Любовь Матвеева
План работы кружка «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей трёх - четырёх лет.
Пояснительная записка.
Образовательная программа определяет новые ориентиры в нравственно- патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Эта программа внутренне совершенно закончена, самостоятельна, неисчерпаемо многогранна и остросовременна. Откристализованная временем р. н. сказка, по словам В. Г. Белинского, «лучше самой истории свидетельствует о внутреннем быте народа, может служить меркою его гражданственности, проверкою его человечности, зеркалом его духа».
Публикация «План работы кружка „В гостях у сказки“» размещена в разделах
Каждый народ имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции. Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников с позиции кардинальных изменений в общественном сознании остается главной в настоящее время. И самое важное личностное качество, которое следует развивать и воспитывать в наших детях, есть национальный дух.
Есть другое важное личностное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты. Чувство доброты составляет основу нравственной целостности личности. Доброта тоже имеет национальный оттенок, но она всеобща.
«Спеши творить добро!»- в этом латинском призыве сохранена именно общечеловечность чувства доброты. Добрый человек не может не любить глубже; в добром человеке не может возникнуть сострадание, сочувствие; добрый человек не может не быть милосердным; добрый человек не может не уважать людей, он не может быть завистливым, грубым, он не может не быть порядочным, заботливым; добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность. В общем, чувство доброты есть корень всех благородных качеств.
Именно эти качества и многие другие легче всего воспитывать в ребенке через фольклор (р. н. сказки, пословицы, сказания и т. д.).
В отсутствие, каких бы то ни было общегосударственных идеологических установок, приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Таким образом, традиционная отечественная культура – это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами России: бережное отношение к матери – земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках, построивших великую Державу, преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды.
Проблемы роста преступности и бездуховности не решить ни экономическими, ни политическими методами. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно- патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Программа кружка составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Художественное творчество» - дети знакомятся с репродукциями картин, рисуют, лепят и делают аппликацию по сказкам.
2. «Развитие речи» - у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек, бесед и споров по содержанию сказки.
3. «Ознакомление с художественной литературой» - дети знакомятся с литературными произведениями.
4. «Познание» - дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что служит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
Программа составлена для детей дошкольного возраста (от 3 до 4лет) Занятия проводятся один раз в неделю (с сентября по май включительно) во второй половине дня. Продолжительность каждого занятия - от 15 до 20 минут (согласно возрасту). Также проводится работа с детьми по подгруппам и индивидуально во второй половине дня, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности.
Для успешной реализации программы созданы условия, которые способствуют раскрытию творческих способностей:
- оборудован уголок сказки - «театральная зона», где ребёнок может побыть посмотреть иллюстрации книги, взять в руки пальчиковый театр, различные маски героев сказок.
- оборудовано специальное место - «зона приватности», где ребёнок хранит свою любимую игрушку, костюм, книгу;
- созданы необходимые условия для развития творческих способностей, творческой активности: пальчиковый, настольный театры, кукол бибабо, иллюстрации, костюмы, маски.
- обновляется материал, ориентированный на интересы детей, развитие их любознательности и поиска к экспериментированию,
- организована доступность разнообразного материала;
- имеется специальное полифункциональное помещение для спектаклей - музыкальный зал.
Для организации работы кружка проводится :
- анкетирование родителей на предмет необходимости организации кружка «В гостях у сказки» для дошкольников;
- ознакомление родителей с перспективным планом занятий кружка;
Программа реализуется в два этапа, с учетом возрастных особенностей и принципа «от простого к сложному».
ПЕРВЫЙ ЭТАП.
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
Знакомство и изучение:
1. Загадки, небылицы, скороговорки.
2. Подвижные игры, игры с пением, хороводные.
3. Сказки (инсценирование сказок)
Первый этап имеет своей целью знакомства с основами начального обучения, услышанными песнями, сказками, играми, народными знаниями и народной мудростью, воспитание ребенка в русле традиционной отечественной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
ВТОРОЙ ЭТАП. СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
Целью второго этапа восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры; формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей; нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребенка.
Задачи, что и на первом этапе, но расширенные и углубленные:
Углубленная работа по Народному календарю. Изучение народных примет, обычаев, обрядов, суеверий русского народа.
Результативность программы объясняется ее педагогической целесообразности, показывает, что изучение традиционной культуры в дошкольном детстве позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. Потому что весь процесс освоения родной культуры есть не что иное, как воспитывающее обучение.
Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает организацию такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникнуть и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становятся частью его жизни.
Продолжительность занятий в младших группах 15 минут, в средних группах - 20 минут. Старшие группы: 25 минут. Подготовительная к школе группа 30 минут.
Занятия – праздники по народному календарю являются своеобразным завершением освоения конкретных календарных тем года, подведением итогов занятий в течение года с сентября по май.
Тематический план :
СЕНТЯБРЬ
Мероприятие
Задачи
Инсценировка сказки «Колобок».
Обработка К. Ушинского.
(Героями выступают сами дети) Заучить с детьми пословицу: «Чем хвалимся, на том и провалимся»
Помочь осмыслению сказки.
Учить детей говорить по ролям.
Воспитывать смелость, память, пробуждать интерес к театрально – игровой деятельности.
Чтение сказки «Заяц – хваста»
Хороводная игра «Зайка серенький» С помощью беседы помочь понять смысл сказки, рассказать о восстановлении справедливости, об опасности зазнайства, учить активно участвовать в беседе.
ОКТЯБРЬ
Показ диафильма.
Сказка «Лиса и журавль»
Разучить с детьми пословицы:
«Как аукнется – так и откликнется»
«Каков привет - таков и ответ»
Во время беседы – объяснить детям, что эта сказка о восстановлении справедливости»
Рассказ сказки «Маша и медведь»
Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки.
Заучить с детьми пословицу:
«Горе горюй, да руками воюй».
Объяснить смысл пословицы.
Театрализованная хороводная игра по сказке «Теремок»
Развивать у детей интерес к театрально- игровой деятельности. Помогать разыгрывать представления, используя интонацию, мимику, жест. Заучить пословицу: «Не бравши топор – жилья не срубишь»
Показ настольного театра.
Сказка «Кот и петушок» Помочь детям, используя разные приёмы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, уметь сопереживать героям.
НОЯБРЬ
Чтение сказки «Крошечка – Хаврошечка» Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предложить вниманию детей иллюстрированное издание, объяснить, как важны рисунки. Показать, как много можно узнать, если внимательно рассмотреть иллюстрации.
Пословицы:
«Кто правдой живёт – того бог бережёт»
«Кто добро творит – того бог богославит»
Заучивание сказки «Репка»
Пословица: «Капля по капле и камень точит»
Развивать память, учить правильно использовать интонацию, мимику, жесты.
Показ диафильма «Курочка, мышка и тетерев»
Подвижная игра «Кот и мышки»
Пословица: «Хочешь есть калачи – не лежи на печи»
После просмотра, с помощью беседы, помочь понять смысл сказки. Рассказать о восстановлении справедливости.
Зачитать по просьбе ребёнка понравившийся отрывок.
Рассказ сказки «Лисичка со скалочкой» Пословица «Тому худа не отбить, кто привык неправдою жить». Продолжать работу по формированию интереса к книге, учить внимательно слушать сказки.
Декабрь.
Сказка «Заюшкина избушка»
Подвижная игра «Лиса и зайки» Помогать детям, используя разные приёмы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать героям.
Пословица «На чужой каравай – рот не разевай»
Рассказ сказки «Морозко» Пословицы: «Работай – сыт будешь, молись – спасёшься»
«Без смиренья нет терпенья». Во время беседы – помочь понять смысл сказки. Рассказать о восстановлении справедливости.
Просмотр диафильма.
Сказка «Зимовье зверей»
Пословица: «Согласного стада – волк не берёт»
Помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать героям.
ЯНВАРЬ
Рассказ – рассуждение
«Кто вырастил ягодку?» Скребцова М, Лопатина А.
(Приложение) Продолжать воспитывать любовь к растениям и животным. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, к их труду.
Воспитывать интерес к профессиям, к тому, где и кем работают родители.
Чтение рассказа «Волшебная рябинка» А. Лопатина.
(Приложение) Объяснить детям основные различия между сказкой и рассказом. Продолжать воспитывать любовь к растениям и животным. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, к их труду. Формировать самооценку своих поступков, доброжелательно оценивать поступки других людей.
Развивать разговорную речь.
Чтение сказки «Улыбка бога» -
«Пожилые люди» Скребцова М. Продолжать воспитывать уважительное отношение к пожилым людям, учить слушаться и любить своих бабушек и дедушек, помогать им. Формировать такие качества, как скромность, отзывчивость, справедливость.
Февраль
Сказка «Художник и клён» Лопатина А. Продолжать воспитывать любовь к растениям и животным. Воспитывать доброту и чуткость через сказку. Развивать речь, воображение, умственные способности.
Сказка «Доброе облако» Развивать разговорную речь. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения, привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Формировать умение договариваться, помогать друг другу. Стремиться радовать старших своими хорошими поступками.
Рассказ сказки «Каша из топора»
Рассказать детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Помочь детям правильно воспринять содержание произведения, уметь сопереживать героям.
МАРТ
Чтение сказки Сухомлинского «Семь дочерей»
Беседа «Мамин портрет»
Практическая часть – рисунок. Пословица для заучивания наизусть: «При солнышке – светло, а при матушке – добро». Формировать такие качества, как отзывчивость, скромность, справедливость. Стремление радовать старших хорошими своими поступками. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Учить слушаться и любить своих мам.
Сказка М. Скребцовой «Сердце матери». «Чудо материнской любви». (приложение)
Игра «Волшебные мамины глаза» Задание на дом: Понаблюдайте за мамой и расскажите, что её руки делают за один день.
Пословица для заучивания наизусть: «При солнышке – светло, а при матушке – добро».
Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Учить слушаться и любить своих мам.
М. Скребцова и А. Лопатина «Сказка о солнечном зайчике» (приложение) Развивать разговорную речь. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения, привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Формировать умение договариваться, помогать друг другу. Стремиться радовать старших своими хорошими поступками.
Сказка М. Скребцова и А. Лопатина «Чудесный подарок» (приложение) Продолжать воспитывать любовь к растениям и животным. Воспитывать доброту и чуткость, уважительное отношение к окружающим людям, к их труду через сказку. Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, к тому, где и кем работают родители.
АПРЕЛЬ
Беседа: «Первое апреля – день смеха»
Чтение Н. Носова «Фантазёры» Воспитывать чувство юмора. Развивать речь, воображение, умственные способности, память.
Воспитательная сказка – фантазия «Как Илюша животик кормил» Воспитательная сказка – фантазия для предотвращения детских капризов во время еды. Формировать элементарные навыки поведения за столом.
Сказка «Как Андрюша свой сон искал» Воспитательная сказка – фантазия для предотвращения детских капризов во время обеденного сна.
Сказка «Дворец врулей»
Воспитательная сказка – фантазия для предотвращения детской лжи и обмана. Объяснить слова – ложь и фантазия. Напомнить сказку Н. Носова «Фантазёры»
МАЙ
М. Скребцова «Разговорчивая берёзка» (приложение) Беседа о весне, о деревьях. Активизация словаря «липа», «Берёза», «кора», «серёжки», «дубильные вещества»
Познакомить детей с семенами берёзы, с помощью которых они размножаются.
Продолжать воспитывать любовь к природе.
М. Скребцова «Осинка и ветерок»
(приложение) Продолжать воспитывать любовь к растениям и животным. Воспитывать чуткость через сказку, развивать разговорную речь, воображение. Беседа о весне, о деревьях.
Сказка Чуковского «Айболит» Продолжать воспитывать интерес к профессиям, к тому, где и кем работают родители.
Сказочная игра – КВН «Угадай сказку!» Расширить, углубить и проверить знания детей по знакомым сказкам. Развивать познавательную активность. Прививать интерес к сказкам, рассказам и русскому фольклору.
Литература:
1. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.
2. М. Д. Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.
3. Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.
4. И. В. Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.
5. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.
6. «В гостях у сказки» Москва 1994год.
7. «Русские народные сказки»
8. Лопатина А. Скребцова М. «Воспитание сказкой».