города.
Составление маршрута от дома до детского сада; подбор фотографий на тему «Я и мой город».
Подбор материала для составления альбома «Мы – минераловодцы». (фото,рисунки, рассказы)
Совместная экскурсия в библиотеку и краеведческий музей.
Составление фото альбома «Наша группа в истории детского сада»
Вовлечение родителей в изготовление «Красной книги» Минераловодского округа.
Совместная экскурсия в краеведческий музей.
Консультация.
Подборка фотографий дедушек и пап, служивших в войсках Российской армии.
Изготовление фотогазеты.
Изготовление фотоколлажа «Моя мама лучше всех».
Беседа о пользе совместного познавательного времяпровождения с детьми : «Экскурсии – это здорово».
Продолжать подбирать материал для альбома «Мы –минераловодцы».
Консультация
«Мы - интернационалисты».
Совместная экскурсия в музей «Пост №1».
Завершение работы над альбомом
«Мы –минераловодцы».